ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Кимже необходим охранный статус

М. Личутина :: 31 августа 2007

Даже находясь в Архангельске на учебе, я не теряла связи с нашей Кимжей и, можно сказать, постоянно была в курсе ее дел. Во-первых, потому что в марте присутствовала на двухдневной презентации проекта "Кимжа" Анны Пермиловской. А во-вторых, потому что систематически встречала на страницах областной прессы публикации, посвященные нашей северной жемчужине. Все эти материалы были выдержаны, в общем-то, в одном ключе: в них либо рассказывалось о причинах отнесения деревни в разряд уникальных, то есть описывались необычная, древняя архитектура Кимжи и особый дух, царящий в ней; либо освещались новые подробности по развитию проекта.

Но однажды мне на глаза случайно попался номер одного из архангельских, гламурных, как сейчас принято говорить, журналов за 2006 год. По содержанию он был больше рекламным, чем информативным. Правда, несколько более или менее солидных материалов я в нем все-таки отыскала. И один из них был посвящен Кимже (автор – Николай Гернет). Однако когда я прочла его, мне показалось, что речь в нем идет не о нашей деревеньке.

Кимжа в публикации была представлена не как единственный сохранившийся в области островок такой далекой, но родной старины – островок, на котором время словно пошло вспять наперекор ветру нынешних, не всегда созидательных, перемен. Кимжа была представлена как родина колдовства и вообще проклятое место. Автор заметки пишет, что чувствовал себя здесь очень неуютно, что ему было тревожно, а кимженская атмосфера давила и казалась зловещей. Неприятной стала для него и встреча с самими кимжанами. Он вспоминает, что когда, прогуливаясь по улице, по – доброму, от души просто поздоровался с одной из местных жительниц, та якобы глянула на него исподлобья, да так, что журналисту подумалось: "Ну точно уж, ведьма".

До сих пор не могу понять, что заставило его так отозваться о нашей Кимже, об этой, в прямом смысле слова, реликвии всего Мезенского района, области и, пожалуй, всей страны. Может, ради красного словца он хотел показать, что Кимжа достойна не только похвал, и ее вполне можно описать самыми черными красками? Но тут он, откровенно говоря, прогадал. Нечисти в этой деревне отродясь не бывало. Были старообрядцы. Но называть их колдунами и ведьмами – это уж слишком. Никто, конечно, не отрицает права на высказывание собственного мнения. И все-таки многие, я думаю, с мнением этого журналиста не согласятся. По крайней мере те, кто умеют ценить настоящую, живую красоту, кто не верхоглядски, а глубоко и внимательно всматривается в людей той местности, куда приезжает. Архангельский журналист, по-видимому, не таков, раз вынес столь несправедливый вердикт нашим кимжанам, едва ступив на их землю.

Ну да ладно. Речь в моем материале пойдет все же не о журналисте, навыдумывавшем невесть что, а о том, что вызвало у него такую бурю мистических представлений, – о Кимже. О Кимже, которая вот уже три года не дает покоя еще одному человеку. Но не потому что снится в кошмарных снах, а потому, что уже, можно сказать, является призванием. И этот человек – Анна Борисовна Пермиловская.

Газета уже писала о ее недавней поездке в Кимжу. И раз поездка состоялась, значит, она принесла какие-то плоды, значит, кимженский проект как-то развивается. Об этом я и узнала у Пермиловской во время встречи с ней.

– Здравствуйте, Анна Борисовна. Очень рада, что наконец мне удалось познакомиться с вами поближе и пообщаться лично. Скажите, с какой целью в очередной раз вы посетили Мезень? И как в целом прошла поездка?

– Если позволите, разговор мне все-таки хотелось бы начать не с поездки, а с презентации. В марте, как известно многим, она прошла в Архангельске. Но не все знают, что мы ездили и в Москву представлять уникальную мезенскую деревню с целью приобщения к кимженской проблеме столичной общественности. А именно: 2 апреля вопрос о Кимже поднимался в московском Институте культурного и природного наследия.

Ну, а нынешняя экспедиция в Кимжу является уже четвертой за три года существования нашего проекта. В ней принимали участие специалисты различных направлений, причем не только из Архангельска. Ее целью являлось продолжение архитектурного исследования деревни.

Так, во время поездки мы осуществили замеры жилых домов и двух крестов. Один из них с Евдокией Гавриловной Репицкой мы поместили в качестве экспоната в Политовом Доме. Надежда Александровна Подобина – архитектор-реставратор музея-заповедника "Малые Корелы" провела первые реставрационные работы, в результате которых на кресте стали видны криптограммы. Это очень интересное открытие и важный шаг вперед в деле изучения кимженской истории. Второй кимженский крест, который подняли в прошлом году, сегодня стоит на кладбище.

Занимались мы и реконструкцией кимженского ландшафта. Восстановили места расположения старообрядческой церкви (на берегу реки) и двух часовен. К месту, где раньше стояла одна из этих часовен, нас привела Клавдия Алексеевна Воронухина. Она и показала нам остатки фундамента. Вторая же часовня располагалась ближе к лесу.

Еще, находясь в Кимже, мы собрали некоторые материалы по этнографии и по истории отдельных памятников, а также сведения о кимженских семьях и родах. Например, о знаменитой семье Дерягиных, в которой было шесть братьев. Один из них, Аркадий Валентинович, сегодня живет в Питере. Этот человек рассказал нам много интересного о Кимже, ее истории и, конечно, о своей семье. Ведь он – хранитель родовой памяти. Так, мы узнали, что дед и прадед Аркадия Валентиновича занимались шитьем карбасов. Но Кимжа в свое время славилась не одной дерягинской четой, там было несколько семей Дерягиных. Одни занимались литьем меди, другие кожевенным производством плюс ко всему имели мельницу.

Вообще отмечу, что основное количество памятников сегодня в Кимже равняется семидесяти одному. Но их становится все больше. С каждым разом мы включаем в этот список все новые и новые постройки. Кимжа, повторю в очередной раз, – это классика русского деревянного зодчества. И если даже мы пока не относим, например, какие-то дома к памятникам, это не значит, что они не имеют права называться таковыми и не являются уникальными. А вообще, конечно, Кимже необходим охранный статус, хотя бы на мезенском уровне, чтобы старинные постройки в ней не сносились, не разбирались, не распиливались. Чтобы все сохранило свой первозданный, исключительный вид.

– А что все-таки решили: быть Кимже туристическим центром или не быть?

– Этот вопрос тоже потихоньку разрешается. На данный момент уже согласовывается место постройки гостиницы, которая скоро начнет возводиться. Территория для этих целей отведена – в районе старого кладбища. Главное, что необходимо учитывать при постройке, – гостиница должна быть выдержана в духе всей архитектуры Кимжи. Она не должна быть вычурной, в стиле "евро". Она должна гармонировать с общим фоном, с общей атмосферой.

Ну, и еще. Если мы хотим видеть Кимжу как центр туризма, то мы должны хотя бы элементарно разгрести там мусор, а также восстановить старые кресты и поставить новые.

– В 2009 году Одигитриевской церкви исполнится 300 лет. Мезенцы беспокоятся: достоит ли она до своего юбилея?

– Достоит.

– Тогда делается ли что-то реально сегодня для этого? Помнится, на презентации вашего проекта в Архангельске присутствовавшие на ней гости выражали массу недовольства по поводу того, что, при всей плачевности состояния церкви, решительных мер по ее реставрации на тот момент, однако, предпринято не было. Была лишь выбрана та организация, которой предстояло приступить еще только к разработке проекта реставрационных работ.

– Да, я помню эту бурную реакцию. Но все дело в том, что не мы сами выдумываем все эти конкурсы по выявлению специалистов, которые могли бы заняться качественным, грамотным восстановлением Одигитриевской церкви. Кимжа – памятник федерального значения, и поэтому такие правила поступают к нам сверху. Но, думаю, обо всем этом подробнее вам расскажет Надежда Александровна Подобина.

Во время своей поездки Анна Борисовна и Надежда Александровна останавливались в доме у одной из мезенских хозяюшек. Там же, собственно, и проходила наша встреча, поэтому в беседе мы участвовали все втроем.

– Конкурс на участие в реставрации кимженской церкви проводила Москва, – объяснила Надежда Александровна. – Тендер на разработку проекта в результате выиграла Творческая мастерская реставрации и декора (директор – Антон Степанович Лебедько). Автором проекта являлась Неля Овсянкина, и сейчас работа по нему уже завершается.

Составлению проекта реставрации предшествовало проведение ряда необходимых мер. Были осуществлены, во-первых, первые противоаварийные работы, а во-вторых, обмеры памятника. Теперь предстоит самое главное – непосредственно реставрация. Для ее проведения тоже организовывался тендер. В нем приняли участие две организации, а победителем стала Поморская плотницкая школа (директор – Геннадий Васильевич Петряшов). В августе уже планируется приезд в Кимжу делегации из школы под руководством опытного специалиста Евгения Борисовича Силинского.

– Анна Борисовна, на какие средства проводятся все работы, связанные с возрождением Кимжи?

– Все это осуществляется за счет бюджета института, плюс мы поддерживаем контакты с мезенской райадминистрацией.

Сегодня по истечении трех лет нашей работы в Кимже мне уже хотелось бы сделать некоторые выводы.

– Да, пожалуйста.

– Самое главное: за это время мы заметили, как изменились сами кимжане. Жители деревни наконец-то начали осознавать свою гордость: стали самостоятельно восстанавливать кресты, всеми усилиями и возможными способами заботиться о церкви:

– Настоятель Свято-Богоявленского собора отец Алексей на презентации книги Н.А. Окладникова "Заповедная Кимжа" сделал очень важное замечание, высказал свое мнение о том, что мы, напротив, пока не особо-то и осознаем подлинную уникальность кимженской архитектуры, не чтим святость этого поистине заповедного места, и потому поклоняемся Одигитриевской церкви, как памятнику, идолу наперекор всем традициям наших верующих предков. Батюшка говорил и о том, что кимженская церковь в понимании большинства мезенцев ценна только лишь как архитектурный комплекс, но не как храм Божий. И в самом деле, Анна Борисовна, вы-то как думаете: Одигитриевская церковь восстановится для кимжан только как памятник архитектуры или же как храм?

– Я думаю, что для большинства – все же как храм. Потому что даже восстановленной церкви без молитвы не стоять.

– Дай Бог, чтобы так оно и случилось, и Кимжей стали гордиться не только как "живым" музеем традиционного русского деревянного зодчества, но и как духовным центром района.

По материалам источников: Староверы в Самаре

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама