ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Противоречия секуляризма

Алексей Харитонов :: 25 июня 2010

События последний нескольких дней побуждают задуматься над некоторыми интересными особенностями современного секуляризма – есть идеологии, считающей нужным выдавливание из общественного пространства всяких проявлений христианской веры. Как сообщают из ЮАР, где проходит чемпионат мира по футболу, ФИФА (международная федерация футбола) пытается запретить спортсменам как-либо выражать свою религиозную принадлежность – носить майки с религиозной символикой или даже использовать на поле религиозные жесты – например, осенять себя Крестным Знамением или воздевать к небу руки в знак благодарности за забитый гол. Теоретически это обосновывается опасением религиозных конфликтов – но такое объяснение выглядит издевательским. При всей печально известной драчливости футбольных фанатов, они еще никогда не дрались из-за религии (или хотя бы под религиозными знаменами). Футбольные хулиганы выступают под знаменами "своего" клуба, реже – под знаменами своей страны, но никто еще никогда не видел такого явления, как религиозный футбольный хулиган. До сих пор, в течении десятилетий, когда спортсмены осеняли себя Крестным Знамением или восклицали "слава Богу", это не приводило ни каким проблемам.

В чем же дело? Секуляризму свойственен ряд интересных внутренних противоречий, и одно из них проявляется в этом случае. Теоретически, секуляризм отрицает духовную реальность – или, по крайней мере, отрицает, что она должна приниматься в расчет. Все, на что мы должны обращать внимание – это то, что доступно научному наблюдению, чисто материальная польза или вред. Духовные реалии – с точки зрения секуляристов – не должны приниматься в рассмотрение, религиозные верования должны рассматриваться как личные причуды и фантазии, а религиозные действия – как нечто пустое и бессмысленное. Постулируя (теоретически) такое отношение к духовному миру, секуляристы на практике ведут себя совершенно иначе – они относятся к молитве и крестному знамению как к чему-то в высшей степени реальному, несомненно подлинному, и при этом вызывающему у них глубокую враждебность.

Какой измеримый материальный вред может произойти от от того, что спортсмен осенит себя Крестным Знамением? Абсолютно никакого. Последовательные материалисты просто игнорировали бы это как его личную причуду, сколь бессмысленную, столь и безвредную. Но материализм современного секуляризма какой-то очень непоследовательный: сначала нам говорят, что молитва есть не больше, чем форма аутотренинга, потом пытаются запретить к этому "аутотренингу" прибегать; сначала высмеивают Крестное Знамение как пустое суеверие, потом пытаются искоренить его как что-то очень серьезное.

Ту же особенность мы видим в деле о попытках запретить Распятия в итальянских школах. Напомним, что некоторое время назад Европейский Суд по Правам Человека потребовал удалить Распятия из итальянских школ по требованию итальянской гражданки финского происхождения Соиле Лаутси, которая в 2002 году потребовала у администрации государственной школы в городе Абано Терме убрать распятия из классов, где обучались двое ее детей. Суд также обязал правительство Италии выплатить ей компенсацию в 5 тыс. евро за причиненный моральный ущерб. Это решение вызвало резкое неприятие в Италии, и итальянское правительство обратилось с апелляцией. Дата повторного рассмотрения дела приближается, и ряд общественных и религиозных деятелей выступили с заявлениями относительно этого процесса, призывая суд пересмотреть свое решение.

Но как такое решение вообще могло быть принято? Каким образом простое присутствие изображения Распятия в поле зрения истицы (и ее детей) нарушало ее права? Ни ее, ни детей не принуждали участвовать в каких-либо религиозных обрядах, никак не требовали оказывать Распятию какие-либо знаки почитания – в чем же проблема? Опять же, с точки зрения последовательного материализма, Распятие – культурный артефакт, как, скажем, статуя Будды или изваяние Аполлона. Разрушение афганскими талибами древних статуй Будды вызвало общее негодование и с тех пор используется теми же секуляристами как пример религиозного варварства; почему бы не отнестись к Распятиям с той же благожелательностью, как, хотя бы, к тем же статуям Будды? Однако и истица, и Европейский Суд по Правам Человека явно видит в Распятии нечто гораздо, гораздо более серьезное чем просто культурный памятник – и относятся к нему с принципиальной враждебностью.

О том же говорит решение, недавно принятое шестым окружным апелляционным судом США, который постановил, что десять заповедей, выставленные в окружных судах штата Кентукки, нарушают первую поправку к Конституции о запрете господдержки религиозных организаций. Таким образом суд удовлетворил иск Американского союза за гражданские свободы – одной из влиятельнейших атеистических организаций страны. Строго говоря, Десять заповедей не относятся к какой-то конкретной религиозной организации – они признаются всеми христианами и иудеями. Но не будем вступать в прения с иностранным судом, интересно другое – почему атеистов так пугают Десять Заповедей? И европейская, и американская культура несет на себе глубокую печать христианства, и "очистить" ее от библейских слов и символов можно только ее полностью разрушив; французские революционеры безуспешно пытались это сделать, большевики преуспели больше, но тоже не до конца. Но главное – зачем? Еще в советские годы многие удивлялись – если Бога не существует, зачем воевать с ним с такой яростью? Если Десять Заповедей – это просто древний мифологический текст, то зачем так волноваться из-за него?

Воинствующие атеисты часто высмеивают веру в Бога, сравнивая ее с верой в Деда Мороза – однако они сами явно не верят в свое сравнение. Никому не приходит в голову протестовать против изображений Деда Мороза или требовать от Европейского Суда по Правам Человека запрета новогодних утренников.

Таково одно из противоречий секуляризма – люди громко заявляют о своем неверии, но это звучит не очень искренне – на практике они ведут себя так, как будто веруют и трепещут.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама