ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Крестовый подход. Взаимодействие государства и церкви в России становится все более плотным

Алеся Лонская, Александр Колесниченко :: 01 июня 2010

Вчера представители Русской православной церкви встретились с партией "Единая Россия". Помимо обсуждения странной темы – возможности создания новой монархии в России – единороссы просили священников "остановить панические настроения", связанные с законом "О бюджетных организациях". Взаимовыгодное сотрудничество РПЦ и государства с некоторых пор начинает настораживать общество: так, на прошлой неделе власти организовали шествие в День славянской письменности, куда по разнарядке согнали студентов московских вузов, и сделали государственным еще один церковный праздник – День Крещения Руси. Эксперты считают, что все это предпринимается для снижения протестных настроений: ведь РПЦ лояльна нынешней власти.

Только успел отгреметь День славянской письменности и культуры (он же – День святых Кирилла и Мефодия), как Совет Федерации одобрил закон, устанавливающий новую религиозную дату – День Крещения Руси. Он будет отмечаться 28 июля. Мероприятия в этот день будут финансироваться из федерального бюджета. Но, не дай Бог, это будет так же, как 24 мая: перекрыв центральные улицы, власти сгоняли на шествие людей по разнарядке – через управы, вузы и даже психоневрологические диспансеры. Тем временем сенаторы предлагают расширить список религиозных праздников еще и за счет Дня принятия ислама, чтобы не оскорбить чувства мусульман. Никто не спорит, что светлые церковные праздники людям на пользу. Но почему их сопровождают скандальные шествия с перекрытием центральных улиц? Возникает подозрение, что власти используют православие в своих целях. И первая возможная цель – снизить протестные настроения в обществе.

Начало мая прогремело в России митингами оппозиции и выступлениями шахтеров, которые озвучили нелицеприятные стороны жизни рабочих на шахте. Недавно депутат, член фракции "Единая Россия" Сергей Марков заметил, что россияне доверяют Церкви, но государству – не вполне, и потому сотрудничество Кремля с РПЦ на данный момент – практическая необходимость. Церковь, по словам замдиректора "Левада-Центра", социолога Алексея Гражданкина, "авторитетный социальный институт", и призывы священников отказаться от протестных выступлений подействуют на колеблющихся. Однако позицию церкви воспринимают только "практикующие" верующие, а их очень мало, – возражает политолог Алексей Макаркин. – Но к патриарху прислушиваются не только истово верующие люди, но и огромная часть тех, кто регулярно в церковь не ходит. У таких людей есть потребность нравственного сопровождения жизни. Именно на них рассчитывает РПЦ как на будущих воцерковленных. В свою очередь государство может рассчитывать, что верующие граждане будут терпимее и лояльнее, прислушиваясь к речам духовного лидера. Ведь ровно год назад на Всемирном русском народном соборе святейший объявил: "Церковь утверждает, что сегодняшний курс страны соответствует нашим национальным интересам". Он также заявил, что экономический кризис имеет нравственные причины и пришел к нам извне".

Пресс-секретарь Московской патриархии Владимир Вигилянский возражает: "Церковь не использует свою трибуну для того, чтобы утихомирить народ. Когда патриарх говорит, что кризис – это не экономическая, а духовная проблема, это не означает поддержку действий властей. У нас с государством соработнические отношения, но цели разные – церковь занята спасением человека". Однако нельзя отрицать, что патриарх становится все более влиятельной политической фигурой. Весной нынешнего года социологи "Левада-Центра" составили список российских политиков, которые пользуются высоким доверием у граждан. Патриарх Кирилл занимает в нем шестое место. А по данным ВЦИОМ, священникам доверяют 62% опрошенных. Впереди – только учителя. Интересно, что, по результатам исследования, больше всего доверяют священникам сторонники партии "Единая Россия".

Отсюда вытекает вторая цель – потребность в новой идеологии. "Православие всерьез претендует на эту роль, а патриарх – на роль идеологического руководителя", – говорит "НИ" священнослужитель Апостольской православной церкви, правозащитник, политический деятель, отлученный от православной церкви, Глеб Якунин. Ему вторит политолог Алексей Макаркин: "В условиях, когда авторитетов у нас не так много, церковь является авторитетом для людей. У нас всячески подчеркивается и ее патриотическая роль".

Сотрудничество РПЦ и государства можно назвать взаимовыгодным. "Церковь материально зависит от государства. Она хочет получить назад здания, которые раньше имела, хочет, чтобы ей передали имущество. А государство видит в православии лояльную силу", – говорит Алексей Макаркин. В минувшем году правительство постановило ежегодно выделять из федерального бюджета три млрд. рублей на ремонт православных храмов. В такой "симфонии" в убытке могут оказаться люди, которые чувствуют социальную несправедливость и вину конкретных представителей бизнеса и власти. Но церковь избегает критики.

Эксперты сходятся во мнении, что оппозиция в рядах истово верующих возникнуть не может. "Верующим людям обязательно нужен авторитет. Человек идет в церковь, чтобы найти там авторитетное мнение духовника. А духовники в политику редко вмешиваются", – подчеркивает политолог Алексей Макаркин. По его словам, в среде православных ортодоксов возникают только "специфические" оппозиционеры, которые выступают против переписи населения или паспортов. Вторит ему и председатель синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Всеволод Чаплин. Он считает, что отношения РПЦ с властью далеко не безоблачные: церковь последовательно выступает за запрет абортов и против введения ювенальной юстиции. Беспокоит церковников и распространение электронных приборов, позволяющих контролировать все действия людей. Вместе с тем вчера Всеволод Чаплин завел с единороссами беседу о возможном возвращении монархии в России. Правда, он пришел к выводу, что народ не готов к такому развитию событий. Но само наличие дискуссии говорит о многом.

Сегодня среди части чиновников и депутатов считается престижным поститься, соблюдать религиозные обряды. Народные избранники жертвуют церкви средства, демонстрируют свое благочестие. Особенно перед выборами. "В XIX веке каждый православный чиновник должен был представить начальнику справку о том, что он причастился и исповедался. Но сегодня настолько религиозным государство не станет", – считает Алексей Макаркин. Однако не исключено, что в крайности отношения РПЦ и власти все-таки зайдут. Россия рискует прийти к тому, что церковь начнет разъяснять пастве смысл принятых законов и начатых реформ, продвигая позицию государства. Вчера на встрече единороссов с церковниками, когда речь зашла о скандальном законе "О бюджетных организациях", первый заместитель секретаря президиума генерального совета партии "Единая Россия" Андрей Исаев попросил священников "поддержать нашу позицию, остановить панические настроения, которые распространяются нашими оппонентами в обществе". И вот такое сближение РПЦ с государством грозит стране бедами, уверены эксперты.

В ПОЛЬШЕ "ИЗБИРАТЕЛЬ " И "ПРИХОЖАНИН" – ЭТО ОДНО И ТО ЖЕ

Количество прихожан в Польше в последние пять-семь лет неуклонно сокращается, хотя число поляков, называющих себя католиками, остается очень высоким – примерно 34 млн. человек (это 90% населения страны).

Роль католического костела в Польше как стране – форпосте западноевропейской христианской цивилизации – всегда была чрезвычайно высока и активно поддерживалась Ватиканом. Начиная со времени разделения в 1054 году христианской церкви на католическую и православную (первыми проповедниками христианства в Польше были монахи восточного, православного обряда, ученики небезызвестных Кирилла и Мефодия). И хотя с 1918 года, с момента обретения Польшей независимости, страна согласно конституции является светским государством, влияние костела на государственную политику всегда оставалось большим.

Документально место костела в жизни современной Польши было определено в договоре, подписанном между Ватиканом и Варшавой 4 июня 1989 года, сразу после того, как Польша "сошла с социалистических рельсов" и в стране начался период социально-экономических перемен. Согласно этому документу, польское государство взяло на себя обязательство частично финансировать деятельность костела, в частности религиозное образование в школах и детских садах, содержание религиозных учебных заведений. Оно же стало платить зарплату капелланам в армии и полиции и взялось софинансировать костельные мероприятия и религиозные праздники. Содержание костела ежегодно обходится государству более чем в 500 млн. евро. Совершенно естественно, что в ответ со всех амвонов до паствы ежедневно доводится, что "всяка власть от Бога". Священнослужители и представители власти признают, что костел в Польше является сегодня своего рода громоотводом на случай возможных социальных возмущений проводимой правительством социально-экономической политикой.

В последнее время, правда, в правящей партии "Гражданская платформа", да и в ряде других, все чаще слышны призывы об ограничении "чрезмерной духовно-пастырской опеки" костела по отношению к государственной политике. С такими заявлениями выступали, в частности, кандидат в президенты Польши Бронислав Коморовский и депутат сейма Бартош Арлукович. Кандидат в президенты Польши Януш Корвин Мике в беседе с корреспондентом "НИ" заявил, что "государственные и католические институты должны обрабатывать свои участки и не лезть в чужую вотчину". Большинство же польских политиков предпочитают вообще не распространяться на тему отношений государства и костела, поскольку в Польше "избиратель" фактически означает "прихожанин". Присутствие польских политиков на религиозных праздниках – абсолютная норма.

Вынудить костел не вмешиваться в дела государственные в Польше – дело непростое. Практически каждый поляк тесно связан с костелом с самого детства. Обязательные в общественном мнении крещение, торжественно обставленное первое причастие в детском возрасте, уроки слова Божьего в школе, костельное заключение браков (на брак вне костела поляки смотрят как на нечто непотребное) – все это связывает светскую жизнь с церковной.

Консервативные политические партии, как, например, "Право и Справедливость" ("ПиС") Ярослава Качиньского, эту неразрывную связь активно эксплуатируют. Самым популярным в Польше является "Радио Мария", к созданию которого приложили руку братья Качиньские. В благодарность директор станции ксендз-директор Тадеуш Рыдзык накануне предыдущих президентских и парламентских выборов активно призывал паству голосовать за "ПиС". То же самое происходит и сейчас, накануне внеочередных президентских выборов, первый тур которых состоится 20 июня. Агитация за Ярослава Качиньского началась в костелах еще до официального старта президентской гонки. И конкуренту Ярослава Качиньского Брониславу Коморовскому, как замечают польские аналитики, в борьбе за президентское кресло придется нелегко: паства – народ преимущественно послушный.

80% АМЕРИКАНЦЕВ ПРОТИВ СМЕШИВАНИЯ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ

Первая поправка к конституции США, принятая в 1791 году, отделила церковь от государства, обеспечив религиозным общинам право на самостоятельное существование, а гражданам – свободу вероисповедания. Из 308 млн. американцев 76% называют себя христианами, 2,2% – иудеями, 1,6% – мусульманами, 0,9% – буддистами, а 0,4% – индуистами. Это основные и наиболее крупные религиозные общины.

Насколько интересы религиозных общин близки интересам государства в области внешней и внутренней политики? По данным социологов из исследовательской организации American Religious Identification, религиозные общины США не намерены играть роль лоббистов, оказывающих давление на правительственные органы или на законодателей конгресса в принятии тех или иных решений, будь то область внешней или внутренней политики.

Более 80% граждан во время недавнего соцопроса высказались против одобрения на следующих выборах кандидатуры президента страны и кандидатур законодателей конгресса общественными организациями по признаку их религиозной принадлежности. Причина, как рассказал "НИ" чикагский адвокат Дэйвид Вэббингтон, в нежелании людей смешивать интересы религиозных организаций с интересами политики. "Я верующий христианин, но из этого не следует, что на следующих выборах я буду поддерживать того кандидата в президенты страны, чьи религиозные взгляды совпадут с моими, – сказал "НИ" 68-летний житель Чикаго Тони Кирк. – Подавляющее число американцев – противники использования религии в политических целях. И я никогда не слышал, чтобы чикагский епископ либо церковные лидеры других городов, либо лидеры религиозных организаций еврейской или мусульманской общины когда-либо вмешивались в политику Барака Обамы или в политику его предшественников".

С другой стороны, религия имеет большое значение в жизни всех граждан страны. Например, в Чикаго католическая организация Catholic Charities оказывает огромную помощь малоимущим семьям в предоставлении им недорогого жилья, а пожилым людям – в медицинском обслуживании. Как рассказала "НИ" представительница Catholic Charities Вера Орлова, эта организация вместе с другими участвует в формировании добровольных патрулей, помогающих городской полиции в ее борьбе с уличными гангстерами. "Наша религиозная организация часто выступает посредником в разрешении всевозможных конфликтов, возникающих в религиозных общинах, – сказала Вера Орлова. – Но разрешение политических проблем противоречит нашей этике и не входит в сферу религиозной практики".

Религиозные праздники отмечаются в США во всех общинах. Но они не превращаются в шествия и гуляния по улицам. Даже если речь идет о Рождестве (это общенациональный праздник и выходной день для всех граждан страны).

ГЛАВА ГРУЗИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПОМОГАЕТ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ С РОЖДАЕМОСТЬЮ В СТРАНЕ

Грузинская православная церковь ( ГПЦ) строит свои отношения с государством на основе конституционного соглашения – конкордата. Церковь отделена от государства, но из-за высочайшего авторитета среди населения ее влияние на общество очень сильно. Этим нередко пытаются воспользоваться для достижения своих политических целей как государственные чиновники всех рангов, так и их политические оппоненты. Недавно Священному синоду ГПЦ даже пришлось обратиться ко всем политическим силам с просьбой не использовать "в собственных политических целях авторитет Патриарха и Церкви". Тем не менее ГПЦ и ее глава – Католикос-Патриарх Илия II – занимают активную позицию в отношении множества болезненных социально-экономических и политических проблем. В частности, решению острейшей демографической проблемы способствует то, что Илия II крестит малышей в тех семьях, где родятся трое и более детей. Он окрестил уже несколько тыс. младенцев. Впрочем, авторитет ГПЦ и ее главы не всегда защищает от нападок. Памятен прошлогодний скандал вокруг размещенных в Интернете роликов, где на реальное изображение Илии II анонимный пользователь наложил чью-то матерную брань в адрес президента Грузии Михаила Саакашвили. Оскорбительные клипы появились после того, как Католикос-Патриарх высказал мнение, что августовской войны можно было избежать. Это дало основание критикам власти предположить, что дискредитация церкви и ее главы исходила с верхних этажей государственной власти страны. Публично представители власти демонстрируют свою лояльность Церкви. Так, правительство Грузии вернуло ГПЦ некоторые земли, отобранные коммунистами, а политики часто посещают храмы в главные религиозные праздники. Одно время Михаил Саакашвили даже позволял себе выступать с речью в храме после богослужения, что вызывало негативную реакцию у части верующих.

ИЗРАИЛЬСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ УЛЬТРАОРТОДОКСЫ АКТИВНО ВМЕШИВАЮТСЯ В ПОЛИТИКУ

В Израиле религия не отделена от государства. И тем не менее законодательство в целом не базируется на ветхозаветных правилах и обычаях. Поэтому еврейское государство совершенно справедливо декларирует себя как светское. Однако в политической жизни религиозные партии, прежде всего ультраортодоксальные иудейские и мусульманские, играют немалую роль. Большинство ультраортодоксов (в отличие от просто ортодоксов) сионистскую идеологию не принимают и относятся к государству как к дойной корове. Речь в данном случае идет об иудейских ультраортодоксах, представленных в кнессете немалым числом депутатов. При формировании правительственной коалиции лидеры светских партий не могут с ними не считаться. Ультраортодоксы заинтересованы в том, чтобы послать своих представителей в правительство: они хотят получить бюджетные средства на свои школы и, кроме того, добиваются увеличения детских пособий. В ультраортодоксальном секторе, как иудейском, так и мусульманском, обычно много детей. Нередко интересы ультраортодоксов сходятся, вне зависимости от конфессии, к которой они принадлежат. Когда ультраортодоксы входят в коалицию или получают министерские портфели, договоренности нарушить нельзя. Например, нынешний лидер оппозиции глава партии "Кадима" Ципи Ливни не смогла сформировать правительство после отставки Эхуда Ольмерта с поста премьер-министра именно по причине того, что не приняла условий одной из крупнейших израильских партий – "ШАС", касающихся бюджетных отчислений на йешивы (религиозные школы), входящие в систему этой партии. Нередки были и случаи, когда оказавшиеся во властных структурах члены "ШАС" пытались отхватить себе лишний "кусочек", но всегда оказывались на скамье подсудимых и садились в тюрьму. В свое время на несколько лет "загремел" за решетку бывший лидер "ШАС" Арье Дери, занимавший пост министра внутренних дел, а сейчас сидит в тюрьме другой партиец – Шломо Бенизри, бывший министр здравоохранения, труда и благосостояния.

Источник: Новые известия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама