3 мая исполнилось 20 лет со дня кончины Святейшего Патриарха Пимена (1910-1990). В связи с памятной датой портал Патриархия.ru публикует интервью с протоиереем Николаем Соколовым, настоятелем храма святителя Николая в Толмачах, хорошо знавшим приснопамятного Предстоятеля и сохранившим о нем добрую и светлую память.
Отец Николай, Вы были близким человеком Патриарху Пимену? Расскажите, как Вы с ним познакомились?
Можно сказать, что да, я был близок ему, но не родственно, а больше по работе. Познакомился я с ним еще в детстве, когда Патриарх (тогда он еще был митрополитом Крутицким и Коломенским) приехал служить в нашу деревню. Он хорошо относился к нашему отцу и это отношение перенес на нас со старшим братом, пригласив через восемь лет, когда он уже стал Патриархом, иподиаконствовать у него.
Вы сейчас часто вспоминаете о времени работы с ним?
Каждый день. Дело в том, что очень много из полученного от него житейского опыта, из его слов и поступков помогает мне сейчас и в светской жизни и в духовной. Поэтому я вспоминаю его и на молитвах, и в церкви и в разговорах.
Чему самому главному Вы научились у него?
Молчанию. Уметь молчать. Уметь скрыть в себе самые тяжелые переживания, которые могут низвести человека в могилу. Как сейчас говорят, Патриарх, был человеком, проверенным жизнью. Он умел молчать и никогда не показывал свои эмоции. Порой это молчание было красноречивее всяких слов.
Какой он был в общении с людьми, окружавшими его?
Вообще Патриарх Пимен был немногословным человеком. Я работал с ним на протяжении двенадцати лет. Мой кабинет находился рядом с его кабинетом, и хорошо, если за день от него услышишь десятка два слов, а то и вообще не услышишь. Когда можно было обойтись без слов, он без них обходился просто писал на листе бумаги поручение референтам, давал прочитать, и этим ограничивался.
В исторической литературе можно встретить характеристики иерархов советского периода, например, Патриарха Тихона называют молитвенником, Патриарха Сергия богословом и церковным администратором, митрополита Евлогия Георгиевского борцом за свободу Церкви. Можно ли также емко определить основное качество Патриарха Пимена?
Я бы сказал, что он подвижник Церкви и страдалец за Церковь. Его подвиг был невидим многими, и, хотя его эпоха не была эпохой гонений, но он не мог сказать то, что хотел сказать, а это порой бывает тяжелее всего.
Каковы были его отношения с властями?
Он никогда не обращался к ним ни с какими просьбами, зная, что после этого чем-то обязательно нужно будет поступиться. А участвовать в купле-продаже своих слов и мнений он не хотел.
Какую реакцию встречала такая позиция у власть предержащих?
Реакция была такая: сугубо официальные отношения. К сожалению, эти люди совершенно не понимали его и делали вид, что для них он просто Сергей Михайлович. Если же они официально обращались к нему, то как к "уважаемому Патриарху". Слово "Святейшество" никогда ими не произносилось. Для них это была неприемлемая терминология церковных людей.
Как Вы думаете, что самое важное удалось сделать Патриарху Пимену за 20 лет Патриаршества?
На мой взгляд, самое важное, что ему удалость сделать это сохранить церковный мир. Вспомните: тогда фактически не было церковных расколов, не было грубейших нарушений нравственности в Церкви. Бывали, конечно, частные случаи, но он умел их мудро исправлять. Поэтому в определенном плане он был молчаливый миротворец. Он вел такую политику, чтобы не навредить Церкви, потому что Церковь и так была лишена всего и вся. И это все удавалось ему притом, что он сам был фактически в заключении. Патриарх ведь не имел права никуда ни выйти и ни выехать без санкции определенных структур.
Но все-таки он был в официальных поездках за рубежом?
Да, действительно Патриарх ездил и на Ближний Восток и в ООН. Но все эти поездки были строго протокольными и проводились только для того, чтобы показать мировой общественности, что у нас существует Церковь, и Патриарх может свободно передвигаться по всему миру. А на практике все было совсем наоборот. Это была лишь видимость свободы. Только в последние годы жизни, в конце 80-х, когда он уже был больным, пожилым человеком, появилась возможность свободно ездить. Но на это у него уже не было сил, и все поездки того времени были связаны с лечением на советских курортах.
Какое самое яркое впечатление у Вас осталось за двенадцать лет общения и работы с Патриархом Пименом?
День моей диаконской хиротонии, когда Патриарх рукополагал меня. Тем более что это произошло очень неожиданно. Ведь меня об этом никто не предупреждал. Дело в том, что после подачи мною прошения о хиротонии и ее утверждения прошло к тому времени шесть лет, и я уже перестал ждать. Помню, что это был праздник Благовещения Божией Матери, и Патриарх Пимен спросил меня, кушал ли я утром? Я ответил, что ничего не кушал. Тогда он сказал старшему иподиакону, что будет меня рукополагать. Когда я узнал об этом, то подошел к Святейшему и сказал, что не читал правило. На что он мне ответил: "Потом прочитаешь". Таким образом домой я вернулся уже диаконом. Все это было для меня большим потрясением. После хиротонии он сказал мне по отечески очень теплые слова, которые я запомнил на всю жизнь. Да и вообще в течение этих двенадцати лет он очень по доброму как родной отец относился ко мне. Не случайно мы столько лет работали вместе.
Патриарх оказал влияние на Вас как на будущего пастыря?
Безусловно. И не только на меня. Личность Святейшего Патриарха Пимена, его качества как проповедника, как архипастыря и священнослужителя были для окружавших его примером. Многие из тех, кому посчастливилось служить рядом с Патриархом Пименом, в дальнейшем стали епископами. Все они брали от него удивительно правильное отношение к богослужению: тот трепет, с которым он совершал богослужение, то тщание и ту любовь, которую он вкладывал в каждое слово. Он любил служить. Это была его жизнь.
Источник: Официальный сайт РПЦ МП