ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Кольцо, которого нет

21 мая 2010

По Бульварному кольцу хорошо гулять, особенно в мае, когда зелень деревьев еще не успела запылиться, а на улице не наступила летняя московская духота. Вокруг зелено и прохладно, вы гуляете, а на вашем пути встают лучшие памятники Москвы.

Кольцо и подкова

Бульварное кольцо... Постойте, какое кольцо, при чем здесь оно? Это ведь и не кольцо вовсе. Если посмотреть на карту Москвы, то бульвары составляют скорее подкову: одной стороной подкова упирается в набережную Москвы-реки у храма Христа Спасителя, другой – в квартал Воспитательного дома, то есть опять же в набережную. Почти сплошная (прерывалась лишь площадями-перекрестками) линия бульваров появилась в Москве во второй половине XVIII века после разборки башен и стен Белого города. Сами эти стены и башни возвели в конце XVI столетия русские мастера во главе со знаменитым зодчим – Федором Конем, до этого построившим чудо средневековой фортификации – Смоленский кремль. Белокаменные стены стали новой границей города ненадолго – уже в XVII столетии в Москве насыпаются стены Земляного города. На месте этих деревоземляных укреплений позже было устроено Садовое кольцо. Вот уж кольцо так кольцо, настоящее. Но упрямые москвичи и бульварную подкову именуют кольцом, и ничего с этим не поделаешь.

Вы переходите площади, образовавшиеся на месте воротных башен (от этого и сами площади поныне именуются площадями таких-то ворот, например Пречистенских или Арбатских), через эти башни проходили дороги, ведущие в Новгород, Тверь, Дмитров, Ростов. По сторонам периодически "проплывают" монастыри и храмы. Собственно на самих бульварах храмов нет, они, как правило, расставлены в кварталах рядом. Это связано с уже упоминавшимися нами стенами Белого города: с внешней стороны крепостных укреплений находилось свободное пространство для ведения боя, где ни церкви, ни тем более дома городских обывателей не возводили. Вернемся к бульварам: они разные, каждый со своим оригинальным лицом, атмосферой и историями. Рождественский, Тверской, Страстной, Гоголевский – все они одно кольцо и разные бульвары. Вот так. Сегодня мы поговорим об одном их них – Чистопрудном.

Поганый Чистый пруд

Чистопрудный – один из самых известных бульваров Бульварного кольца и единственный – с водоемом. Он протянулся от площади Мясницких ворот до площади Покровских ворот. Через площади проходят улицы, соответственно, Мясницкая и Покровка. Обе эти улицы вели в Елохово, Немецкую слободу и царское село Покровское-Рубцово. Пруд у стен Белого города образовался на небольшой речушке Рачке и до XVIII века именовался Поганым. Большинство путеводителей по Первопрестольной утверждают: такое исключительное название пруд приобрел благодаря тому, что мясники из соседней слободы выбрасывали в него отходы своего "кровожадного производства", отчего вода в пруду источала зловоние на всю округу. Правда, есть еще и другое соображение по поводу названия пруда, оно принадлежит известному московскому краеведу Сергею Константиновичу Романюку. Может быть, здесь когда-то в незапамятные времена находилось языческое ("поганое") капище. Например, "идолищем поганым" именуется идол Перуна в тексте летописи, рассказывающей о крещении святым князем Владимиром киевлян. Как бы то ни было, в начале XVIII века по указу Александра Даниловича Меншикова пруд вычистили, с тех пор он зовется прудом Чистым. Кстати, сегодня, когда Рачки уже не существует, Чистый пруд наполняется водопроводной водой и чистится с изрядной регулярностью.

Подземный кабинет Верховного

В начале Чистопрудного бульвара – вестибюль станции метро "Чистые пруды", сразу за ним – памятник Александру Грибоедову, автору классического произведения русской литературы "Горе от ума". Оба эти сооружения относятся к советскому времени. Тогда станция называлась "Кировская", во время Великой Отечественной войны поезда метро на ней не останавливались, здесь располагалась часть Генерального штаба с узлом связи и отдельный кабинет Верховного главнокомандующего, которым последний так и не воспользовался. Памятник Грибоедову (скульптор А. А. Мануйлов) установлен в 1959 году, драматург жил недалеко от Чистопрудного, в доме № 42 по Мясницкой улице. Нужно отметить, что скульптору удалось предельно точно передать образ писателя. Удивительно гармоничный и задумчиво-грустный писатель стоит перед прохожим в начале бульвара, он настраивает нас на лирический лад. От Грибоедова лучше свернуть вправо в Архангельский переулок. Здесь сохранилась одна из самых известных петровских построек Москвы –

В начале царствования Петра I главной улицей Москвы становится Мясницкая. Из Кремля по Никольской до Лубянской площади, далее Мясницкой улицей, потом по Новой Басманной царский кортеж доезжал до села Елохова и оттуда к Лефорту в Немецкую слободу. Почему именно эту, а не старую (по Ильинке и Покровке) дорогу выбрал самодержец для своих монарших выездов – тема отдельной статьи, но факт остается фактом: Мясницкая из второстепенных слободских улиц превращается в улицу богатых резиденций придворной свиты. В том числе большой двор у Мясницких ворот Белого города выкупил Александр Данилович Меншиков. Главный дом меншиковской усадьбы фасадом выходил на линию улицы (на этом месте позже, в начале XX века, выстроили здание Почтамта), во дворе стояла домовая усадебная церковь. Церковь Архангела Гавриила единственное, что сохранилось от обширной усадьбы царского фаворита.

Церковь Архангела Гавриила. Ее архитектура – новое слово в зодчестве Москвы, слово это сказано на голландский манер. После Великого посольства Петр "заболел" Голландией. Русскую Церковь решил устроить так, как увидел в протестантской Голландии, упразднив впоследствии патриаршество. Столицу решил возвести на каналах (будто Новую Голландию), заодно превратив континентальную Московию в морскую державу. Меншиков эту "любовь" царя знал и возвел церковь в стиле голландского (петровского) барокко. Да и церковь ли это? Здесь, кажется, больше дерзости, чем смирения. Храм был построен в виде башни с высоким шпилем (шпиль завершался скульптурой архангела с крестом в руке). Башня возносилась выше соседней – Мясницких ворот, да и не только их. Высота усадебного храма превышала высоту колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. Как вам сопоставление: главная колокольня страны – и усадебная церковь царского вельможи. Кто он, этот князь Меншиков? А никто, мальчик из песочницы царя – именно так к нему и относилась старая московская знать: Соковнины, Одоевские, Милославские. По тогдашнему московскому преданию на Москве нельзя было строить выше "Ивана". Меншиков игнорирует этот негласный народный запрет и строит скорее не церковь, но башню. Так москвичи зовут это сооружение – Меншикова башня.

Меншикова башня-вид с Кривоколенного переулка

Однако московское предание оказалось сильнее меншиковской дерзости. В 1723 году башня загорелась от удара молнии, деревянный шпиль слетел, колокола попадали, проломив своды; с тех пор богослужения в основном храме прекратились (служили в Введенском приделе). Лишь в середине 1770-х церковь начнут ремонтировать; шпиль восстанавливать не стали (зачем повторять ошибки), башню завершили витиеватым барочным куполом. По преданию, кочующему из путеводителя в путеводитель, в недействующем храме обосновались московские масоны со своим предводителем – Новиковым, вроде бы Московский митрополит Филарет повелел уничтожить масонские символы, начертанные на стенах храма. Проверить это сегодня невозможно. Но вот что точно, храм был закрыт в 1930-х годах, но на совсем короткое время и снова стал действующим в 1947-м. Храм стал подворьем Антиохийского Патриархата. Помните фильм "Я иду, шагаю по Москве"? Герои идут по Чистопрудному бульвару? и тут собачка... За хозяйкой собачки герою Никиты Михалкова приходится заходить в церковь – это и есть Меншикова башня. И мы вернемся на бульвар, шагая по Москве.

Дом у воды

На бульваре хорошо, тенисто и спокойно. Так, размышляя о Меншикове и Петре, быстро можно дойти до самого пруда, перед ним советский новострой 1982 года – бывший индийский ресторан "Джалтаранг" (поющая вода). На Чистых катались на лодках летом и на коньках зимой. Перед глазами всплывают сцены из "Покровских ворот" (хотя снимали их почему-то на Патриарших прудах). Чистые пруды имеют большую литературную историю, столькими упоминаниями в русской литературе не может блистать ни один бульвар Бульварного кольца. Лесков, Пушкин, Куприн, Писемский, Боборыкин – это лишь краткий перечень отметивших в своих произведениях Чистый пруд. Заканчивается бульвар Покровскими воротами со зданием гостиницы начала XIX века. Но мы не заканчиваем нашу прогулку, остался последний аккорд.

В конце бульвара, справа через проезжую часть стоит необычное здание, оно во втором и третьем этажах, как сказочным ковром, покрыто лепниной, имитирующей белокаменную резьбу владимиро-суздальских соборов XII – XIII веков. Сам дом построен в 1909 году как доходный (то есть его квартиры сдавались внаем, для получения владельцем дохода) для прихода храма Троицы на Грязех. Одним фасадом (главным) дом выходит на Чистопрудный бульвар, другим – на Покровку. Имя архитектора дома нам мало что скажет – П. К. Микини, – он лишь строитель. Эскиз фасада дома выполнил замечательный рисовальщик-архитектор Сергей Иванович Вашков. Он известен как художественный руководитель фабрики церковной утвари П. И. Оловянишникова. До сих пор некоторые московские храмы пользуются богослужебными предметами работы мастера. В архитектуре Вашков мало известен, ему принадлежат всего две постройки (и понятно, ведь профессиональным архитектором он не был) – дом на Чистопрудном и церковь Спаса в подмосковном поселке Клязьма. О храме мы поговорим в последующих прогулках, а теперь полюбуемся доходным домом. Его декоративное убранство как будто переносит нас в далекий XII век, в эпоху Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Как красиво! Здесь и львы, и грифоны, и женские маски, и растительный (райский) орнамент... Вашков умер в 1914 году в 35 лет, может, и хорошо, что не дожил до революции и советских разрушений московских храмов. На этой грустной (грибоедовской) ноте можно завершить нашу краткую прогулку по Чистопрудному бульвару.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама