ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Старообрядчество Подольской губернии 1850-х гг. по донесению Евсевия, епископа Подольского и Брацлавского

А.А.Безгодов :: 25 июля 2007

Сведения о старообрядцах Подоль­ской епархии были предоставлены епи­скопом Евсевием в виде донесения Пра­вительствующему Синоду согласно тре­бований секретного Указа Святейшего Синода за № 37, от 28 июля 1853 года1. Донесение содержится на семи листах (формат 220x350 мм.) рукописного тек­ста, собственноручно подписанного еп. Евсевием и датированного 14 февраля 1854 года. По признанию Евсевия, сбор материалов для донесения осуществля­ли "доверенные духовные лица".

Учитывая, что документ составлен в рамках официальной, синодальной церкви мы допускаем возможность не­которых неточностей в оценке состоя­ния старообрядчества, но все же этот материал позволяет получить общее представление о распространении сто­ронников древлего православия в По­дольской епархии. Составителями док­ладной отмечены все основные факторы жизни и деятельности местного старо­обрядчества.

Из документа следует, что на дан­ной территории проживали представи­тели как поповских согласий, так и безпоповцы, которые в официальных документах именовались "дьячковцами". Так на протяжении всего XIX века в Малороссийских губерниях называли безпоповцев, так как общинами руководили дьячки (наставники),2 которые к из­вестным на Ветке и в Стародубье беглопоповцам-дьяконовцам отношения не имели, а принадлежали к Поморскому согласию. Общее количество старооб­рядцев в Подольской епархии опреде­лялось в количестве 7887 человек обоего пола, из которых подавляющее боль­шинство принадлежало к поповским со­гласиям.

Наибольшее число старообрядцев проживало в Винницком (2312 чел.), Брацлавском, Ямпольском, Литичевском и других уездах. В Могилевском уезде и г. Гайсине сторонников старых обрядов находилось наименьшее количество. В Каменецком и Проскуровском уездах постоянных жителей старообрядцев со­ставителями докладной не зафиксиро­вано. Безпоповцы проживали главным образом в Литинском уезде. Кроме того, в Ольгопольском уезде были отмечены два монастыря, мужской в количестве 34 иноков и послушников и женский с числом насельниц в 28 человек. Руководители старообрядцев авто­рами докладной разделены на несколь­ко категорий, среди которых указыва­ются:

1. Люди грамотные и начитан­ные Избранные наставники, так называемые "дьячки".

2. Проживающие в монастырях иноки и инокини, которые ходят по селам, совершают требы, утверждают в вере и по словам епископа Евсевия "укрепляют в среде старообрядцев дух про­тивления".

3. Так называемые "сборные ста­росты" и подрядчики, ходящие среди старообрядцев и собирающие средства на содержание часовен моленных домов,

а так же приискивающие рабочих-старообрядцев на совершение разнообразных подрядов.

4. Старообрядческие священники, которые к тому времени уже появились в приграничных городах Российской империи, таких как Хотин, Измаил и Аккерман.

В качестве значительного фактора поддержания старообрядчества в епархии епископ Подольский Евсевий, кроме "грубости и невежества самих расколь­ников", указывал на потворство и по­слабление со стороны местных чинов­ников Земской полиции, "которые в поддержании раскола видят для себя средства к обогащению".

Подводя в докладной итог состоя­ния старообрядчества на подотчетной территории Подольской епархии, епи­скоп Евсевий предлагает способы воздействия на старообрядцев с целью их привлечения в официальную церковь и о необходимых для этого мероприятий. Вот только некоторые из инициатив:

• Ввести обучение старообряд­ческих детей в приходских школах синодальной церкви.

• Закрыть старообрядческие моленные дома и всячески пресекать возможность совершения треб.

• Ввести строгий надзор за чи­новниками и повысить служебную дисциплину.

• Не признавать законными браки совершенные старообрядцами.

• Повысить образование сино­дальных священников.

• Для Винницкого уезда на­значить в городской храм настоятелем профессора семинарии с магистерской степенью.

Причем владыка Евсевий лично брался произвести отбор духовных лиц, призванных служить в приходах, в кото­рых были распространены старообрядцы, а в одном из приходов даже запре­тил в служении священнику за неблаго­надежность, которая проявлялась в общении со старообрядцами.

Исследуя такие донесения, как представленное, мы имеем возможность не только узнавать о численности и рас­пространении старообрядцев, но и по­лучать обзорную информацию о разно­образных сторонах деятельности, хозяй­ственной жизни, материальном и ду­ховном состоянии старообрядчества

Материальное положение старооб­рядцев в общем определялось как незначительное, а основными занятиями являлись хлебопашество, мелкая торговля и ремесло. Источниками основного дохода старообрядческих обществ По­долья указывались пожертвования от больших обществ Измаила, а так же Малороссийских и Великороссийских гу­берний. Особенно такую помощь деньгами и имуществом получают монасты­ри, которые в свою очередь оказывают помощь небольшим старообрядческим обществам.

Примечания

1. Донесение еп. Евсевия Подольского и Брацлавского в Правительствующий Синод. (14.02.1854 г.) – копия документа хранится в архиве Российского Совета Древленравославной Поморской Церкви (Москва).

2 Безгодов А.А., Писаревский А.Ю. Путеводи­тель по древлеправославным (старообрядче­ским) согласиям: справочник. – М., 2004

А.А.Безгодов (Москва)

Липоване: история и культура русских-старообрядцев. Вып.2 – Одесса, 2005

По материалам источников: Староверы в Самаре

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Летняя Москва"Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /