В распоряжении "НГ-религий" оказались учебные пособия по экспериментальному курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Уже почти два месяца четвероклассники в 19 регионах Российской Федерации знакомятся по этим книгам с духовными традициями нашей страны. Теперь и читатели смогут узнать, что же содержится в этих пособиях, в одночасье ставших дефицитом. Лет 20, наверное, не было такого, чтобы книги стало невозможно достать даже на развалах черного рынка. Издательству "Просвещение" пришлось выпустить дополнительный тираж, чтобы с пособиями могли ознакомиться журналисты и квалифицированные рецензенты.
Как нам стало известно, комплект учебных пособий причастные к его созданию специалисты между собой называют "орками". От ОРК – основы религиозных культур. Как подмечено классиком, если уж что "припечатало" острое русское слово – это явление получает в народе признание и начинает жить своей собственной жизнью. Журналистам остается за этой жизнью следить.
"НГР" предлагает свой разбор учебников по основам религиозных культур, причем последовательность рецензий повторяет востребованность того или иного модуля учащимися – по их собственному или их родителей свободному выбору. Завершает наш спецвыпуск "Печатного дела" обзор интерактивных электронных приложений к пособиям курса.
Основы светской этики. 4–5-е классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 63 с.
Некоторые школьные учебники пишутся не просто для детей, а для очень серьезных детей. Не столь серьезных, как те дети, с которыми в повести братьев Стругацких встречался писатель Виктор Банев, но все-таки. Учебное пособие по "Основам светской этики" – как раз такая книга.
Спрос на светскую этику в российских школах неожиданно оказался весомее спроса на православие. Некоторые представители РПЦ принялись формировать негативный образ учебника этики в медиа. Они давали понять, что "светская этика" – это завуалированная государственная идеология, и утверждали, что роль "стража нравственности" в российском обществе авторы учебника отводят... милиции.
Тем самым общество вводили в заблуждение. В "Основах светской этики" крайне мало говорится о государстве. Милиция, черным по белому написано на 11-й странице, следит за соблюдением норм и правил, то есть законов. В сфере морали, написано там же, никаких стражей и смотрителей нет.
Без шероховатостей, конечно, не обошлось. Связь законов (в том числе и Конституции) с моралью – опосредованная, и, пожалуй, не стоило заявлять о ней на страницах учебника "в лоб". И уж тем более не стоило печатать в книге фото заседания Госдумы с подписью: "В основе законов, принимаемых Думой, лежат моральные нормы". Подобная прямолинейность, легко устраняемая без ущерба для всего учебника, льет воду на мельницу критиков светского модуля.
Авторы учебника не вполне справились и с самим определением термина "светская этика". Ведь ее отличие от этики религиозной – вовсе не в том, что "человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло", а в мотивации поступков. Светская этика не предполагает ответственности перед Высшим существом или накопление "добрых дел" в перспективе загробной жизни. Ее конечная точка – неконфликтность общежития, чем принципиально не ограничивается религия. В учебнике эта тема проступает вполне выпукло, следовало лишь более четко прописать ее во вводных уроках.
Наверное, книга по светской этике для школьников не станет путеводной звездой российского просвещения, но и педагогической неудачей ее не назовешь. Авторам, например, удалось соблюсти баланс между дидактичностью основного текста и иллюстративностью "вопросов и заданий": новое, "этическое" прочтение знакомых детям литературных текстов может быть увлекательным занятием.
В то же время авторы не просто отталкиваются от наличной школьной аудитории – они пытаются влиять на нее, формировать ее. Здесь они подчас завышают планку. Не факт, что детям десяти лет будет понятна разница между крайним (неправильным) и разумным (правильным) эгоизмами, ведь эгоизм изначально воспринимается как понятие негативное.
Сможет ли ребенок примирить разумный эгоизм с моральным идеалом коллективизма (стр. 55)? Сам "коллективизм" в тексте учебника выглядит примером из советского "недалека". Таких анахроничных клише в книге немало: Гагарин как нравственный образец, фотопортрет сварщика, сияющий улыбками коллектив монтажников. Без всего этого вполне можно было обойтись.
Возможно, уроки стоило выстраивать вокруг сказочных или литературных примеров моральных и аморальных поступков, а не превращать их пусть в весомый, но все же аппендикс. В конце концов сами авторы учебника настаивают на том, что нравственная личность способна самостоятельно проанализировать те или иные ситуации на предмет "добра и зла".
Оценивая труд анонимного коллектива авторов, нельзя забывать, в каких условиях создавалась книга. Этика – фактически часть философии, материи труднопереводимой на язык школьника (отсюда проявляющееся местами менторство, академичность, казенность языка книги). Самостоятельного запроса на светскую этику в школе не было – он возник как реакция на требование Церкви обучать всех основам православия. Новый образовательный проект стал вызовом для светских теоретиков морали: им пришлось в режиме цейтнота сформулировать и адаптировать для специфической (детской) аудитории этическую систему. С этой задачей они в целом справились: контуры системы на страницах учебника просматриваются.
Во всяком случае, авторам ни к чему было стесняться своих имен на обложке книги. Но они почему-то не пожелали их указать...
Источник: НГ-Религии