ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Как сельские бабушки собрались на луну

Александра Сопова :: 21 июня 2010

Архангельская область, несколько километров от Каргополя. В селе N стоит деревянный храм – правда, без куполов, зато с кровлей. Кому он посвящен, местные не помнят. Однако помнят, как однажды их односельчанки-старушки собрались на площади перед магазином с котомками – решили улететь на луну.

Вдруг мы террористы?

Прионежское село N – по Архангельским меркам довольно большое. В соседних деревнях – где три жилых дома, где один (за жилые дома считаются только те, где кто-то зимует; летом народу побольше, но то "дачники"). А здесь только магазинов – три штуки, да еще частные: "Татьяна", "Меркурий" – такую "романтику" редко где встретишь. "На март месяц того года было у нас 114 человек по списку – я по выборам знаю", – говорит Надежда, живущая здесь уже двадцать лет. Вот у нее самой дети прописаны в селе, а живут в городе – считать их или нет? Молодежи вроде бы совсем не осталось. А все же в день нашего приезда в селе справляли свадьбу в одном дворе и юбилей в другом, так что практически все встречные с полным на то правом выписывали ногами замысловатые фигуры, да и у Надежды глаза блестели.

В давние времена село держалось животноводческой фермой. Надежда работала там ветеринаром, но ферма была, "да порушилась", а Надежда стала соцработником – теперь досматривает деревенских старушек.

Была раньше в селе и школа. Нам показывают три дома: большой рядом с "поповским", другой поменьше, третий совсем разрушенный – их последовательно занимала школа. В ней учился когда-то Надеждин муж Вася, но когда Надежда двадцать лет назад приехала в N на ферму специалистом, школу уже закрыли, а учеников стали возить в Каргополь. "В этом году и учеников-то – три человека, – говорит Надежда. – Автобус их возит, а нас до города не берет. Вдруг мы террористы? Нельзя". Все друг друга знают, все готовы заплатить за дорогу, но "не положено". Раньше было можно – в автобус набивались взрослые, дети уступали им места и ехали в школу прижатыми к поручням. Теперь водителю работу терять не хочется, а рейсовый автобус до деревни ходит раз в неделю – "по вторникам к клубу приезжает". Так что можно выйти на трассу и поймать попутку, а можно даже такси вызвать – триста рублей до Каргополя. Надежда говорит, бедовые головушки даже в Москву на такси ездят – пять тысяч в один конец... На деревне осталось две коровы – у Надежды да у ее подруги Кати, "что на углу живет". "Вот деревня и заросла. Были бы животные – так всю траву бы пообкосили", – говорит Надежда. Борщевик, впрочем, ядовитый, коровам не годится.

Храм в N большой, когда-то бывший пятикупольным. Он раньше стоял на кладбище. Но нам об этом рассказали местные, а сами мы обошли его со всех сторон, отходили, подходили, фотографировали целиком и фрагментами, а никаких следов кладбища в траве и зарослях борщевика не заметили.

В советское время в храме хранили зерно, благодаря этому позаботились о кровле, так что храм по меньшей мере не рухнул и не сгнил; двадцать лет назад он уже стоял пустой. Сейчас в трапезной части прикручены баскетбольные кольца – еще недавно он явно служил спортзалом, но Надежда такого не припомнит. Теперь там только птичий помет и доски на полу, в алтаре – дыра на месте престола, да еще мы выкинули двух дохлых галок. Когда хочешь сфотографировать остатки "небес", вспышка выхватывает во множестве летящие с потолка пылинки.

Есть в N, кроме храма, еще одно почитаемое святым место. Только приезжий его не заметит, как мы не заметили кладбища. От села до озера идти пять километров, а на полпути есть местечко с источником, которое называют "часовня". Часовни там и в помине нет, но, судя по названию, когда-то была. Ручей в том месте никогда не замерзает, и по пути на озеро за ягодами там берут воду. Умыться этой водой – правило для всех, даже для самого беспечного пьянчужки. В какой-то год решили там мостки сделать – привезли даже брусья и доски, но дальше дело не пошло. А идея беседку соорудить у воды вызывает куда больше воодушевления, чем мысль о восстановлении храма в селе, "ведь и место там святое". Только местных поднять трудно: "Молодежь обленилась вся, пьет массово, деревня заросла борщевиком", – сетует Надежда. Но пройтись по домам, позвать на "субботник" хотя бы женщин она готова – можно будет в храме прибраться, а можно мостки на ручье соорудить.

В храме в N когда-то были "небеса" – потолочное перекрытие с росписями, традиционное для деревянных храмов Русского Севера. Можно на таких перекрытиях увидеть изображение "Небесной Литургии" – святых или ветхозаветных праотцев, молящихся изображенному в центральном круге Христу.

Небеса в храме в N. Вспышка выхватывает летящие с потолка пылинки

В N в подкуполье были многофигурные композиции (все же чаще всего там рисуют либо ряды серафимов, либо простые звездочки, а здесь – множество сюжетов из Писания). Сейчас под потолком – одна расписная доска и каркас, на котором раньше держались все остальные, а сейчас сквозь него видно изнанку кровли. Когда Надежда приехала в N двадцать лет назад, церковь, конечно, действующей уже не была, но небеса были на месте. "Все заходили посмотреть, а досмотрелись, что украли". Однажды какой-то заезжий человек предложил местным юнцам заработать – снять для него в храме картины. И они их сняли. На одну, видимо, сил не хватило, а может, она не соблазнила заказчика, так как расколота сверху донизу.

Небеса в храме в N. Сохранившийся фрагмент – выход из Ковчега после Всемирного потопа

Судьба "небес" сложилась нетривиально. То ли один из снимавших расписные доски для "заказчика" перед "работой" позвонил в милицию, то ли сельчане обеспокоились... Только на выезде из села предприимчивых приезжих ждала милиция. Охотников за церковной стариной взяли с поличным, а живопись перекочевала в запасники Каргопольского музея, где и лежит по сей день. Одного из участников-сельчан "Бог наказал" – дали два года условно.

Сама Надежда ни в какого Бога не верит – говорит, что ей это не дано, и хоть пыталась читать Новый Завет, а ничего в нем не поняла. Слово "епископ" ей и вовсе незнакомо, поэтому к нашему рассказу о благословении правящего архиерея на поездки к деревянным храмам она отнеслась с самым большим подозрением. Зато в деревне верующие, по ее словам, уже есть. "Здесь многие начали уже приходить к этому", – говорит Надежда. "Много" для нее – это пока двое. Есть в селе медик Анна, ей слегка за тридцать, есть Павел, "очень эрудированный он, в бывшей конторке живет", – перечисляет Надежда, – им приходится в город в храм ездить... Аня и Паша "ни с того ни с сего стали верующими", – удивляется Надежда. Аня живет в здании, которое когда-то тоже успело побывать школой. Теперь полдома – медпункт, а вторая половина – Анина. В канун памяти Иоанна Предтечи мы Аню дома не застаем: в Каргополе "новый" храм – Предтеченский, так что у Аниной двери прислонена палка от метлы: никого дома нет.

Вера Анны и Павла кажется таинственной, но некоторые слухи запоминаются: мол, раньше ходили они в городе в "новый" храм, к отцу Борису, теперь почему-то стали ходить в другой, к отцу Алексею... Есть в округе и еще менее понятные "веры".

"Была у нас тут Нина Шилова, – вспоминает Надежда. – Она что-то знала. Так мы ходили к ней – ребенок если заболеет, или родишь – пуповинку зашептать..." Теперь другие времена: в селе живет "женщина, которая лечит", – приезжая из Ставрополя. "И что, ходят к ней? – Местные – никто. Она сама себя так неправильно поставила... – Порчу на кого-то навела? – Да нет, не порчу... высокомерие у нее какое-то. С города к ней ездят зато". Целительница к сельчанам не заходит, храмом тоже не интересуется – даже как каким-нибудь "местом силы".

До сих пор на памяти Надежды прибраться в заброшенной церкви пыталась только одна женщина – Алла, теперь уехавшая на Украину. Когда-то она надолго приезжала в N, проповедовала "свою веру – не поймешь какую, а только Аллилуйя, мимо икон напрямую кому-то молиться". Она в храме подметала и баб собирала. Только было это лет восемь назад, и с тех пор одного птичьего помета в храме накопилось немало.

Бабушки к Алле с ее "аллилуйей" потянулись – и даже как-то собрались с ней на луну улететь. Собрали котомки; "свекровь была у меня еще жива, – вспоминает Надежда. – Вот евонная мама, – показывает она на мужа Василия, – тоже сказала, что жизнь здесь, дескать, уже кончилась, и надо им на луну". Бабушки поджидали какого-то особенного числа, готовились. "Уж не знаю, во что эта вера, или вовсе это не вера, а суеверие или заблуждение", – говорит Надежда. "А что потом было? – Ясное дело, никто за ними не прилетел. – Это-то ясно, а что они дальше делали? – Разочаровались, что же еще... кто в чем". Алла из деревни уехала, но помнит ее тут не только Надежда.

Бабушки, которых соцработник досматривает, до сих пор уверены, что слышат голоса "оттуда". У одной погибший сын подает вести: здесь тунеядцем был, а "там" (не иначе, на луне) вроде начал работать. Другая сама "что-то видит". Надежда предпочитает в это не вникать: "никого не понимаю, не мое это, да и много их, запутаться можно", – и признается, что если всех сразу понять, то легко и с ума ненароком сойти. "Хотя все Бога поминают, только вот они без икон. А вы на какую икону молитесь и храм ваш где?" – неожиданно начинает спрашивать она. А то ведь далеко ходить за чудесами не надо: Надеждина подопечная тетя Настя тетрадку какую-то ведет, хотя раньше незрячая уже была. Приезжал к ней как-то из города священник, привез икону. Икону она оставила себе, но и тетрадку вести продолжает. "Они ж все на своем примере говорят – что вот и зрение у нее прозрело, и мысли появились откуда-то, писать стала. Я даже и поверила: даже и речь у них стала такая связная, а то все матюгались", – комментирует Надежда. То, что к нескольким старушкам на селе вернулось зрение, ее не удивляет.

Село Быковское на берегу Онеги. Брошенный дом

Впрочем, если на храме снова поднимутся купола, Надежда тоже не удивится. Этим летом до N добрались москвичи, собирающие информацию о деревянных храмах русского севера. Проект "Общее дело" подразумевает консервацию и реставрацию деревянных храмов и часовен. В каждом храме дело начинается с уборки. Может, уже сейчас они вместе с N-скими жителями удалили из храма посторонний мусор и обсуждают, сколько возьмут местные плотники за восстановление крыльца, от которого остался только потемневший след на фасаде, и не найдется ли какого крепко стоящего на ногах выходца из села, который решит, что храм на "кладбище" должен снова стать храмом, а кладбище – кладбищем...

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама