В притворе Татьяниного храма Московского университета не без успеха прошла выставка "Двоесловие/Диалог", первая в своем роде. Хотя экспозиция не блистала шедеврами изящества и вкуса, она показала, что конструктивное общение между актуальным искусством и Церковью возможно. А скандалы и связанные с ними судебные процессы, вроде того, что проходит сейчас над организаторами выставки "Запретное искусство-2006", должны уйти в прошлое.
Вся фишка в том, что участниками акции в храме оказались многие художники, принявшие участие в "последней безбожной" выставке "Осторожно, религия!" (2003 год). Константин Звездочетов, Андрей Филиппов, группа "Синий суп", Александр Сигутин в свое время оказались втянутыми в конфликт с фундаменталистами. И не сказать, что они были такими несчастными овечками, бездумно идущими за культуртрегерами. Нет, они сознательно шли на провокацию, связанную с художественным обыгрыванием религии. Но художник существо мигающее. И то, что он интересуется религией, дает надежду на прорыв, на появление действительно значимых произведений на духовные темы.
Впрочем, о каких-то глубинах пока говорить не приходится. Много игры, много стеба, вроде портрета нетрезвой потаскухи с евангельской надписью "Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?".
РИА Новости
Эта выставка стала вменяемым церковным ответом на еще один вызов современности. Именно таким путем Церковь может формировать нужное ей общественное мнение, поощрять производство конкурентоспособной продукции на том же рынке. Правда, для полноценного диалога одного мероприятия мало. Да и притвор храма не совсем подходящее для подобных акций помещение. Если уж создаются по всей стране церковные музеи, то где, как не в них, устраивать подобные экспозиции. Не будем забывать при этом и о крупномасштабных выставках, организуемых Русской православной церковью. И ответственность за проведение подобных акций должна ложиться не на отдельного смельчака, коим выступил в данном случае настоятель Татьяниного храма о. Максим Козлов, а на синодальную структуру. На профессионалов, на Музейный отдел, которого пока нет и в помине.
Зато есть ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон Шевкунов, который все крутит и переиначивает. Вот вроде похвалил за пастырское рвение о. Максима, но тут же поставил под сомнение пользу самого предприятия. Понятно, хочется отцу архимандриту быть и вашим, и нашим. И диалог с культурным сообществом наладить, и фундаменталистам угодить. А фундаменталисты уже прокомментировали мероприятие: "Это сдача всего достигнутого, всего завоеванного". Это слова прот. Александра Шаргунова, чьи духовные чада бомбили выставку "Осторожно, религия!", а сейчас добиваются осуждения Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова, организаторов выставки "Запретное искусство-2006". В начале июня о. Тихон Шевкунов от имени Патриаршего совета направил в суд письмо, где заявил, что экспонаты "с точки зрения христианства можно охарактеризовать как богохульство и кощунство, а с точки зрения правовой как действия, сознательно оскорбляющие чувства верующих". И нельзя сказать, что уж совсем неправильно сказал. Но тут важно, чего он хочет: диалога или крови? К чему стремится: к налаживанию общения с творческими союзами или к войне с либералами?
Конечно, выставка "Запретное искусство-2006" достойна морального осуждения. Ну, не должны такие экспонаты, как изображение Иисуса Христа с головой Микки-Мауса, экспонироваться в публичном пространстве. Здесь я полностью солидаризируюсь с позицией правозащитника Олега Орлова. Парируя высказывание Юрия Самодурова, что у выставки была вполне правозащитная цель мониторинг и обсуждение характера цензуры в сфере изобразительного искусства в России, Орлов возразил: "Ну а если завтра у какого-то художника где-то отвергнут фотографии с детской порнографией или карикатуры на тему Освенцима или Треблинки? Ты тоже посчитаешь возможным поместить их на обозрение посетителей в музее, носящем имя Сахарова? Если будешь последователен, то должен поместить. Ты готов это сделать? Я могу понять, что у человека верующего некоторые "произведения" могут вызвать сильные эмоции. Утверждение, что такие люди могут не приходить на выставку, с моей точки зрения, не годится. Мне, например, было бы оскорбительно знать, что где-то в центре Москвы выставлены карикатуры, в которых издеваются над узниками гитлеровских или сталинских лагерей".
Думается, если отношение большинства арт-критиков будет близким к позиции правозащитника Орлова, для нравственного регулирования художественной жизни этого вполне достаточно. Общество само может унять переступивших грань художников. Но нельзя допускать, чтобы обуздывать их взялось государство. Государство так наобуздывает, что мало никому не покажется. Да и пользы художественному процессу это не принесет. Так что апелляция к государству в данном случае со стороны ответственного секретаря Патриаршего совета еще одна провокация. Впрочем, отец Тихон в этом поднаторел. Но, в конце концов, не в нем дело.
А дело в том, что церковное сообщество начинает потихоньку привыкать к современному искусству, к его языку, к его поискам. И это радует.
Источник: Ежедневный журнал