ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

О правильном и неправильном эгоизме

Светская этика для очень серьезных детей

Станислав Минин :: 19 мая 2010

В распоряжении "НГ-религий" оказались учебные пособия по экспериментальному курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Уже почти два месяца четвероклассники в 19 регионах Российской Федерации знакомятся по этим книгам с духовными традициями нашей страны. Теперь и читатели смогут узнать, что же содержится в этих пособиях, в одночасье ставших дефицитом. Лет 20, наверное, не было такого, чтобы книги стало невозможно достать даже на развалах черного рынка. Издательству "Просвещение" пришлось выпустить дополнительный тираж, чтобы с пособиями могли ознакомиться журналисты и квалифицированные рецензенты.

Как нам стало известно, комплект учебных пособий причастные к его созданию специалисты между собой называют "орками". От ОРК – основы религиозных культур. Как подмечено классиком, если уж что "припечатало" острое русское слово – это явление получает в народе признание и начинает жить своей собственной жизнью. Журналистам остается за этой жизнью следить.

"НГР" предлагает свой разбор учебников по основам религиозных культур, причем последовательность рецензий повторяет востребованность того или иного модуля учащимися – по их собственному или их родителей свободному выбору. Завершает наш спецвыпуск "Печатного дела" обзор интерактивных электронных приложений к пособиям курса.

Основы светской этики. 4–5-е классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 63 с.

Некоторые школьные учебники пишутся не просто для детей, а для очень серьезных детей. Не столь серьезных, как те дети, с которыми в повести братьев Стругацких встречался писатель Виктор Банев, но все-таки. Учебное пособие по "Основам светской этики" – как раз такая книга.

Спрос на светскую этику в российских школах неожиданно оказался весомее спроса на православие. Некоторые представители РПЦ принялись формировать негативный образ учебника этики в медиа. Они давали понять, что "светская этика" – это завуалированная государственная идеология, и утверждали, что роль "стража нравственности" в российском обществе авторы учебника отводят... милиции.

Тем самым общество вводили в заблуждение. В "Основах светской этики" крайне мало говорится о государстве. Милиция, черным по белому написано на 11-й странице, следит за соблюдением норм и правил, то есть законов. В сфере морали, написано там же, никаких стражей и смотрителей нет.

Без шероховатостей, конечно, не обошлось. Связь законов (в том числе и Конституции) с моралью – опосредованная, и, пожалуй, не стоило заявлять о ней на страницах учебника "в лоб". И уж тем более не стоило печатать в книге фото заседания Госдумы с подписью: "В основе законов, принимаемых Думой, лежат моральные нормы". Подобная прямолинейность, легко устраняемая без ущерба для всего учебника, льет воду на мельницу критиков светского модуля.

Авторы учебника не вполне справились и с самим определением термина "светская этика". Ведь ее отличие от этики религиозной – вовсе не в том, что "человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло", а в мотивации поступков. Светская этика не предполагает ответственности перед Высшим существом или накопление "добрых дел" в перспективе загробной жизни. Ее конечная точка – неконфликтность общежития, чем принципиально не ограничивается религия. В учебнике эта тема проступает вполне выпукло, следовало лишь более четко прописать ее во вводных уроках.

Наверное, книга по светской этике для школьников не станет путеводной звездой российского просвещения, но и педагогической неудачей ее не назовешь. Авторам, например, удалось соблюсти баланс между дидактичностью основного текста и иллюстративностью "вопросов и заданий": новое, "этическое" прочтение знакомых детям литературных текстов может быть увлекательным занятием.

В то же время авторы не просто отталкиваются от наличной школьной аудитории – они пытаются влиять на нее, формировать ее. Здесь они подчас завышают планку. Не факт, что детям десяти лет будет понятна разница между крайним (неправильным) и разумным (правильным) эгоизмами, ведь эгоизм изначально воспринимается как понятие негативное.

Сможет ли ребенок примирить разумный эгоизм с моральным идеалом коллективизма (стр. 55)? Сам "коллективизм" в тексте учебника выглядит примером из советского "недалека". Таких анахроничных клише в книге немало: Гагарин как нравственный образец, фотопортрет сварщика, сияющий улыбками коллектив монтажников. Без всего этого вполне можно было обойтись.

Возможно, уроки стоило выстраивать вокруг сказочных или литературных примеров моральных и аморальных поступков, а не превращать их пусть в весомый, но все же аппендикс. В конце концов сами авторы учебника настаивают на том, что нравственная личность способна самостоятельно проанализировать те или иные ситуации на предмет "добра и зла".

Оценивая труд анонимного коллектива авторов, нельзя забывать, в каких условиях создавалась книга. Этика – фактически часть философии, материи труднопереводимой на язык школьника (отсюда проявляющееся местами менторство, академичность, казенность языка книги). Самостоятельного запроса на светскую этику в школе не было – он возник как реакция на требование Церкви обучать всех основам православия. Новый образовательный проект стал вызовом для светских теоретиков морали: им пришлось в режиме цейтнота сформулировать и адаптировать для специфической (детской) аудитории этическую систему. С этой задачей они в целом справились: контуры системы на страницах учебника просматриваются.

Во всяком случае, авторам ни к чему было стесняться своих имен на обложке книги. Но они почему-то не пожелали их указать...

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама