ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Европа снимает паранджу

Ирина Кнеллер :: 17 мая 2010

В Бельгии принят закон о запрете на ношение покрывала, скрывающего лицо мусульманок. Сходные меры обсуждают во многих странах Европы, а во Франции аналогичный закон уже готов к рассмотрению. "Огонек" решил разобраться: в какой мере Европа готова забыть о традициях толерантности и добралась ли уже общественная нетерпимость до России

Вслед за Швейцарией с ее "противоминаретным" референдумом очередной камень в огород европейских мусульман бросила Бельгия. Парламент единогласно проголосовал за запрет на ношение паранджи (бурки) и никаба.

Новым законом предусматривается, что за появление в общественном месте (на улице или в учреждении) в одежде, частично или полностью закрывающей лицо и "препятствующей установлению личности", можно схлопотать штраф или даже короткий тюремный срок. Исключение – лишь для карнавальных костюмов. Мера "в высшей степени педагогическая", причем в общеевропейском масштабе, подчеркнул депутат Дени Дюкарм.

Хотя вице-президент Европарламента уже призвала последовать примеру Бельгии все страны ЕС, к этому готовы не все. Другое дело, что речь о тенденции.

Французский закон в свете софитов

Больше других, по данным опроса газеты Financial Times, приветствовать закон, аналогичный бельгийскому, готовы французы – 70 процентов (для сравнения: "за" также испанцев – 65, итальянцев – 63, англичан – 57 и немцев – 50 процентов). 19 мая в Национальную Ассамблею будет представлен свой законопроект о запрете на ношение паранджи и никаба.

Правда, в отличие от бельгийского, французский закон разрешает скрывать лицо не только на народных гуляниях, но и "на медицинских или профессиональных основаниях" (это значит, что за закрытый шлем или марлевую повязку вам ничего не грозит). При этом оговаривается: "подстрекательство к скрыванию своего лица по соображениям принадлежности к определенному полу" является правонарушением. Другими словами, нельзя заставлять свою жену носить никаб. За это – год тюрьмы и взыскание посолидней бельгийского, в 15 тысяч евро.

Закон еще не принят, а споры кипят. Тем более что правительство хочет протащить его как можно скорее, до парламентских каникул, путем "срочного голосования". В ответ – возмущенный хор: у нас что, в кризис нет более срочных дел?

Масла в огонь подлил эпизод в городе Нанте: женщине за рулем, закутанной в никаб, был выписан дежурный штраф (22 евро) за "вождение автомобиля в затрудняющих условиях". Сочтя себя жертвой дискриминации, дама подала иск. Ситуацией заинтересовался министр внутренних дел Брис Ортефе. Не прошло и двух дней, как из МВД грянуло требование: лишить гражданства мужа нарушительницы. За что? Оказалось, в министерстве прознали: сей гражданин – уроженец Алжира и француз с 1999-го – имеет четырех сожительниц и 12 детей, причем каждая возлюбленная получает пособие как мать-одиночка. Если будет установлен факт полигамии, гражданину грозит год заключения и солидный штраф, но никак не лишение гражданства – даже проектом закона такая мера не предусмотрена, не случайно министр попросил пересмотреть его "в сторону расширения". Но при чем тут лихая Гюльчатай за рулем? Разве что как предлог выстроить в один ассоциативный ряд – с помощью СМИ – паранджу, полигамию и лишение гражданства. Тем более что недавно министр по делам иммиграции Эрик Бессон уже предлагал отказывать в гражданстве соискательницам, которые носят паранджу.

Рядовые граждане, с одной стороны, недовольны тем, как "нагнетают обстановку" власти. Но, с другой, большинство французов никаб все-таки органически не приемлет.

– Не столько по религиозным соображениям, – уточняет историк Даниэль Лефевр, – сколько потому, что исторически Франция – страна женщины, Дамы. Еще в XVII веке англичане поражались, какое важное место занимает женщина во французской культуре. Никаб же исключает ее из общественной жизни.

Халяльный гамбургер

Всякий раз, когда мусульманская культура заявляет о себе на "нейтральной" территории, пусть даже в смехотворно малом масштабе, это провоцирует полемику. Так, минувшей осенью несколько фастфудов сети Quick (французский аналог "Макдоналдса") решили в порядке эксперимента заменить в гамбургерах ветчину на копченую индейку, а говядину использовать только халяльную. Тут же зазвучали возмущенные голоса: почему это обычным покупателям навязывают мусульманскую пищу? "А если бы это была мексиканская или китайская пища? Тоже было бы столько шуму?" – обиделся в ответ мусульманский "союз потребителей". Идеологические баталии Quick ни к чему: годовой оборот халяльного рынка в 2010-м составит 5,5 млрд евро, в одном только секторе фастфуда – 1 млрд евро. Пять миллионов потенциальных потребителей, в основном молодых (до 40 лет), – за такую аудиторию не грех побороться. Их уже называют "бержуа", от жаргонного слова "бер" – араб.

И гамбургеры, и никаб – проявления исламизации совершенно незначительные в количественном отношении. Пяток халяльных фастфудов, от силы 2 тысячи женщин в парандже на всю Францию. Но проявления эти болезненны, потому что за ними – призрак "разгосударствления" общества. Особая щекотливость проблемы в том, что запрет на ношение покрывала вводится во имя светскости (разделения государства и церкви, общественной жизни и религиозных верований) – одного из главных принципов Французской Республики. Увы, эта светскость ведет и к подмене понятий: говорится "паранджа" – а подразумевается мусульманская одежда вообще, произносят "никаб" – а имеют в виду всех мусульманок. Спор вроде бы о символике превращается в выброс эмоций по поводу "плохих иммигрантов" и "чужаков", которые не интегрируются. Да и высказываются-то намеками – в лоб говорить об этом, кроме крайних, никому не с руки.

Против кого дружим?

Вопрос о национальной принадлежности и смежные с ним темы иммиграции и безопасности исторически – вотчина правых. Дозированное употребление этой риторики позволяет партии власти прибирать к рукам электорат ультраправых ("Национального фронта"). Однако в случае с паранджой интересы правых парадоксально смыкаются с интересами левых, облюбовавших "гуманистическую" проблематику гражданских свобод. В одной точке сходятся противоположные принципы: права женщин и право на свободу самовыражения, светскость и борьба с проявлениями расизма. Наконец, есть еще и сами французские мусульмане, которые в подавляющем большинстве против никаба, но, поскольку их трактовка проблемы не очень лестна для правительства, в официальные аргументы ее не включают.

– Если Франция, родина светскости, не выступит против паранджи, она откроет исламским радикалам путь в Европу, – говорит Джемила Бенхабиб, автор антиисламистских работ. – Еще в 1980-е сегодняшних проблем можно было избежать, если бы от французских мусульман тогда не отвернулись, не пренебрегли их исторической верностью Франции. Но им отказали – в приличной работе, доступе в школу, в политику. Что им оставалось делать, как не держаться вместе? Появились исламские школы, где стали вводить халяльное питание и не ходили на занятия в Рамадан. Само собой, в час молитвы в мечетях сегодня мест не хватает! Да и женщин в покрывалах все больше...

Источник: Огонек

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама