ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Справка по старообрядцам белокриницкого согласия Уполномоченного по делам религиозных культов по Куйбышевской области. 1956 г.

25 июля 2007

Документ хранится в Государственном архиве Самарской области. Орфография и пунктуация подлинника сохранены.

с.91

4 сентября 1956 г. № 0-16-С Секретно

Председателю Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР

Тов. Полянскому И.В.

Изучая состав и религиозную деятельность группы верующих старообрядцев белокреницкого согласия, которые одно время прекратили свою деятельность. А с начала 1955 г. снова ее возобновили и оживили свою религиозную деятельность.

Этому способствовало, как я уже ранее писал, что отдельные парторганизации неправильно поняли постановление ЦК КПСС от 10 ноября 1954 года "Об ошибках антирелигиозной пропаганды" боясь, чтобы не допустить ошибок прекратили совершенно, а некоторые сократили атеистическую пропаганду. Кроме этого как мною указано ранее в своих письмах, что в большинстве своем наши рабочие, колхозные клубы превратились в коммерческие предприятия, в лучшем случае демонстрируют кино-фильмы, а некоторые организуют танцы, клубы перестали быть достоянием рабоче-колхозных масс, совершенно прекращают массово-политическую работу, сократили до минимума работу кружков самодеятельности, кроме этого многие работники клуба не обеспечивают необходимыми требованиями молодежи и многие работники клуба мало опытные с клубной работой среди молодежи. Это все вместе взятое способствовало и активизировало незарегистрированные группы и незхарегистрированные общества, развертыванию религиозной деятельности.

Несмотря на то, что в 1956 году городской комитет КПСС провел большую работу по развертыванию атеистической и антирелигиозной пропаганды, религиозная группа старообрядцев белокриницкого согласия, пользуясь нашей недостаточной организационно-массовой и массово-политической работой они усилили религиозную деятельность. Во время великого поста собирались ежедневно, особенно молитвенные собрания проходили оживленно на религиозные праздники – пасху и другие под видом поминовения родителей и близких родственников проводились большими группами молитвенные собрания.

с.92

За последнее время актив верующих Рыбин Алексей Петрович, Климов, Никулина вновь и вновь возбуждают ходатайство об открытии молитвенного дома старообрядцев, заявляют чем мы хуже сызранских старообрядцев? Им разрешили, а проживающим в гор.Куйбышеве не разрешают открытие моленной, мною было разъяснено, что им разрешили только 1-2 раза в году собираться для исполнения религиозных обрядов, с вызовом священника из Ярославской области, которое будет проводить у верующих на дому.

Об открытии молитвенного дома указанной группы исполком областного Совета депутатов трудящихся рассматривал на своем заседании в 1954 г. заявление верующих и письмо из епископии отклонил просьбу верующих, о чем 26 июля 1954 года известил группу о своем решении.

Группа верующих по поименному списку числится 66 человек, в т.ч. мужчин 22 человека или 39% и женщин 44 чел. Или 67%, из них работающих всего 11 человек.

По возрастному составу от 20 до 40 лет – 3 чел., от 41 до 50 лет – 5 человек, от 51 года до 60 лет – 14 человек, от 61 до 70 лет – 22 человека и от 71 года и выше – 13 человек.

Актив верующих:

КЛИМОВ Андрей Артемьевич, 1896 г. рождения, род. В селе Б-Садовка Сосново-Баранского района Пензенской области, как мною установлено, Климов Андрей закончил трехгодичную школу, именуя себя благочинным старообрядческой церкви, за 39 лет существования советской действительности, Климов пристраивался где и как ему было выгодно, в разные периоды с 1917 года.

Климов имеет вторую фамилию – Лабадан, где и как было ему выгодно, так он записывался.

Как мною выше указано, что Климов родился в Пензенской области, а проживал в Московской, Горьковской, Саратовской, Ростовской, Ульяновской, Куйбышевской и других областях, в Краснодарском крае и ряд других городах, сельских населенных пунктах нашей страны.

Работал священником старообрядческой церкви, неоднократно публично снимал с себя сан священника, а в другом месте вновь облачался, кроме занимал должности церковного уставщика, книгопечатника, коммерсанта, приказчика кожевенных товаров, и ряд других должностей, неоднократно находился под следствием

с.93

По разным преступным делам, и в последнее время обвинялся в пособничестве в хищении товаров из государственных складов.

Рыбин Алексей Петрович, 1882 г.рождения, родился в г.Самаре, имеет усадьбу по ул.Городской, № 107, кроме основного построил второй дом под церковь, который пожарно-санитарной инспекцией забракован, Рыбин этот дом сдавал на правах аренды кооперативным артелям за сумму 9 тысяч рублей в год.

Последней проверкой мною установлено, что Рыбин заканчивает самовольно построенный по счету третий дом, без соблюдения противопожарных мероприятий – под церковь.

14 августа исполком Пролетарского райсовета депутатов трудящихся рассмотрев этот вопрос на своем заседании и предложил перестроенное здание снести, как самовольно построенное без соблюдения правил противопожарных мероприятий, дело передано в народный суд для привлечения к ответственности гр.Рыбина, который 18 августа явился ко мне с жалобой на неправильное решение, мною было рекомендовано обратиться в Пролетарский райисполком к председателю.

Мною, по представлении поименного списка, было вызвано несколько граждан верующих, в беседе с верующими Тепляковой Варварой Степановной, 1910 года рождения, работающей медсестрой, которая заявила, что мне церковь старообрядческая не нужна, а когда я имею свободное время я посещаю русскую православную церковь.

В беседе с верующим Луниным Мих. Ивановичем, 1899 г. рождения, состоявшим в поименном списке, он заявил, что он никогда не был верующим старообрядческой церкви, его подпись является вымышленной и фиктивной, он никогда список не видел и не подписывал под заявлением, в беседе с верующей Носковой Антониной Михайловной, 1917 года рождения, последняя заявила, что они никогда не была верующей старообрядческой церкви и посещает православную церковь и религиозные праздники, мою подпись считать недействительной.

В беседе с верующей Самойловой Натальей Алексеевной 1907 г.рождения, она заявила, что вся семья является православной, кроме бабушки и посещает только православную церковь и она сообщила, что она под заявлением на открытие церкви не подписывалась, подпись просит считать фиктивной.

Такое же заявление изложила Мария Федоровна Рыбакина.

с.94

Из поименного списка представленного мне и списка полученного из епископии – верующие 60% посещают русскую православную церковь.

В последней беседе с Рыбиным, Никулиной Л.А., что они собираются под видом похорон и поминок, проводят молитвенные собрания.

Мною рекомендовано оформить здание через инспекцию Пролетарского района и о пригодности здания представить мне заключение. Для доклада исполкому Облсовета, реконструированное здание совершенно не имеет разрывов от других зданий.

Уполномоченный Совета по делам религиозных культов /П.Алексин/

ГАСО, Ф.4089, оп.1, д.26

По материалам источников: Староверы в Самаре

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Летняя Москва"Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /