Путешествие по одной из старейших улиц Москвы. В Средние века Никольская была со всех сторон застроена монастырями и церквями, сейчас почти не осталось былой красоты, однако неутомимые любители старины пока еще могут прикоснуться к древним камням.
Кремль расстрелян
Улица святого Николая, Святая дорога, ведущая из Никольских ворот Кремля в сторону Троице-Сергиевой лавры. Как известно, в Средние века Николай был самым почитаемым в народе святым, спасителем бедствующих, известна даже поговорка: "Бог высоко, Никола близко". Никольскую часто называют улицей Просвещения, но изначально это улица храмов и монастырей. Соседняя Варварка тоже была сплошь обстроена церквями, но большинство из них домовые храмы при богатых боярских усадьбах. Никольская же именно сакральная улица, в Средние века имевшая по два-три монастыря на каждой своей стороне.
Мы начинаем путь от Никольских ворот, но они наглухо заперты, киот над воротами пуст. Древний образ Николы Можайского был уничтожен еще в 1917 году. Собственно говоря, с этого символического поступка и началось становление советской власти в Москве. 2 ноября Кремль был расстрелян из пушек, притом что стратегически это не имело смысла, исход борьбы был очевиден. Более того, огонь по Кремлю велся и тогда, когда юнкера уже отступили. Это вам не холостой залп "Авроры", это настоящий манифест новой власти...
С тех пор Никольская стала какой-то странной, бестолковой и потерянной. Отойди сотню-другую метров от Красной площади пыль и недоумение, а вечерами и вовсе сонное царство. В XXI веке ситуация не изменилась разгромлены внутренние пространства нескольких старинных Китайгородских кварталов, на их месте печальные пустыри, больше ничего.
Единственным принципиальным изменением к лучшему стало возрождение храмов Никольской улицы, начавшееся в 1990 году с воссоздания Казанского собора на Красной площади. Собственно, это было вообще первое воссоздание святыни, погубленной большевиками. То есть собор стал не только памятником победе над польскими интервентами, но и монументом, обозначающим конец безбожного режима. Его центральная часть, исследованная в 1920-е, является точной копией древнего храма, колокольня воссоздана по акварелям XVIII века, приделы и галерея по аналогам.
Древнейшая обитель посада
Далее, за Торгом, по Никольской шли сплошные монастыри. Сейчас мы их не увидим с улицы: вдоль красной линии глухой стеной тянутся высокие доходные здания, возникшие во второй половине XIX века. Однако прежде на их месте стояли лишь одно-двухэтажные лавки, то есть монастырские ансамбли были открыты к улице, составляли единую торжественную картину. Первый из них Заиконоспасский, чтобы найти его, надо свернуть в неприметную подворотню дома № 7. Монастырь известен с начала XVII века, но основан был, видимо, гораздо раньше. Тогда он был отделен от улицы Иконным рядом, откуда и название. Иконы "выменивали", поскольку торговать ими было запрещено. Монастырь знаменит великолепным собором петровского времени (1709) и тем, что на его территории с 1689 года располагалась Славяно-греко-латинская академия. С тех пор сохранились Братский и Учительский корпуса, стоящие вдоль северной границы двора. Роскошное здание самой Академии (Коллегиум), выстроенное в 1685 году, разобрано после пожара 1812 года. На его месте архитектор Бове поставил новый корпус, ныне являющий собой довольно дикое зрелище: стяжки, подпорки, ужасные трещины. Это следствия незаконного подземного строительства: компания "Старгард", содержащая ресторан в бывшем келейном корпусе, пыталась втихую расширить свои полезные площади...Будущее назначение монастырского комплекса по-прежнему является предметом спора между Церковью, РГГУ и рестораторами.
К хорошим новостям можно отнести долгожданное начало восстановления монастырской колокольни, выстроенной в конце XIX века, но копирующей силуэт пятишатровой колокольни церкви Успения на Покровке.
Далее по улице следует здание, увенчанное обрубком еще одной звонницы. Это единственное напоминание о Николо-Греческом монастыре, занимавшем территорию владения 11-13 до 1935 года (сейчас это место примечательно лишь реликтовой "Бутербродной", существующей здесь с 1970-х). Монастырь стоял на посаде Москвы уже в 1390 году, но и тогда назывался "Старым". В 1669-м он был пожалован царем Алексеем Михайловичем Афонскому Иверскому монастырю в вечное владение в благодарность за присланный список Иверской иконы Богоматери. С этого момента и до революции монастырь принадлежал греческому духовенству. Собор, выстроенный в 1736 году на средства князей Кантемиров, стоял во дворе, с 1930-х на его месте пустырь. Однако существует план возрождения монастыря, уже готов эскизный проект воссоздания собора.
Окруженный торговыми павильонами пустырь на углу противолежащего переулка бывшая земля следующего, Богоявленского монастыря. Древнейшая обитель посада, основанная в 1296 году князем Даниилом Александровичем. По счастью, существует и ныне, но на урезанной территории, далее по переулку. Его собор, впервые выстроенный в камне при Иване Калите (1342) и перестроенный в конце XVII века, скрыт от Никольской советским административным зданием. Оно поставлено по бывшей границе двух монастырских дворов: общедоступный передний выходил на Никольскую, а на задний допускались только мужчины. Входы во дворы оформляли две надвратные церкви. Дальняя церковь Спаса Нерукотворного (1739), увенчанная колокольней, снесена в 1920-х. Стоявшая на красной линии Никольской церковь Рождества Иоанна Предтечи (XVII век) была снесена самим монастырем в 1905 году, несмотря на протесты Археологического общества. Окончательно расчистил пустырь на углу переулка немецкий самолет, рухнувший сюда в 1941-м.
Огромный Богоявленский собор, одна из крупнейших построек "нарышкинского" стиля, в советские годы был обезглавлен и передан под общежитие, потом в нем располагался цех металлообработки. В 1980-е начата реставрация, в процессе которой под полом было обнаружено хорошо сохранившееся основание храма XIV века. Сейчас собор окончательно восстановлен, и даже, более того, с востока к нему пристроены два небольших придела, стилизованные под раннепетровскую архитектуру.
В подворотне скрытого строительными лесами дома № 8 нас ждет еще один краеведческий сюрприз. Совершенно неожиданно взгляду открывается полностью скрытая от внешнего мира церковь Успения на Чижевском подворье. Изначально и здесь был небольшой монастырь, носивший имя Мироносицкого. Существующая церковь была выстроена в 1691 году, уже как домовый храм в усадьбе Салтыковых (в примыкающем к церкви доме уцелели неисследованные части их палат). Потом церковь несколько раз меняла статус, была придельной, домовой, приходской и приписной. Отличительной деталью небольшого восьмерикового храма является алтарь прямоугольной формы и частично сохранившаяся кровля из белокаменных плит.
В 1842 году владение перешло к купцам Чижовым, которые возвели вокруг церкви так называемое Чижовское подворье магазины, амбары, гостиницы. Недавно все его внутренние корпуса снесены для строительства очередного торгово-развлекательного заведения площадью в 35 тысяч квадратных метров.
На Лубянку
Самый торжественный храмовый комплекс Никольской замыкал улицу у Владимирских ворот Китайгородской стены, некогда охранявших выход к Лубянке. Изнутри к шатровой башне крепости в 1694 году была пристроена церковь Владимирской иконы Божией Матери, а слева от ворот в 1880-е годы появилась часовня святого Пантелеймона. Крупнейшая в России, ростом с хорошую церковь, а то и собор какого-нибудь провинциального города. Весь этот ансамбль, один из прекраснейших в русской архитектуре, был уничтожен в середине 1930-х. Глядя на старые фотографии, можно подумать, что часовня стояла на месте ТЦ "Наутилус", но на самом деле Лубянская площадь в ту пору была значительно меньше. И башня, и храмы находились на территории нынешней проезжей части, поэтому здесь нет даже надежды на воссоздание. Что, в общем, и верно: не всякую историческую ошибку можно исправить. И безрадостный облик нынешний Лубянской площади красноречивейшее послание россиян ХХ века своим потомкам.
Источник: Православие и мир