ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

По следам святых Кирилла и Мефодия

Наталья Горенок :: 26 мая 2010

Недавно группа саратовских паломников побывала в местах, связанных с жизнью святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Многие из этих мест находятся в стороне от традиционных туристических и паломнических маршрутов: например, города некогда Великой Моравии Оломоуц и Велеград... Но для паломника важно не только узнать что-то новое и увидеть прежде незнакомые ему места. Гораздо важнее, что, когда мы молимся у святынь, мы имеем возможность прикоснуться к ним сердцем: почувствовать близость святых, их связь с другими святыми и с нашей собственной жизнью.

Моравия: начало нашей веры

Про такие места говорят: осталось одно название... Действительно, Велеград (по-славянски "великий город") был прежде одним из центров Великоморавского княжества. Сегодня это, по современным меркам, даже не город, а деревня на территории современной Чехии: здесь проживают всего около 1400 человек.

[Современный Велеград]

Православные паломники тут практически не бывают, а вот для католиков Западной Европы в последние десятилетия Велеград – один из паломнических центров. Связано это с тем, что, по некоторым данным, в IX веке Велеград был кафедральным городом Моравской архиепископии, а значит, кафедрой святого Мефодия: местом его служения и кончины.

[Современный Велеград]

Апостольское служение святых братьев – их деятельность по созданию славянской азбуки, переводу на славянский язык Священного Писания и богослужебных книг – началось именно в Моравии. Житие повествует, что весной 863 года ученые солунские братья Константин Философ и Мефодий были отправлены в Моравию византийским императором Михаилом III по просьбе моравского князя Ростислава. К IX веку в Моравии уже действовали христианские проповедники, но твердая власть немецких епископов угрожала независимости государства, а латынь была непонятна славянам, искавшим веры.

[Город Оломоуц – бывшая столица Великоморавского княжества]

Братья были приняты с почестями; они пребывали в Моравии около трех лет. Огромное количество славян с их помощью приняли Святое Крещение. За столь небольшой, казалось бы, срок были заложены основы славянского образования, великой и самобытной культуры.

Активная деятельность славянских просветителей вызвала гнев немецкого клира, поддерживаемого частью местных феодалов. Святые братья были обвинены в ереси. Свою правоту, возможность и необходимость ведения проповеди и богослужения им предстояло доказать в Риме. В начале 869 года Константин заболел: его силы были подорваны напряженными трудами и длительным путешествием. Перед смертью он принял монашеский постриг с именем Кирилл. Последние дни его жизни были насыщенными и трогательными: он непрестанно молился о своей славянской пастве. Незадолго до кончины Кирилл сказал своему брату-соработнику, который мечтал вернуться в монастырь в Греции, на горе Олимп, где подвизался до этого: "Были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду, и я на поле падаю, окончив день свой. Ты же очень возлюбил гору (то есть Олимп), но не смей ради горы оставить учительство свое...".

Святой Кирилл отошел ко Господу в возрасте 42 лет и был погребен в базилике святого Климента в Риме. Мы еще побываем там, но пока вернемся вместе со святым Мефодием в Моравию.

[Город Оломоуц – бывшая столица Великоморавского княжества]

После преставления святого Кирилла Мефодий был рукоположен во архиепископа Моравии и Паннонии. Его жизнь прошла в трудах и борениях, преследованиях и страданиях. Кончина святителя последовала в 885 году, ему было около 60 лет. В житии говорится, что бесчисленное множество людей провожало его со слезами. Он был погребен в соборном храме Велеграда.

Сегодня множество исследователей стремится найти могилу святого Мефодия. Высказываются мнения, что старинный Велеград находился на месте теперешнего чешского городка Угерске-Градиште или неподалеку от поселка Микульчице.

[Храм Вознесения Девы Марии и святых Кирилла и Мефодия в Велеграде]

И все же европейские паломники едут в Велеград: здесь сохранился старинный монастырь католического ордена цистерцианцев, построенный в романско-готическом стиле. Главный храм – Вознесения Девы Марии и святых Кирилла и Мефодия – стал таким, каким мы его видим сегодня, на рубеже XVII–XVIII веков.

Переночевав в доме паломника "Стоянов", утром мы идем в храм. Замечательная мраморная скульптура святых Кирилла и Мефодия, выполненная в начале XX века, находится здесь справа от алтаря. Святые изображены такими, какими мы привыкли их видеть (обычно скульптуры в католических храмах выглядят совсем по-иному...). В храме, кроме нас, никого нет, и мы вместе кратко молимся: поем тропарь и кондак святым на земле, где они жили...

[Святые Кирилл и Мефодий]

Неожиданным было узнать, что в католическом мире очень почитают святых равноапостольных братьев. Им посвящено множество храмов в Западной Европе: и православных, и католических. Дело в том, что почитание святых просветителей в славянских странах Европы, измученных многовековым правлением австрийских и прочих имперских династий, практически слилось с идеей борьбы за национальную (а также культурную и религиозную) независимость. В 1985 году в Чехии отмечалось 1100-летие со дня смерти святого Мефодия, и в Велеград съехалось множество паломников, несмотря на противодействие, тогда еще атеистической, власти.

И все же... "Сегодня Чехия – самое атеистическое государство Европы", – рассказывает нам иподиакон Александр, помощник митрополита Оломоуцкого и Брненского Симеона.

[Храм во имя святого Горазда в Оломоуце]

Кафедральный собор этой епархии Православной Церкви Чешских земель и Словакии находится в Оломоуце, он посвящен святому Горазду – ученику святого Мефодия и продолжателю его дела. В праздничные и воскресные дни здесь бывает до 70 человек, которых можно назвать постоянными прихожанами.

Вечный город

Один из пунктов нашего паломничества в Вечный город – базилика святого Климента (Сан-Клементе), построенная в IV–XII веках. Она расположена на улице Сан-Джованни-ин-Латерано, недалеко от Колизея. Почему равноапостольный Кирилл был погребен в храме святителя Климента, как связаны эти святые, жившие в разные времена? Теснейшим образом.

Священномученик Климент (I), апостол от семидесяти, четвертый епископ Римский, был рукоположен самим апостолом Петром. Но святителя оклеветали, и он был отправлен в ссылку императором Траяном в Инкерманские каменоломни, находящиеся недалеко от Херсонеса Таврического (в Крыму). Он мученически окончил жизнь в 101 году: по приказу императора его утопили, бросив в море с грузом на шее. По преданию в течение многих веков в день памяти святителя море отступало и давало людям возможность молиться у мощей праведника...

Святой равноапостольный Кирилл во время своей хазарской миссии (ок. 860 года) обрел мощи мученика и больше уже не расставался с ними. Он принес их с собой в Рим. Есть мнение, что храм святого Климента был построен на месте, где прежде стоял дом святителя. И действительно, археологические раскопки подтвердили, что нижний (первый) уровень базилики – это постройки I века нашей эры ...

Ныне рака с мощами священномученика Климента и честной десницей священномученика Игнатия Богоносца находится под главным престолом базилики. А в капелле (приделе) святых Кирилла и Мефодия, расположенной справа от него, так же под престолом – часть мощей святого равноапостольного Кирилла. К сожалению, сохранилось немногое: большая часть мощей исчезла в 1798 году во время французской оккупации Италии. В 1976 году часть мощей святого была также передана Элладской Церкви в дар городу Фессалоники – древней Солуни, откуда родом святые братья.

[Вечный город]

Неподалеку от Сан-Клементе – участок раскопок старого города: культурный слой Рима доходит до 50 метров! Еще несколько шагов – и древние руины Вечного города: Колизей, Римский Форум... Пожалуй, главное чувство здесь – ощущение подавляющей мощи Империи, языческой по своей сути. Как "всквасили", перевернули все это языческое могущество "маленькие" люди из плоти и крови – апостолы? Как – без современных средств связи и быстроходного транспорта – донесли Христово благовестие "до краев земли"? Какие страдания приняли за свою веру? Когда задаешь себе такие вопросы посреди древнего Рима, начинаешь понимать и суть апостольского подвига, и его значимость именно в твоей жизни. Появляется чувство благодарности к тем, кто подъял этот подвиг ради нас. Понимаешь, что "живая связь времен" – не красивый образ, а часть жизни во Христе; что исчезают в Нем временные рамки, национальные и культурные различия. Ведь, как поется в Пасхальном каноне, придут к Богу в его Небесное Царствие чада Его – "от запада, и севера, и моря, и востока"...

По материалам источников: Православие и современность

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама