ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Докладная записка о состоянии и религиозной деятельности зарегистрированных обществ и не зарегистрированных групп верующих по Куйбышевской области и г.Куйбышеву за 1957 год

17 июля 2007

Мы начинаем публикацию материалов из фонда Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР при Куйбышевском облисполкоме. Материалы эти не были опубликованы и хранятся в Государственном архиве Самарской области.

Должность уполномоченного по делам религиозных культов при Куйбышевском облисполкоме была введена в 1945 году. С этого момента уполномоченные ежеквартально и ежегодно составляют отчеты, которые направляют в Москву, в Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР. Кроме того, уполномоченные регулярно представляют докладные записки председателю облисполкома. В них дается краткий обзор деятельности зарегистрированных и незарегистрированных религиозных организаций и групп области.

Как правило, отчеты уполномоченных не отличались разнообразием: из года в год повторялись схожие сведения, иногда отчеты разных лет совпадали даже текстуально. В этом смысле докладная записка, фрагменты которой мы начинаем публиковать, представляет собой исключение. В данном случае уполномоченный П.Алексин подошел к составлению записки в некотором роде творчески, включив в нее доступные ему сведения по истории каждого из старообрядческих согласий.

В целом, отчеты и докладные записки составлялись по одной схеме: сначала, подробнее – сведения о зарегистрированных общинах, затем, кратко – о незарегистрированных группах. Мы будем публиковать лишь те фрагменты докладной записки, которые посвящены старообрядческим общинам. Не удивительно, что наибольшее внимание в докладной записке уделяется беглопоповскому согласию (ныне – Русская Древлеправославная Церковь). Во-первых, с 1946 г. и до середины 70-х гг. ХХ в. беглопоповская община Куйбышева была единственной зарегистрированной старообрядческой общиной области. Во-вторых, именно в это время в Куйбышеве располагалась архиепископия Куйбышевская, Московская и всея Руси.

Докладная записка – документ очень ярко характеризующий обстановку тех лет, условия, в которые были поставлены верующие. Наконец, своеобразный "авторский стиль" уполномоченного П.Алексина прекрасно характеризует уровень людей, которые "руководили" в то время религиозной жизнью.

Сегодня – первый фрагмент документа. Страницы архивного дела указаны. Орфография и пунктуация документа полностью сохранены.

Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР

Уполномоченный при Куйбышевском облисполкоме

(...) января 1958 года Секретно № 0-1-С

Председателю исполкома облсовета депутатов трудящихся тов. Грибкову М.П.

Докладная записка о состоянии и религиозной деятельности зарегистрированных обществ и не зарегистрированных групп верующих по Куйбышевской области и г.Куйбышеву

с. 50

Епископия старообрядческой церкви беглопоповского согласия г.Куйбышев

Епископия в гор.Куйбышеве существует с ноября 1955 года. Бывш. священник старообрядческой церкви в г.Куйбышеве Абрамов Ефим Кузьмич, 1885 года рождения, был избран архиепископом Куйбышевским-Московским и Всея Руси. Архиеписком Епифаний Смиренный поставил перед собой задачу: в первую очередь прославить себя среди верующих, в зарегистрированных обществах и не зарегистрированных группах верующих старообрядцев беглопоповского согласия. Епифаний Смиренный, как он пишется, направил множество писем и обращений в духовенству зарегистрированных обществ, к верующим не зарегистрированных групп верующих старообрядцев, не входящих в его юрисдикцию Узбекскую АССР, Казахс.АССР, Грузинской АССР и много других населенных пунктов нашей советской страны.

Кроме этого Епифаний Смиренный завел переписку с верующими и духовенством, проживающими в Румынской народной республике. Мало этого, Епифаний Смиренный из Епископии направил свои фотоснимки во всем парадном облачении, духовенства епископии и родственников: диакона Сергеева Калинника Яковлевича, не забыв направить фотографии своего брата заштатского священника Василия Кузьмича Абрамова, проживающего в Оренбургской области

с. 51

гор.Бугуруслан.

Далее, Епифаний Смиренный в своих ответах на письма от старообрядцев Румынии сообщил верующим в Румынию и многим верующим в Куйбышеве, что он Епифаний, собирается выехать в Румынскую народную республику. Актив верующих приступил к сбору пожертвований на поездку Епифания в Румынию, сбор средств проходил не только в Куйбышеве, так же собирались средства из Румынской народной республики, которые собрали 1800 рублей и пытались обменять в посольстве на советскую валюту.

Мною был вызван Епифаний. Я ему рекомендовал прекратить переписку с духовенством и активом верующих старообрядцев, проживающих в Румынской народной республики и разъяснил ему, что Румынская народная республика находится в дружественных отношениях с нашей страной и чтобы не допустить какой-либо ошибки или нетактичности в отношении Правительства Румынской народной республики, что и может быть допущено по неопытности. Кроме этого, Румынская народная республика не входит в его юрисдикцию. Архиеписком согласился с моими замечаниями и дал слово больше не писать писем. Но после моих серьезных замечаний и советов архиеписком сократил переписку с верующими Румынской народной республики и только в июне месяце им было направлено письмо уже после того, как Епифаний дал мне слово, что он больше не будет писать в Румынию.

С июня 1957 года не посылались ответы на полученные письма в Румынию, но из Румынии письма епископия получала и после нашей беседы.

Кроме этого, архиеписком Епифаний Смиренный, воспользовался моим отсутствием. В 1956 году я выезжал в районы нашей области.

с.52

Он вместе с диаконом Сергеевым К.Я. без моего согласия выехал якобы по просьбе верующих в город Караганда и его окрестные населенные пункты, в город Лениногорск, Казахской АССР и его окрестности, в город Ташкент Узбекской АССР и его окрестности.

С приездом Епифания из длительной командировки мною они были вызваны. Епифаний и диакон Сергеев, секретарь епископии Попов, председатель церковного совета Разин. Мною были сделаны серьезные замечания и я потребовал прекратить поездки в города и населенные пункты, не входящих в его юрисдикцию. Епифаний пытался мне доказать, поскольку он является архиепископом Всея Руси, поэтому он может выезжать и разъезжать по всей Руси. Мною вновь ему было доказано, что он Епифаний является советским человеком, должен подчиняться советским законам. Епифаний согласился с моими выводами и дал слово не выезжать без согласия уполномоченного Совета по делам религиозных культов. Мною было разъяснено, что в епископию входят 14 зарегистрированных религиозных обществ старообрядского беглопоповского согласия, которые он должен посещать, изучать духовенство, их способность и правильность службы.

В течение двух лет архиеписком Епифаний Смиренный в зарегистрированные общества старообрядцев выезжал всего в две области: в город Камбарку Удмурдской АССР, в города Климов, Новозыбково, Брянской области.

Это потому, что в зарегистрированных обществах старообрядцев беглопоповского согласия весь доход денежных средств поступает на местное духовенство, т.е. 50% священнику, 30% диакону и 20% псаломщику. Ему архиепискому в зарегистрированных обществах выделяется очень ограниченная оплата: проезд по железной дороге и бесплатное питание, и мелкие карманные расходы.

с. 53

Если же Епифаний выезжает в незарегистрированные группы верующих старообрядцев, не входящих в его юрисдикцию, где нет духовенства, там все денежные доходы целиком попадают лично архиепискому Епифанию Смиренному.

Приведу пример. В 1956 году, как мною указано выше, архиеписком вместе с диаконом выезжали в Узбекскую ССР, гор.Ташкент и его окрестности, город Лениногорск и его населенные пункты Казахской АССР, город Караганда и его окрестности якобы по просьбе верующих.

Епифаний Смиренный лично за три недели поездок заработал по грубым подсчетам более 20 тысяч рублей. Там он крестил младенцев и взрослых, совершал бракосочетания по церковному и другие молитвы о здравии и панихиды за упокой рабов божиих.

В 1957 году в начале февраля мною был вызван Епифаний Смиренный вместе со всем духовенством и я попросил его рассказать о ходе ремонта купленного здания по Декабристской улице дом № 101. Как мною установлено, дом находится в стадии ремонта, здание было куплено за 65 тысяч рублей. В документах числится стоимость дома 72 тыс. 500 рублей. Вместе с ремонтом стоимость возросла до 118 тысяч рублей. Когда же я приехал на место и посмотрел это здание, то убедился, что еще потребуется около 35-40 тысяч рублей на ремонт этого здания. На этой беседе в феврале мною были предупреждены архиеписком Епифаний, диакон Сергеев, секретарь епископии Попов, чтобы в населенные пункты, не входящие в их юрисдикцию не выезжать. Все поняли и Епифаний согласился и дал слово не выезжать без согласия уполномоченного. Не прошло и десяти дней после этого,

с.54

20 февраля 1957 года я получил пакет от епископии за подписью Епифания. Текст письма древне-православных христиан старообрядцев беглопоповского согласия г.Куйбышева доводят до вашего сведения, что по просьбе верующих гор. Лениногорска, Караганды и Ташкента, мы архиепископ и с диаконом Сергеевым выезжаем для отправления духовных треб в великий пост и подпись Архиепископ.

Мною был вновь вызван архиепископ Епифаний и крепко предупрежден, что я категорически возражаю против его выезда в незарегистрированные группы верующих, не входящих в его юрисдикцию.

Летом 1957 года архиеписком выехал в Московскую общину старообрядцев беглопоповского согласия справить панихиду по умершему бывш. архиепископу Иоанну с целью зайти в Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР и получить там разрешение на выезд в Закавказье, в города: Тбилиси, Кизляр, Новочеркасск и в Каманскую область, где нет ни одного зарегистрированного общества старообрядцев. Я был вынужден просить Совет, чтобы Совет не давал разрешение архиепискому Епифанию гастролировать по населенным пунктам, не входящим в его юрисдикцию. Совет по делам религиозных культов отказал Епифанию, рекомендовал ему возвратиться обратно в Куйбышев, что Абрамов скрыл от меня.

Кроме этого, имеет место со стороны архиепископа грубое нарушение советского законодательства. Пример, архиеписком неоднократно направлял священнослужителей старообрядцев беглопоповского согласия, в не зарегистрированные группы верующих: архиеписком выдал указ епископии на отправление духовных треб в незарегистрированную группу старообрядцев беглопоповского согласия, село Семеновку Горьковской области,

с.55

священнику Боеву Исламу Андреевичу. Кроме этого, архиеписком потворствует диким бродячим священникам, гастролировать по населенным пунктам, где не имеется зарегистрированных обществ, которые беспрепятственно проводят в населенных пунктах отправление духовных треб: крещение, венчание, пример: бродячие священники Блохин Иван Тимофеевич и Машинин Пантелеймон В. Направлены в Сталинградскую область город Камышин. В Сталинградской области г.Камышин проживает заштатный священник старообрядской церкви беглопоповского согласия, который беспрепятственно выезжает в населенные пункты Камышина и очень часто бывает в гор. Уральске, где отправляет все духовные требы: крещение, венчание и похороны.

Кроме этого, архиеписком Епифаний способствует незаконностям. Пример: в гор. Михайловске Сталинградской области существует группа верующих старообрядцев беглопоповского согласия. Архиеписком Епифаний Смиренный без разрешения советских органов командирует туда священника Лестева Исая Николаевича. Это исключительное нарушение советского законодательства. 29 ноября 1957 года мною был вызван Епифаний, с которого я потребовал объяснения, почему выдано командировочное удостоверение от 25 августа № 02/65 священнику Лестеву, с котором он 3 месяца гастролировал по Сталинградской области? Епифаний пытался мне говорить неправду. Но он мною был уличен в этой лжи. И.наконец, признался, что он не законно выдал командировочное удостоверение священнику Лестеву, когда он Епифаний был в Брянской области.

Мне кажется, что этого прощать никак нельзя. Архиеписком Епифаний заслуживает сурового наказания, а может быть и снятие его с регистрации.

с.56

Одновременно епископия имеет много заштатных священников старообрядческой церкви: его брат родной священник Василий Кузьмич Абрамов, проживает в гор.Бугуруслане и гастролирует по Оренбургской области с удостоверением епископии и не только по Оренбургской области, но бывает и в Куйбышевской области, Блохин Иван Тимофеевич гастролирует по Закавказью, священник Изюмов Иван Павлович, который гастролирует по Сталинградской и Уральской областям.

В то же время архиеписком Епифаний Смиренный насаждает епископию новыми священниками: 8 октября 1956 года Епифанием был назначен в общество старообрядцев беглопоповского согласия гор.Куйбышева священника Тулупова Ивана Леонтьевича, 1907 года рождения, до 1956 года Тулупов Иван Леонтьевич работал плотником в колхозе села Липовки Сок-Кармалинского района, Оренбургской области. В данный момент архиеписком ведет переписку с гражданином Белоусовым Владимиром Владимировичем, проживающем в Ферганской области, г.Каканд, по Базарной улице дом № 13. Архиеписком направил Белоусову письмо 26 июля 1957 года, в котором просит Белоусова выехать в гор.Куйбышев, для ознакомления, но Белоусов В.В. направил ответ Епифанию с ультиматумом, что если архиеписком гарантирует Белоусову рукоположение в священники, он Белоусов не возражает выехать в город Куйбышев.

Поэтому вопросу я имел беседу с архиепископом Епифанием и просил его рассказать о полученной корреспонденции за последнее время.

с. 57

Сначала Епифаний пытался уклониться от этого вопроса, но мне пришлось ему напомнить как много он получает писем от священников и что они пишут, в чем просят Епифания помочь им, в частности много писем от граждан, которые пытаются в дальнейшем быть священниками, только после этого Епифаний мне объяснил, что он получает письма из Каканда, мною было ему разъяснено, что нужно использовать священников, имеющих опыт, которые гастролируют по населенным пунктам и в назначении новых священников нет надобности, тем более, что и Епископия их не знает. Мною было разъяснено Епифанию, что по свету много гастролирует проходимцев и если вы их рукоположите всех, тогда вы за них должны нести ответственность. Мною было предложено использовать священников имеющихся на учете в епископии.

По моему настоянию архиеписком Епифаний прекратил переписку с верующим активом и духовенством Румынской народной республики, сократились переписка с религиозными группами, не входящими в его юрисдикцию.

С переводом епископии в гор.Куйбышев резко улучшилось финансовое состояние религиозного общества в городе Куйбышеве и поправилось финансовое состояние самого Епифания Смиренного. Когда он прибыл в Куйбышев священником, у него не было порядочной одежды, в настоящее время Епифаний лично купил себе дом на свои личные сбережения и создал благоприятные условия просвирнице Евдокии Иосифовне Вахтиной, которая по словам верующих была очень близка с владыкой в течение четырех лет и скопила личных сбережений 30 тысяч рублей. Из них купила за 23 тыс.рублей себе комнату по ул.Садовой д № 17

Архиеписком пытается возбудить ходатайство перед Советом

с. 58

по делам религиозных культов о том, чтобы епископию перевести обратно в Москву. Мною было разъяснено архиепискому, что возбуждать ходатайство нецелесообразно ввиду того, что город Москва чрезвычайно перегружен, даже многие учреждения переводятся на переферию.

Считаю необходимым поставить вас в известность, что старообрядческий архиеписком Куйбышевский-Московский и Всея Руси Епифаний Смиренный своим письмом от 3 декабря 1957 года за № 180 поставил меня в известность, что для торжественного служения на религиозный праздник "Введение" 4 декабря 1957 года им были вызваны в гор.Куйбышев священнослужители: отец Леонтий Дорофеев, с уставщиком Афанасием Калининым /ранее снятого с регистрации/. Московский еписком Евсевий Самарцев из Камбарки. Священно – иерей Василий Абрамов из гор.Бугуруслана, Оренбургской области /заштатный священник родной брат Епифания/.

Все вышеуказанные лица приехали в гор.Куйбышев 2 декабря и пробыли до 6 декабря 1957 года. Фактически были вызвано не 4 человека, а 9 человек, и не на торжественное богослужение, а по вопросу епископии. Так еще до торжественного богослужения были решены хозяйственные вопросы, расстановки кадров, и финансовые вопросы. Кроме этого, считаю необходимым известить вас, что духовные отцы после молитвенного собрания внизу здания церкви, т.е. в просверне был накрыт стол на 20 персон для торжественного празднечного обеда, со множеством явств блюд и со спиртными напитками. На этом торжественном обеде присутствовала бывш. просвирница Евдокия Иосифовна Вахтина.

На деле оказалось, что Епифаний Смиренный обманул меня, так как фактически все перечисленные священнослужители были вызваны на совещание епископии, которое проведено 3 декабря 1957 года.

с. 59

Совещание проходило под председательством архиепископа Епифания. На совещании решались вопросы выдвижения кандидатов на пост епископов, священников в зарегистрированные и не зарегистрированные объединения, о финансовом состоянии епископии и другие вопросы.

Поскольку архиеписком Епифаний Смиренный систематически допускает нарушения и в данном случае в созыве подобного совещания /собора/ и решения на нем вопроса о кандидатах на пост епископа и священников в не существующие общества и принимая во внимание, что и ранее архиеписком Епифаний допускал самовольные действия в своей деятельности, за которые мною неоднократно был он предупрежден, о чем я своевременно ставил в известность Совет по религиозным культам Союза ССР.

Докладывая вам о выше изложенном и прошу принять самые строгие меры к Епифанию Смиренному.

...

Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Куйбышевском облисполкоме П.Алексин

ГАСО, Ф.4089, оп.1, д.30

По материалам источников: Староверы в Самаре

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Летняя Москва"Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /