ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Умиротворяющий учебник

Авторы "Основ исламской культуры" смягчили острые темы

Владислав Мальцев :: 19 мая 2010

В распоряжении "НГ-религий" оказались учебные пособия по экспериментальному курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Уже почти два месяца четвероклассники в 19 регионах Российской Федерации знакомятся по этим книгам с духовными традициями нашей страны. Теперь и читатели смогут узнать, что же содержится в этих пособиях, в одночасье ставших дефицитом. Лет 20, наверное, не было такого, чтобы книги стало невозможно достать даже на развалах черного рынка. Издательству "Просвещение" пришлось выпустить дополнительный тираж, чтобы с пособиями могли ознакомиться журналисты и квалифицированные рецензенты.

Как нам стало известно, комплект учебных пособий причастные к его созданию специалисты между собой называют "орками". От ОРК – основы религиозных культур. Как подмечено классиком, если уж что "припечатало" острое русское слово – это явление получает в народе признание и начинает жить своей собственной жизнью. Журналистам остается за этой жизнью следить.

"НГР" предлагает свой разбор учебников по основам религиозных культур, причем последовательность рецензий повторяет востребованность того или иного модуля учащимися – по их собственному или их родителей свободному выбору. Завершает наш спецвыпуск "Печатного дела" обзор интерактивных электронных приложений к пособиям курса.

Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы исламской культуры. 4–5-е классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с.

Учебник "Основ исламской культуры" в рамках федерального школьного курса "Основ религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ), выпущенный тиражом 36 тыс. экземпляров, пожалуй, один из самых интересных для рецензирования в этой серии. Что говорит он детям об исламе – религии, постоянно обсуждаемой в наши дни в СМИ и в обществе в связи с проблемой терроризма? Как видит и насколько точно излагает роль ислама и исламской культуры в мировой истории и в истории России, среди прочих культур?

Как известно, в Коране можно найти и миролюбивые, и воинственные фрагменты. Какие из них подобраны для учебника?

Например, не секрет, что проблемы джихада и определения язычества в современном мире весьма важна для мусульман. Авторы учебника излагают эти темы, подбирая наиболее мягкие выражения. Язычники – это, на примере доисламских арабов, люди, которые "поклонялись разным божествам и почитали идолов в виде камней, скал, деревьев, животных и звезд" (стр. 7, также стр. 14). Аналогии с современными иноверцами, но монотеистами – христианами и иудеями – у читателя не возникнет... Тем более что авторы пособия подчеркивают: "Мусульмане с уважением относятся к тем людям, которые верят в другие Божественные Писания и по указанию Аллаха называют их "людьми Писания" (стр. 30). Не возникнет и отторжения живущих рядом атеистов – ибо они идолам и мелким божествам не поклоняются. А буддисты с их многочисленным пантеоном богов и богинь? Как отнесется школьник-мусульманин к однокласснику, видя в его учебнике картинки с изображениями буддийских божеств? Не соотнесет ли он его с "язычниками, которые поклоняются рукотворным идолам" (стр. 27)? Об этом авторы не подумали, и эта лакуна потенциально опасна...

Авторы пишут: "Ислам призывает к миру и согласию между людьми. Не должно быть вражды между народами, должны быть совместные дела на благо всех" (стр. 31). Модель взаимоотношений мусульман с иноверцами показана на примере жизни Мухаммада и его сторонников в Медине: "Мусульмане и иудеи решили, что будут поддерживать между собой добрые отношения" (стр. 19). Также сказано, что "некоторым мусульманам пришлось покинуть родные края. Они перебрались в африканскую страну Эфиопию, где их радушно принял правитель-христианин" (стр. 15).

Та же модель проецируется и на средневековую историю России: "В Золотой Орде... мирно уживались ислам и православие" (стр. 52). Про походы ханов на русские земли, а ушкуйников – на поволжские города, про взятие Иваном Грозным Казани в 1552 году и сожжение Москвы крымскими татарами двадцатью годами позже авторы не поминают, и, в общем-то, это даже к лучшему...

О джихаде (войне за веру) не сказано вообще ничего – авторы явно решили обойти этот опасный момент стороной. Вообще о создании Халифата, о захвате иноверческих стран, в том числе христианских – Испании и значительной части Византии, сказано обтекаемо и кратко: "Арабы совершили несколько крупных завоевательных походов. Под их властью оказались огромные территории" (стр. 21). Насколько такая "фигура умолчания" уместна в данном случае – сказать трудно. При этом авторы подробно описали взятие мусульманами Мекки: "В 630 году войско мусульман во главе с Мухаммадом выступило в поход на Мекку. "Не убивайте детей, женщин, стариков, не разрушайте постройки" – так напутствовал Мухаммад своих воинов перед походом. Однако кровопролития вообще не произошло. Город... сдался без боя" (стр. 20). Может создаться впечатление, что и прочие походы тоже проходили "бескровно", что неверно. Но хотя бы даны напутствия Пророка не убивать мирных жителей – в наши дни это более чем актуально.

Зато учебник явно акцентирует внимание на патриотизме: "Среди защитников России всегда были и мусульмане. Примером может служить Отечественная война 1812 года, когда на нашу страну напал французский император Наполеон. В рядах российской армии сражалось немало мусульман. Враг был разбит. В поверженный Париж первыми ворвались башкирские всадники". Это повторилось и "в годы Великой Отечественной войны (1941–1945). Страшный враг – немецкие фашисты – хотел уничтожить нашу Родину. Весь народ встал на защиту Родины, героические подвиги совершали и мусульмане. Одним из героев был дагестанец Абдулхаким Исмаилов, водрузивший вместе со своими товарищами Знамя Победы над рейхстагом" (стр. 55).

Наконец, не обойдена стороной и социальная тематика (весьма актуальная на Кавказе, где безработица и бедность, с одной стороны, и коррупция, с другой, служат питательной почвой для развития экстремизма). Но, опять же, максимально мягко и неконфликтно – Пророк, мол, осуждал: "Мухаммад часто задумывался над тем, как устроен мир, каким должен быть человек в этом мире. Ему не давало покоя то, что в жизни было много несправедливости и обмана. Неравенство среди людей приводило к тому, что одни владели всем, а другим доставались жалкие крохи" (стр. 12). Однако, как сказано далее, "все беды и несчастья людей – это плата за их грехи и преступления" (стр. 27). Сказано весьма умиротворяюще и благочестиво, но по отношению к нашему миру не всегда справедливо.

В целом же учебник написан весьма добротно и достоверно. Можно, конечно, найти в нем кое-какие "искажения" в пользу ислама. Например, уже изрядно набившие оскомину слова о том, что "в настоящее время в Российской Федерации... более 20 миллионов человек исповедуют ислам" (стр. 53). Тогда как речь идет о народах, традиционной религией которых является ислам, но далеко не всех представителей которых сегодня можно назватья верующими. Иноверцы вряд ли согласятся с тем, что появление Пророка Мухаммада "было предсказано в древних Писаниях иудеев и христиан" (стр. 9–10, также стр. 30–31). Но в целом учебник вызывает самое положительное впечатление.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама