По Бульварному кольцу хорошо гулять, особенно в мае, когда зелень деревьев еще не успела запылиться, а на улице не наступила летняя московская духота. Вокруг зелено и прохладно, вы гуляете, а на вашем пути встают лучшие памятники Москвы.
Кольцо и подкова
Бульварное кольцо... Постойте, какое кольцо, при чем здесь оно? Это ведь и не кольцо вовсе. Если посмотреть на карту Москвы, то бульвары составляют скорее подкову: одной стороной подкова упирается в набережную Москвы-реки у храма Христа Спасителя, другой в квартал Воспитательного дома, то есть опять же в набережную. Почти сплошная (прерывалась лишь площадями-перекрестками) линия бульваров появилась в Москве во второй половине XVIII века после разборки башен и стен Белого города. Сами эти стены и башни возвели в конце XVI столетия русские мастера во главе со знаменитым зодчим Федором Конем, до этого построившим чудо средневековой фортификации Смоленский кремль. Белокаменные стены стали новой границей города ненадолго уже в XVII столетии в Москве насыпаются стены Земляного города. На месте этих деревоземляных укреплений позже было устроено Садовое кольцо. Вот уж кольцо так кольцо, настоящее. Но упрямые москвичи и бульварную подкову именуют кольцом, и ничего с этим не поделаешь.
Вы переходите площади, образовавшиеся на месте воротных башен (от этого и сами площади поныне именуются площадями таких-то ворот, например Пречистенских или Арбатских), через эти башни проходили дороги, ведущие в Новгород, Тверь, Дмитров, Ростов. По сторонам периодически "проплывают" монастыри и храмы. Собственно на самих бульварах храмов нет, они, как правило, расставлены в кварталах рядом. Это связано с уже упоминавшимися нами стенами Белого города: с внешней стороны крепостных укреплений находилось свободное пространство для ведения боя, где ни церкви, ни тем более дома городских обывателей не возводили. Вернемся к бульварам: они разные, каждый со своим оригинальным лицом, атмосферой и историями. Рождественский, Тверской, Страстной, Гоголевский все они одно кольцо и разные бульвары. Вот так. Сегодня мы поговорим об одном их них Чистопрудном.
Поганый Чистый пруд
Чистопрудный один из самых известных бульваров Бульварного кольца и единственный с водоемом. Он протянулся от площади Мясницких ворот до площади Покровских ворот. Через площади проходят улицы, соответственно, Мясницкая и Покровка. Обе эти улицы вели в Елохово, Немецкую слободу и царское село Покровское-Рубцово. Пруд у стен Белого города образовался на небольшой речушке Рачке и до XVIII века именовался Поганым. Большинство путеводителей по Первопрестольной утверждают: такое исключительное название пруд приобрел благодаря тому, что мясники из соседней слободы выбрасывали в него отходы своего "кровожадного производства", отчего вода в пруду источала зловоние на всю округу. Правда, есть еще и другое соображение по поводу названия пруда, оно принадлежит известному московскому краеведу Сергею Константиновичу Романюку. Может быть, здесь когда-то в незапамятные времена находилось языческое ("поганое") капище. Например, "идолищем поганым" именуется идол Перуна в тексте летописи, рассказывающей о крещении святым князем Владимиром киевлян. Как бы то ни было, в начале XVIII века по указу Александра Даниловича Меншикова пруд вычистили, с тех пор он зовется прудом Чистым. Кстати, сегодня, когда Рачки уже не существует, Чистый пруд наполняется водопроводной водой и чистится с изрядной регулярностью.
Подземный кабинет Верховного
В начале Чистопрудного бульвара вестибюль станции метро "Чистые пруды", сразу за ним памятник Александру Грибоедову, автору классического произведения русской литературы "Горе от ума". Оба эти сооружения относятся к советскому времени. Тогда станция называлась "Кировская", во время Великой Отечественной войны поезда метро на ней не останавливались, здесь располагалась часть Генерального штаба с узлом связи и отдельный кабинет Верховного главнокомандующего, которым последний так и не воспользовался. Памятник Грибоедову (скульптор А. А. Мануйлов) установлен в 1959 году, драматург жил недалеко от Чистопрудного, в доме № 42 по Мясницкой улице. Нужно отметить, что скульптору удалось предельно точно передать образ писателя. Удивительно гармоничный и задумчиво-грустный писатель стоит перед прохожим в начале бульвара, он настраивает нас на лирический лад. От Грибоедова лучше свернуть вправо в Архангельский переулок. Здесь сохранилась одна из самых известных петровских построек Москвы
В начале царствования Петра I главной улицей Москвы становится Мясницкая. Из Кремля по Никольской до Лубянской площади, далее Мясницкой улицей, потом по Новой Басманной царский кортеж доезжал до села Елохова и оттуда к Лефорту в Немецкую слободу. Почему именно эту, а не старую (по Ильинке и Покровке) дорогу выбрал самодержец для своих монарших выездов тема отдельной статьи, но факт остается фактом: Мясницкая из второстепенных слободских улиц превращается в улицу богатых резиденций придворной свиты. В том числе большой двор у Мясницких ворот Белого города выкупил Александр Данилович Меншиков. Главный дом меншиковской усадьбы фасадом выходил на линию улицы (на этом месте позже, в начале XX века, выстроили здание Почтамта), во дворе стояла домовая усадебная церковь. Церковь Архангела Гавриила единственное, что сохранилось от обширной усадьбы царского фаворита.
Церковь Архангела Гавриила. Ее архитектура новое слово в зодчестве Москвы, слово это сказано на голландский манер. После Великого посольства Петр "заболел" Голландией. Русскую Церковь решил устроить так, как увидел в протестантской Голландии, упразднив впоследствии патриаршество. Столицу решил возвести на каналах (будто Новую Голландию), заодно превратив континентальную Московию в морскую державу. Меншиков эту "любовь" царя знал и возвел церковь в стиле голландского (петровского) барокко. Да и церковь ли это? Здесь, кажется, больше дерзости, чем смирения. Храм был построен в виде башни с высоким шпилем (шпиль завершался скульптурой архангела с крестом в руке). Башня возносилась выше соседней Мясницких ворот, да и не только их. Высота усадебного храма превышала высоту колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. Как вам сопоставление: главная колокольня страны и усадебная церковь царского вельможи. Кто он, этот князь Меншиков? А никто, мальчик из песочницы царя именно так к нему и относилась старая московская знать: Соковнины, Одоевские, Милославские. По тогдашнему московскому преданию на Москве нельзя было строить выше "Ивана". Меншиков игнорирует этот негласный народный запрет и строит скорее не церковь, но башню. Так москвичи зовут это сооружение Меншикова башня.
Меншикова башня-вид с Кривоколенного переулка
Однако московское предание оказалось сильнее меншиковской дерзости. В 1723 году башня загорелась от удара молнии, деревянный шпиль слетел, колокола попадали, проломив своды; с тех пор богослужения в основном храме прекратились (служили в Введенском приделе). Лишь в середине 1770-х церковь начнут ремонтировать; шпиль восстанавливать не стали (зачем повторять ошибки), башню завершили витиеватым барочным куполом. По преданию, кочующему из путеводителя в путеводитель, в недействующем храме обосновались московские масоны со своим предводителем Новиковым, вроде бы Московский митрополит Филарет повелел уничтожить масонские символы, начертанные на стенах храма. Проверить это сегодня невозможно. Но вот что точно, храм был закрыт в 1930-х годах, но на совсем короткое время и снова стал действующим в 1947-м. Храм стал подворьем Антиохийского Патриархата. Помните фильм "Я иду, шагаю по Москве"? Герои идут по Чистопрудному бульвару? и тут собачка... За хозяйкой собачки герою Никиты Михалкова приходится заходить в церковь это и есть Меншикова башня. И мы вернемся на бульвар, шагая по Москве.
Дом у воды
На бульваре хорошо, тенисто и спокойно. Так, размышляя о Меншикове и Петре, быстро можно дойти до самого пруда, перед ним советский новострой 1982 года бывший индийский ресторан "Джалтаранг" (поющая вода). На Чистых катались на лодках летом и на коньках зимой. Перед глазами всплывают сцены из "Покровских ворот" (хотя снимали их почему-то на Патриарших прудах). Чистые пруды имеют большую литературную историю, столькими упоминаниями в русской литературе не может блистать ни один бульвар Бульварного кольца. Лесков, Пушкин, Куприн, Писемский, Боборыкин это лишь краткий перечень отметивших в своих произведениях Чистый пруд. Заканчивается бульвар Покровскими воротами со зданием гостиницы начала XIX века. Но мы не заканчиваем нашу прогулку, остался последний аккорд.
В конце бульвара, справа через проезжую часть стоит необычное здание, оно во втором и третьем этажах, как сказочным ковром, покрыто лепниной, имитирующей белокаменную резьбу владимиро-суздальских соборов XII – XIII веков. Сам дом построен в 1909 году как доходный (то есть его квартиры сдавались внаем, для получения владельцем дохода) для прихода храма Троицы на Грязех. Одним фасадом (главным) дом выходит на Чистопрудный бульвар, другим на Покровку. Имя архитектора дома нам мало что скажет П. К. Микини, он лишь строитель. Эскиз фасада дома выполнил замечательный рисовальщик-архитектор Сергей Иванович Вашков. Он известен как художественный руководитель фабрики церковной утвари П. И. Оловянишникова. До сих пор некоторые московские храмы пользуются богослужебными предметами работы мастера. В архитектуре Вашков мало известен, ему принадлежат всего две постройки (и понятно, ведь профессиональным архитектором он не был) дом на Чистопрудном и церковь Спаса в подмосковном поселке Клязьма. О храме мы поговорим в последующих прогулках, а теперь полюбуемся доходным домом. Его декоративное убранство как будто переносит нас в далекий XII век, в эпоху Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Как красиво! Здесь и львы, и грифоны, и женские маски, и растительный (райский) орнамент... Вашков умер в 1914 году в 35 лет, может, и хорошо, что не дожил до революции и советских разрушений московских храмов. На этой грустной (грибоедовской) ноте можно завершить нашу краткую прогулку по Чистопрудному бульвару.
Источник: Православие и мир