18 декабря 2003г. Консультативный Совет Глав Протестантских Церквей России, включающий в себя: Российский Союз Евангельских Христиан-баптистов, Союз Христиан Веры Евангельской Пятидесятников в России, Российский Объединенный Союз Христиан Веры Евангельской и Западно-Российский Союз Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня презентуют российскому обществу свою социальную концепцию: "Социальная позиция протестантских церквей России". Назначение этого документа - сделать достоянием всего общества, в том числе представителей российской элиты, взгляды христиан-протестантов России по основным вопросам и проблемам современности: место евангельских христиан и их церквей в российском обществе и нации, взаимоотношения с государством и обществом, позицию церквей по главным проблемам труда, морали, экономики, войны и мира, семьи и браку, социальным деструкциям. Этот документ послужит формированию благоприятного климата в российском обществе, становлению позитивного мнения о евангельском движении России и его церквях. В то же время "Социальная позиция протестантских церквей России" это - своеобразный общегражданский паспорт значительной части российского общества. Христиане-протестанты вновь подтверждают свою готовность жить по заповедям Господа Иисуса Христа и одновременно заявляют о стремлении быть активными гражданами страны, которую по рождению дал им Бог.
Документ состоит из 15 глав, введения, заключения и приложения - "История российских протестантских церквей". Он включает обычный, "джентльменский" набор тем: отношение церкви к государству, армии, науке, СМИ, культуре и здравоохранению, отношение верующих (их принципы и ценности) к вопросам личных, социальных и гражданских прав и обязанностей, моральным и духовным ценностям, достоинства личности, собственности и пр.
Этот документ, подобно обычному паспорту, свидетельствует о гражданской зрелости его владельца, его готовности нести социальную, экономическую и политическую ответственность за все, что происходит в нашей стране. И эту ответственность протестанты не просто декларируют, но разделяют и принимают. Своим честным трудом, аккуратным отношением к своим обязанностям, незлобивостью и миролюбием к окружающим, повиновением властям, исполнением законов они каждодневно участвуют в решении больших и малых задач своего общества. Общеизвестна их приверженность трезвенности, семейной и супружеской верности. Протестанты не утверждают, что они лучшие граждане своей страны, они тоже грешны, но полны решимости бороться с грехом и утверждать через личную и общественную нравственность правду Иисуса Христа.
Одновременно, эта социальная концепция - декларация осознания своих гражданских прав на участие в самых различных сферах общественной жизни, в том числе и управлении страной. Не бывает прав без ответственности, но верно и обратное: нельзя ожидать ответственности от граждан, не обеспечивая их в должной степени равными со всеми правами. Наконец, сделав данный документ достоянием всего российского общества, протестантские церкви обозначают границы сотрудничества своих церквей с Государством, Обществом, с верующими и неверующими гражданами, они заявляют о своих христианских принципах и ценностях, касающихся жизнедеятельности российского общества и о своем видении путей и средств решения, стоящих перед ним проблем.
Авторы отдают себе отчет, что много из того, что волнует граждан России, не нашло своего отражения в данной Концепции. Ее краткий формат не позволил вместить все важные проблемы современной России. Кроме того, этот согласованный документ был принят в ходе совместного обсуждения разных точек зрения, представляющих позиции всех церквей, принявших участие в его подготовке. Поэтому, естественно, в нем не отражены все богословские позиции и вся социальная практика евангельских церквей.
Как и всякий коллективный документ, данная концепция полна компромиссов и неточностей. Главное замечание – чрезмерная абстрактность документа. Порой теряешься: а на кого рассчитана эта концепция? Проблемы, по которым высказываются авторы, настолько общи и неконкретны, что их трудно узнать современникам, они одинаково могут подходить и для России 80-х, 90-х, нынешнего десятилетия и будущих десятилетий. О большинстве актуальных проблем, затрагивающих судьбы десятков миллионов соотечественников, в том числе и верующих протестантов, ни сказано, практически, ни слова. Например, в разделе "Экономика, труд и собственность", приводится много верных, подтвержденных Библией положений. Но конкретные вопросы, уже многие годы находящиеся в центре общенациональных дискуссий: о приоритетных формах собственности, в частности, собственности на землю, неравномерном распределении собственности, управлении ею, нарушении прав собственников и пр., полностью игнорированы. Из двух десятков острых общенациональных, экономических и социальных проблем, связанных с бизнесом, производством и собственностью в документе упоминаются лишь 2 – 3 и то лишь в самом общем виде. Мы здесь имеем в виду не мелкие, а крупнейшие явления, оказывающие решающие влияние на развитие России. То же самое можно сказать и по другим разделам концепции.
Тем не менее, будем снисходительны к разработчикам. Это – первый опыт совместного творческого сотрудничества объединения российских евангельских церквей.
Концепция социального служения протестантских церквей позволит подойти к решению не только сиюминутных, но и стратегических, долгосрочных задач, стоящих перед ними. Опираясь на эту Концепцию, лидеры протестантских церквей надеются раскрыть шире окно возможностей для налаживания постоянного и конструктивного диалога с властями, представителями деловой, государственно-политической, военной, научно-творческой элиты России; активизировать гражданскую, социальную, нравственную и общественную деятельность церквей и верующих среди различных слоев российского общества; на базе равноправного диалога по проблемам современности воссоздать каналы позитивного сотрудничества с политическими и общественными организациями современной России, включая Русскую Православную Церковь.
Ссылки:
Константин Каневский. "Социальная доктрина Католической церкви"