10 мая на выставке "Двоесловие/Диалог" в храме святой Татианы при МГУ побывали заведующий кафедрой филологии МДА профессор Владимир Кириллин и специалист по истории древнерусского и византийского искусства, доцент МДА Нина Квливидзе. В ближайшее время на сайте "Богослов.Ру" появится видеосюжет, снятый сотрудниками киностудии МДА "Богослов". Мы публикуем некоторые выдержки из интервью с преподавателями МДА и художниками участниками выставки.
Несовместимость экспонатов с канонами церковного искусства и дискуссия, возникшая по поводу выставки "Двоесловие/Диалог" основные вопросы, затронутые в разговоре с преподавателями МДА и художниками. Специалисты по христианскому искусству и участники выставки постарались выяснить, можно ли в принципе говорить о конфронтации между Церковью и миром современного искусства и есть ли основания для того, чтобы считать работы художников кощунственными.
"Здесь нет ничего такого, что могло бы затронуть чувства верующего человека", заявил доктор филологических наук, профессор Владимир Кириллин.
Кощунство сознательная позиция автора, направленная на то, чтобы насмешкой или издевательским поступком нечто уничтожить. "Здесь же попытка искренних людей увидеть мир, пропустить его через свое ощущение. Творчество людей, только идущих к Богу, что-то познающих на этом пути, но не стремящихся ничего опровергнуть", считает профессор Кириллин.
"Русское барокко" художника Андрея Филиппова
Из экспонатов он отметил инсталляцию "Русское барокко" Андрея Филиппова. "Орлы очаровательны. И не думаю, что в этой композиции есть какой-то вызов", сказал профессор.
Организация экспозиции со стороны Церкви смелый и нетипичный в плане миссионерского служения шаг. И если речь идет о примирении, то больше всего оно нужно не Церкви, которая, по словам Кириллина, "открыла свои объятия", а тем, кто оказался по отношению к ней в оппозиции.
"Церковь по природе своей обращена к миру, даже если внутренне она стоит на консервативных, неизменных позициях. Церковь и должна принимать мир таким, какой он есть, пытаясь что-то в этом мире исправить, но не отталкивать", уверен завкафедрой филологии МДА.
Художник Владимир Куприянов высказал мнение о том, что Церковь может и должна принимать участие в культурной жизни, как это принято, например, в Европе.
"У нас огромная, талантливая страна, и при этом мало чего происходит. Поэтому нам важнее иметь культурные события, а не запрещать их. Открытость свежее, проточнее. А если Церковь закроется, это будет слишком неестественно", уверен Куприянов.
По мнению художника, дискуссия по поводу выставки "Двоесловие/Диалог" идет не о существе работ, а о "чистоте идеологии", что далеко и от содержания экспонатов, и от атмосферы храма святой Татианы. Одна из главных причин агрессивной реакции на экспозицию незнание мира современного искусства, который намного шире и разнообразнее, чем эпатажные и скандальные проекты, о которых пишут многие СМИ.
"Если Вы не знаете искусства, не стоит торопиться с выводами. Ведь, не зная математики, Вы не будете говорить, что теорема Ферма это мракобесие", привел пример Владимир Куприянов. Самое необходимое сейчас не создавать и навязывать жесткую, обязательную для всех художественную форму (это пытались делать в СССР), а стремится заинтересовать людей и дать им возможность узнать что-то новое.
"Люди много чего не понимают. Тем, кто колеблется в оценках, надо быть проще и не закрываться от процессов теперешней нашей жизни", сказал художник. Человек, думающий о личной ответственности, обязательно должен с этим соприкасаться".
Выставка "Двоесловие/Диалог" первая часть большого проекта, рассказал художник Андрей Филиппов.
Следующим этапом могла бы стать большая экспозиция работ светского христианского искусства России за последние 300 лет, например, в Русском музее. "И особое внимание надо уделить времени, когда у власти были большевики и все люди, ищущие Истину, были под гнетом идеологии", отметил художник Филиппов.
Проект мог бы завершиться созданием в России музея христианского искусства.
Что касается полемики по поводу выставки, художник отметил, что к подготовке участники отнеслись очень серьезно. "Мы бы не стали делать эту выставку без благословения духовника (говорю о себе лично), приглашения отца Максима и разрешения Святейшего Патриарха", сказал художник.
"Так как Евангелие пронизывает весь наш мир, мне показалось, что эти работы важны, потому что иногда, проходя мимо, мы отворачиваемся от вонючего бомжа и не понимаем весь ужас развращенности, падения человека. Эти люди требуют помощи, а не отпихивания, потому что якобы они "грязные", а спасутся только "чистые", прокомментировал фотографии Филиппов.
О своей работе "Русское барокко" Филиппов рассказал, что она является одновременно символом разделения (потому что у орлов две головы) и единства (потому что одно тело). Для него, как для человека, давно интересующегося Византией, это прежде всего проблемы разделения Церкви на Западную и Восточную и вопроса о единстве Тела Церкви. А еще предположение, что когда-нибудь двуглавые орлы снова поднимутся над Святой Софией в Константинополе. А пока, заявил художник, "мы молимся и работаем, и больше ничего".
По мнению доцента МДА Нины Квливидзе, выставка интересна уже тем, что художники искренне выражают свои чувства и пытаются искать ответы.
"Осмотрев всю экспозицию, я ни одной из представленных работ не могла бы привести как пример сознательной насмешки или издевательства над церковными ценностями", сказала Квливидзе.
Новая форма не означает кощунства. Слово Божие может использоваться и в каноническом, церковном искусстве, и в произведениях отдельных авторов. " Это очень древняя традиция, сказала Квливидзе, напомнив об апокрифах и народных песнях на библейские темы. Если это искреннее проявление внимания к Церкви, которое созвучно зрительской аудитории, это прекрасно".
Об "Евангельском проекте" Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой Нина Квливидзе заметила, что идея соединения фотографий и цитат из Евангелия замечательна. Однако не всегда фотография соответствует цитате по смыслу.
Например, снимок боснийских мусульман (плачущая пожилая женщина и молодой человек) у мемориала очень точно сочетается с цитатой из Евангелия от Иоанна: "Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе" (Ин, 19, 26-27).
А вот цитата "ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает" (Мф, 8, 9) к фотографии начальника ОВД Центрального округа Москвы во время разгона "Марша несогласных" подобрана не точно. "На фотографии человек злобно дает людям некий приказ, а в Евангелии начальник просит Христа о даровании исцеления его подчиненному", прокомментировала Нина Квливидзе. Автор соотнес представленные в обоих случаях образы человека, который имеет в своем подчинении некоторых людей (милиционер и сотник), но не учел различие ситуаций.
"Это опять-таки не кощунство, а свидетельство неправильного понимания евангельского эпизода", считает Квливидзе.
Разговоры о конфронтации между Церковью и современным искусством, на взгляд искусствоведа, парадоксальны. "Оппозиция Церкви и культуры содержит в себе долю лжи. Церковь является живущим сейчас Богочеловеческим организмом. Поэтому Церковь не может быть устаревшей, так же как современность никак не может противоречить Церкви", заявила Нина Валериевна.
По ее мнению, форма художественного творчества может быть любой, главное, чтобы она была воспринята зрителем. А творчество на христианские темы можно считать даже формой миссионерства. Например, для кого-то работа Гора Чахала "Имена Бога" может послужить поводом раскрыть Священное Писание. "Кому близка эта "проповедь", тот получи от нее пользу, кому не близка, не получит вреда", уверена Квливидзе.
Источник: Татьянин день