ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Умиротворяющий учебник

Авторы "Основ исламской культуры" смягчили острые темы

Владислав Мальцев :: 19 мая 2010

В распоряжении "НГ-религий" оказались учебные пособия по экспериментальному курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Уже почти два месяца четвероклассники в 19 регионах Российской Федерации знакомятся по этим книгам с духовными традициями нашей страны. Теперь и читатели смогут узнать, что же содержится в этих пособиях, в одночасье ставших дефицитом. Лет 20, наверное, не было такого, чтобы книги стало невозможно достать даже на развалах черного рынка. Издательству "Просвещение" пришлось выпустить дополнительный тираж, чтобы с пособиями могли ознакомиться журналисты и квалифицированные рецензенты.

Как нам стало известно, комплект учебных пособий причастные к его созданию специалисты между собой называют "орками". От ОРК – основы религиозных культур. Как подмечено классиком, если уж что "припечатало" острое русское слово – это явление получает в народе признание и начинает жить своей собственной жизнью. Журналистам остается за этой жизнью следить.

"НГР" предлагает свой разбор учебников по основам религиозных культур, причем последовательность рецензий повторяет востребованность того или иного модуля учащимися – по их собственному или их родителей свободному выбору. Завершает наш спецвыпуск "Печатного дела" обзор интерактивных электронных приложений к пособиям курса.

Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы исламской культуры. 4–5-е классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с.

Учебник "Основ исламской культуры" в рамках федерального школьного курса "Основ религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ), выпущенный тиражом 36 тыс. экземпляров, пожалуй, один из самых интересных для рецензирования в этой серии. Что говорит он детям об исламе – религии, постоянно обсуждаемой в наши дни в СМИ и в обществе в связи с проблемой терроризма? Как видит и насколько точно излагает роль ислама и исламской культуры в мировой истории и в истории России, среди прочих культур?

Как известно, в Коране можно найти и миролюбивые, и воинственные фрагменты. Какие из них подобраны для учебника?

Например, не секрет, что проблемы джихада и определения язычества в современном мире весьма важна для мусульман. Авторы учебника излагают эти темы, подбирая наиболее мягкие выражения. Язычники – это, на примере доисламских арабов, люди, которые "поклонялись разным божествам и почитали идолов в виде камней, скал, деревьев, животных и звезд" (стр. 7, также стр. 14). Аналогии с современными иноверцами, но монотеистами – христианами и иудеями – у читателя не возникнет... Тем более что авторы пособия подчеркивают: "Мусульмане с уважением относятся к тем людям, которые верят в другие Божественные Писания и по указанию Аллаха называют их "людьми Писания" (стр. 30). Не возникнет и отторжения живущих рядом атеистов – ибо они идолам и мелким божествам не поклоняются. А буддисты с их многочисленным пантеоном богов и богинь? Как отнесется школьник-мусульманин к однокласснику, видя в его учебнике картинки с изображениями буддийских божеств? Не соотнесет ли он его с "язычниками, которые поклоняются рукотворным идолам" (стр. 27)? Об этом авторы не подумали, и эта лакуна потенциально опасна...

Авторы пишут: "Ислам призывает к миру и согласию между людьми. Не должно быть вражды между народами, должны быть совместные дела на благо всех" (стр. 31). Модель взаимоотношений мусульман с иноверцами показана на примере жизни Мухаммада и его сторонников в Медине: "Мусульмане и иудеи решили, что будут поддерживать между собой добрые отношения" (стр. 19). Также сказано, что "некоторым мусульманам пришлось покинуть родные края. Они перебрались в африканскую страну Эфиопию, где их радушно принял правитель-христианин" (стр. 15).

Та же модель проецируется и на средневековую историю России: "В Золотой Орде... мирно уживались ислам и православие" (стр. 52). Про походы ханов на русские земли, а ушкуйников – на поволжские города, про взятие Иваном Грозным Казани в 1552 году и сожжение Москвы крымскими татарами двадцатью годами позже авторы не поминают, и, в общем-то, это даже к лучшему...

О джихаде (войне за веру) не сказано вообще ничего – авторы явно решили обойти этот опасный момент стороной. Вообще о создании Халифата, о захвате иноверческих стран, в том числе христианских – Испании и значительной части Византии, сказано обтекаемо и кратко: "Арабы совершили несколько крупных завоевательных походов. Под их властью оказались огромные территории" (стр. 21). Насколько такая "фигура умолчания" уместна в данном случае – сказать трудно. При этом авторы подробно описали взятие мусульманами Мекки: "В 630 году войско мусульман во главе с Мухаммадом выступило в поход на Мекку. "Не убивайте детей, женщин, стариков, не разрушайте постройки" – так напутствовал Мухаммад своих воинов перед походом. Однако кровопролития вообще не произошло. Город... сдался без боя" (стр. 20). Может создаться впечатление, что и прочие походы тоже проходили "бескровно", что неверно. Но хотя бы даны напутствия Пророка не убивать мирных жителей – в наши дни это более чем актуально.

Зато учебник явно акцентирует внимание на патриотизме: "Среди защитников России всегда были и мусульмане. Примером может служить Отечественная война 1812 года, когда на нашу страну напал французский император Наполеон. В рядах российской армии сражалось немало мусульман. Враг был разбит. В поверженный Париж первыми ворвались башкирские всадники". Это повторилось и "в годы Великой Отечественной войны (1941–1945). Страшный враг – немецкие фашисты – хотел уничтожить нашу Родину. Весь народ встал на защиту Родины, героические подвиги совершали и мусульмане. Одним из героев был дагестанец Абдулхаким Исмаилов, водрузивший вместе со своими товарищами Знамя Победы над рейхстагом" (стр. 55).

Наконец, не обойдена стороной и социальная тематика (весьма актуальная на Кавказе, где безработица и бедность, с одной стороны, и коррупция, с другой, служат питательной почвой для развития экстремизма). Но, опять же, максимально мягко и неконфликтно – Пророк, мол, осуждал: "Мухаммад часто задумывался над тем, как устроен мир, каким должен быть человек в этом мире. Ему не давало покоя то, что в жизни было много несправедливости и обмана. Неравенство среди людей приводило к тому, что одни владели всем, а другим доставались жалкие крохи" (стр. 12). Однако, как сказано далее, "все беды и несчастья людей – это плата за их грехи и преступления" (стр. 27). Сказано весьма умиротворяюще и благочестиво, но по отношению к нашему миру не всегда справедливо.

В целом же учебник написан весьма добротно и достоверно. Можно, конечно, найти в нем кое-какие "искажения" в пользу ислама. Например, уже изрядно набившие оскомину слова о том, что "в настоящее время в Российской Федерации... более 20 миллионов человек исповедуют ислам" (стр. 53). Тогда как речь идет о народах, традиционной религией которых является ислам, но далеко не всех представителей которых сегодня можно назватья верующими. Иноверцы вряд ли согласятся с тем, что появление Пророка Мухаммада "было предсказано в древних Писаниях иудеев и христиан" (стр. 9–10, также стр. 30–31). Но в целом учебник вызывает самое положительное впечатление.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама