С апреля в школах 19 субъектов Российской Федерации началось преподавание курса "Основы религиозной культуры и светской этики". Как учить школьников столь сложным предметам и где взять хорошо подготовленных педагогов? Эти вопросы обсуждались на недавнем заседании Общественного совета Минобрнауки России.
Выступивший с докладом ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) Эдуард Никитин рассказал, что, начиная с 15 января 2010 года, в АПКиППРО проходило обучение тренеров-преподавателей из 19 субъектов Российской Федерации. Часть учебного процесса была посвящена встречам с авторами учебных пособий и знакомству с содержанием учебно-методического обеспечения курса; другая часть изучению методических приемов преподавания курса. Как известно, он состоит из шести модулей, любой из которых может быть выбран учениками и их родителями: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики.
Член Общественного совета, ведущая программы "В круге света" на радиостанции "Эхо Москвы" Светлана Сорокина ознакомила участников встречи с мониторингом по данной теме. По ее мнению, надо обезопасить ребят от навязывания того или иного мировоззрения. "Очень боюсь, что детям "заморочат" голову, а не привьют тягу к новым знаниям", отметила она.
По мнению члена Общественного совета, главного редактора "Учительской газеты" Петра Положевца, необходимо тщательно подходить к прогнозированию результатов апробации курса. Читатели "Учительской газеты", например, как правило, считают целесообразным изучать основы мировых религиозных культур и основы светской этики, поскольку "только если ты будешь знать, кто живет рядом с тобой, ты сможешь уважать других".
"Новый курс должен стать, прежде всего, информационным", уверен член Общественного совета, ректор Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский. При этом он отметил, что рефлексия учителя не должна превращаться в навязывание ребенку собственной точки зрения. По мнению члена Общественного совета, директора Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна, "информационную составляющую дети должны изучать на уроках истории, а идея нового курса должна быть больше нравственная". Член Общественного совета, руководитель общественной организации "Право ребенка" Борис Альтшулер видит ценность апробации комплексного учебного курса в том, что началась серьезная дискуссия на очень сложную и тонкую тему. По его убеждению, "в итоге курс должен послужить консолидации общества".
Заместитель министра образования и науки Российской Федерации Исаак Калина призвал не торопиться с подведением результатов апробации курса. "Ни один человек в результате изучения этого курса не станет верующим, но станет понимать определенные основания поведения верующих людей. Поэтому один результат будет непременно уменьшение доли невежества в обществе", подчеркнул И. Калина.
На следующее заседание Общественного совета решено пригласить участников образовательного процесса, чиновников и педагогов, а также подготовить практические рекомендации для Министерства образования и науки Российской Федерации.
Источник: Трибуна