ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Не унижаться до бессмысленности и пустоты

Светлана Степанова :: 17 июня 2010

По роду деятельности мне приходится заниматься искусством первой половины 19 века, читать лекции по 19 веку, то есть – времени классического существования русского искусства, русской живописи, графики, скульптуры. Но, даже погружаясь в этот период русской культуры, понимаешь, как быстро шел процесс обновления художественного языка, каким активным был поиск новых средств выразительности. Не случайно всего через полвека после основания Академии художеств в России и появления первых результатов "европейской учености" возникло первое бунтарское явление, когда в 1860-е годы несколько выпускников Академии художеств в знак протеста против программы на золотую медаль, которая их не устроила, вышли из состава Академии. Тем самым, они отвергли возможность иметь эту высокую награду, дававшую право на заграничную стажировку, ради свободы выбора. Пожалуй, впервые проблемы творчества решались в форме демонстрации, акции протеста.

То есть – эти потенции к обновлению, к поиску нового, к каким – то революционным поступкам были в русском искусстве всегда.

20 век в этом отношении, конечно, не идет ни в какое сравнение – настолько активно развивались самые разные формы искусства, настолько активно художники осваивали новые средства изобразительности, экспериментировали с художественным языком, декларировали свободу. А формы протеста за искусство зачастую оборачивались протестом против искусства. Это приводило к тому, что саму изобразительность предавали забвению, приходили к беспредметности, уходя от самого главного для художника – объекта его внимания, потому что объектом внимания становилась сама, так сказать, внутренняя мыслительная деятельность творца (или его психическое, эмоциональное состояние). И получилось так, что в искусстве 20 века собственно мир, окружающий человека, и сам человек оказывались не нужны. В концептуальном искусстве достаточно обозначить некий предмет (или умозрительную идею) некими художественными средствами (будь то пятно, линия, точки и т.д. и т.п.) и приложить к этому визуальному объекту некий текст (письменный, озвученный и проч.), который и берет на себя главную содержательную нагрузку, служит образным воплощением авторской мысли. Эта "закодированность", существующая вне художественной образности, отрицающая, по сути, саму художественную форму, как способ воплощения в зримых формах неосязательных идей, становится самоцелью, "игрой в бисер" для "избранных". А любое непонимание или неприятие "сверх актуального" "искусства" (особенно скандального свойства) преподносится его апологетами как неразвитость, косность и дремучесть того, кто не приемлет эти плоды самовыражения.

Конечно, зрителю невероятно трудно и сложно разобраться во всем, что происходит в сфере современного творчества и дать оценку собственным ощущениям, поскольку человеческая природа по сути своей ждет от искусства тех визуальных наблюдений, которые соотносятся с природными человеческими параметрами. И конечно трудно бывает воспринимать искажение реальности, допускаемое художниками в своих работах, и, тем более – отсутствие каких-либо предметных форм, которые соотносились бы с реальными жизненными впечатлениями человека. Те или иные способы пересоздания реальности в произведении искусства лежали в основе многих направлений, которые теперь воспринимаются вполне "классическими" – импрессионизма, кубизма и проч. Но важно, конечно, различать плоды творческого поиска ради новой образности, ради метафорического смысла, и – ядовитые плоды разрушения образа, без – образности, а то и сознательного культивирования безобразия.

Большую проблему для восприятия искусства 20 столетия вызвало еще и то, что художники, а главное – искусствоведы и критики, то есть люди, "обслуживающие" искусство в научном, критическом плане, как бы не договорились до конца о терминах и понятиях. И поле художественного творчества, поле искусства превратилось в некое пространство без берегов, пространство без каких либо границ и вех. То есть то, что мы традиционно называем "искусством", что основано на изобразительности, на художественном воплощении идей и представлений художника, но при этом не отвергает законов восприятия (и законов человечности!) плавно слилось в этом едином пространстве (в том числе и музейно-выставочнм) с некими "акциями", претенциозными и шокирующими формами самовыражения, не имеющим к искусству никакого отношения. Поэтому современному зрителю трудно понять – почему мы называем искусством то, что представлено в традиционных залах музеев и на выставках современного творчества, но что, скорее всего, можно было бы назвать "игрой" "манипуляцией" с предметами и формами. Да, можно согласиться, что перфомансы и прочие "действа" – это тоже творческий акт, но эти креативные усилия далеко не всегда создают художественную форму, художественный образ (как, скажем, фольклорные выступления). Такое "творчество" не находится ни в какой родственной связи ни с какими авангардными течениями рубежа XIX – XX вв., и даже с еще более радикальными поисками, рожденными ситуацией после первой мировой войны, потому что в нем нет ни на йоту стремления к художественному познанию мира, к художественному осмыслению человеческого духа – его высот и его трагедий. Конечно, и в формах беспредметности можно выразить серьезные темы, выразить духовное состояние человека, не теряя при этом и эстетических свойств искусства: В.В.Кандинский, В.Н.Чекрыгин, Эдуард Штейнберг (скажем, его крестьянский цикл) – лишь немногие тому примеры. Но, кстати, искусство такого рода не требует всеобщего зрительского приятия, но и не оскорбляет того зрителя, который не может его понять и принять.

Хотелось бы заметить вот еще что – активность современных технологических процессов, механизация всех сторон жизни невольно способствует выхолащиванию в человеке (и – прежде всего – в художнике) самих основ человеческого восприятия мира. Те тактильные, чувственно-эмоциональные и душевные отношения к объекту, которые всегда составляли почву любого творческого процесса, перестают быть ценностью, вообще становятся не нужны. И, к сожалению, вслед за этим происходит процесс утраты интереса к подлинному, живому, неповторимо индивидуальному, национально окрашенному, несущему на себе отпечаток не только мысли, но и чувства. Человек превращается в некое существо вообще, и ему становится не важно – видит ли он перед глазами картинку, распечатанную на цветном принтере (экране дисплея), или – художественное произведение, созданное руками художника. Вот это рукотворное начало и ценность этой рукотворности, к сожалению выхолащивается. Конечно, не всё так безнадежно. Очевидно, вследствие усталости от концептуального и беспредметного искусства, идет процесс возврата к изобразительности, к тому самому объекту художественного внимания, который в ряде направлений современного искусства был попросту забыт, отринут. А этим объектом в искусстве, в творчестве, на мой взгляд, может оставаться только Богосотворенный мир и человек в этом мире – со всеми сложностями, со всеми проблемами его личного бытия, его общественного и социального существования. И, конечно, хочется надеяться, что художники будут искать новые формы, адекватные и этому миру и задаче художественного отображения этого мира, художественного понимания этого мира – такого, каков он есть, и того, что с ним происходит и того, что с ним, возможно, будет. Ведь настоящие художники, настоящее искусство всегда обладали даром провидения, предвидения будущего. Да, искусство не может лишь радовать глаз. Да, оно должно и удивлять, и потрясать, и будоражить совесть, душу. И находить для этого современный язык, современные формы. Но – не унижать и не унижаться до бессмысленности и пустоты.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама