ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Великая кадашевская революция

Константин Михайлов :: 28 июня 2010

Еще ни один колбасный цех не защищали в России с такими упорством и яростью, как производственный корпус фабрики Николая Григорьева в московских Кадашах в начале июня 2010 года. Сейчас, когда экскаваторы временно отступили, самое время попытаться понять – что и почему произошло в Кадашах.

Ночь. Улица. Фонарь. Экскаватор

Прохладной июньской ночью 2010 года я стоял посредине 2-го Кадашевского переулка. Рядом, раскинув руки в стороны и как можно лучше заслоняя дорогу, располагался Артем Хромов, предводитель молодежного крыла "Справедливой России". А за нами, сцепившись локтями и перегородив переулок, стояли, не разбирая партийных и иных пристрастий, несколько десятков граждан различного пола и возраста. Люди из "Архнадзора", "Справедливой России", "Левого фронта", православного молодежного объединения "Светлая Русь", прихожане церкви Воскресения в Кадашах и бог весть кто еще, вплоть до казаков из Оптиной пустыни.

Мы занимались охраной исторического города.

Потому что перед нами, уткнувшись в живую преграду, раскорячился посреди Большой Ордынки тягач с платформой, который вез 35-тонный, как говорят, экскаватор. А если бы этот экскаватор завезли на стройплощадку в Кадашах, он в два счета мог бы доломать там остатки исторических зданий.

Позади нашего заградотряда бродил милицейский капитан из Якиманского райотдела, который несколько раз обещал вызвать наряды и задержать всех за "несанкционированный пикет", но так этого и не сделал. Потом в тыл к нам вышли с территории стройплощадки бойцы в черной униформе с нашивками ЧОП "Родон", которые накануне вечером заняли позиции по периметру стройки. Вооруженные черенками от лопат, они пообещали бить по головам всех, кто сунется на стройку.

Не пропустили ЧОПовцы приехавшего в Кадаши депутата Госдумы Антона Белякова. Это уж был перебор: в двух шагах от Кремля частное охранное предприятие, нанятое частным инвестором, блокирует общедоступную городскую улицу. Депутат с помощью милиции сначала отогнал тягач, а потом расчистил проход по переулку. Живая цепь защитников Кадашей осталась на месте. Сменяя друг друга, люди стояли поперек переулка до утра. Платформа с экскаватором припарковалась на Большой Ордынке и ждала своего часа.

Забегая вперед, отмечу, что он так и не наступил. Пока.

Верхи не могут, низы не хотят

Под утро я отлучился с фронта на несколько часов и пропустил все интересное: прорыв защитников на стройплощадку, "вытеснение" их ЧОПом (черенки, к счастью, в ход не пошли), новый приезд депутатов, которых опять не хотели пропускать (Андрею Клочкову из Мосгордумы даже порвали пиджак). Наконец, ближе к обеду на стройке побывал думец Николай Левичев, и стороны договорились о перемирии на два дня. А через два дня ОАТИ (Объединение административно-технических инспекций выдает ордера на любые работы по строительству в Москве) приостановило действие ордера на работы по сносу, и обсуждение проблемы переместилось в залы Москомнаследия и префектуры.

Горячей ночи в Кадашах предшествовали две недели противостояния. В конце мая строители начали долбить производственный корпус фабрики отбойными молотками, затем экскаватор покусился на остатки разломанного еще осенью 2009-го дома дьякона кадашевского храма. И тогда защитники Кадашей вошли на стройку. И стали там дежурить круглосуточно. Весь интернет обошел видеоролик с экскаватором, машущим ковшом над головами четверых человек, засевших в руинах дома дьякона.

Примечательно, что совет "Архнадзора" не принимал генерального "решения о вторжении". Подозреваю, что ни политсовет "Справедливой России", ни ЦК активно подключившихся к защите Кадашей коммунистов также не давали своим сторонникам такого партийного задания. Это была стихия, порыв отчаяния, неожиданно увенчавшийся прорывом. Так на самом деле начинаются революции.

Мы, само собой, в категориях революций не размышляли, хотя если бы попробовали, то, скорее всего, пришли бы к выводу, попытка "всего лишь" остановить снос в современной Москве и вправду равносильна градостроительной революции. До этого лета московская (да и федеральная) власть практически беспрепятственно осуществляла в столице свои проекты. Стенания, заклинания, протесты и призывы экскаваторы не останавливали. Так ушли "Военторг", гостиница "Москва", усадьба Римского-Корсакова на Тверском бульваре, квартал на Садовнической набережной, несколько палат XVII века, старейшие в городе деревянные дома Всеволожских и Трубецких и многое другое, значительно более ценное, нежели застройка охранной зоны в Кадашах.

Но в Кадашах важен был принцип: можно ли заставить власть и инвесторов соблюдать закон? И выяснилось, что можно, только для этого нужна революция в масштабах хотя бы одного квартала. С непредсказуемыми даже для самих участников относительно массовыми уличными акциями. Градостроительный произвол, как выяснилось, в короткие сроки создал нерушимый блок коммунистов, "эсеров", казаков, неполитического "Архнадзора", православных общественников и других инициативных групп.

В последний раз в Москве такой массовый протест был в 1986 году, когда несколько десятков защитников заперлись в палатах XVIII века на Бакунинской улице, которые шли под снос ради строительства Третьего кольца. Несколько месяцев в осаде – и власть отступила, палаты сохранены.

Защита исторического наследия на баррикадах – конечно, выглядит странно для начала XXI века в цивилизованной стране, но в Москве это, как показывает практика, иногда единственный выход. Сделать так, чтобы верхи не могли больше уничтожать исторический город по своему желанию, потому что низы не хотят этого больше терпеть.

А что защищали?

Все последние недели московские должностные лица не устают выражать удивление происходящим в Кадашах: что они там защищают? Мэр Юрий Лужков высказался категорически: все, что намечено, снесем, все, что намечено, построим, в Кадашах ценен только храм, а все остальное – развалины. Юрий Михайлович слегка заблуждается: на территории стройки есть еще выявленный памятник архитектуры – палаты начала XVIII века, да и окрестные строения некогда числились "ценными объектами историко-градостроительной среды".

В итоге ответ на вопрос, что защищали в Кадашах, дала прокуратура города Москвы. Она сообщила в официальном письме, что застройщику "направлено предостережение о недопустимости нарушения закона и проведения работ в отсутствие проектной и разрешительной документации".

Получается, что защитники Кадашей защищали закон. А если бы не они, то противозаконные работы давно были бы доведены до конца. И Москва потеряла бы не только фабричный корпус в "кирпичном стиле" (которые, напомним, во всем мире вполне удачно переделываются под офисы и элитное жилье), но и дом, связанный с мемориальной памятью новомученика. Дело в том, что владелец фабрики, Николай Григорьев, которого большевики в 1920-х годах выслали из Москвы и обрекли на голодную смерть, ныне почитается в Ярославской епархии как местночтимый святой.

Мэр и "Пять столиц"

СМИ, в особенности городские, в последние недели упорствовали в стремлении утвердить в умах читателей: в Кадашах инвестор хотел выстроить слишком высоко и много, а городские власти по инициативе Москомнаследия его обуздали и велели переделывать проект; в эскизном варианте новый вариант всем понравился на общественно-градостроительном совете при мэре, но тут в Кадаши пришли общественники, которые то ли политиканствуют, то ли еще что нехорошее в уме держат.

На самом деле именно Юрий Лужков подписал в 2002 году постановление московского правительства, которое разрешало построить в Кадашах офисно-жилой комплекс "Пять столиц" – со всеми параметрами, огромными площадями и подземными стоянками. Именно во исполнение этого постановления был разработан первоначальный чудовищный проект, согласно которому церковь с трех сторон обставлялась 6-этажными корпусами.

И это постановление до сих пор не отменено и даже не приостановлено, хотя несколько месяцев назад Юрий Лужков поручал готовить такое решение.

Этот документ, изначально допускавший строительство в объединенной охранной зоне памятников архитектуры (утвержденной тем же столичным правительством еще в 1997 году), то есть деяние, напрямую запрещенное и федеральным законом об объектах культурного наследия, и городским законом об охране памятников истории и культуры, и является краеугольным камнем всего кадашевского конфликта.

Законы разрешают в охранных зонах только регенерацию историко-градостроительной среды. А регенерация, как говорит городской Закон о памятниках, есть восстановление утраченных элементов архитектурных или градостроительных ансамблей.

В московском правительстве регенерацию предпочитают понимать по-другому. По мнению властей, отразившемуся в нескольких документах столичной власти, можно прийти в охранную зону, снести старый подлинный дом, построить на его месте новый – и это будет регенерация. Именно такие решения приняты по замечательному ансамблю домов начала ХХ века работы зодчего Нирнзее на Садовнической улице, 9, по старинному особняку на улице Бахрушина, 11 и ряду других подлинных московских домов, которым грозит снос. И это несмотря на закон, который целью самого существования охранных зон называет в том числе и сохранение элементов историко-градостроительной среды.

Дошло до выкупа

В одном Юрий Михайлович прав: возле замечательного храма Воскресения в Кадашах нельзя вечно содержать стройплощадку с домами, доведенными в последние годы до плачевного состояния. Инвестору дают ценные советы: сделать отдельный проект сноса исторических зданий, чтобы прокуратура не имела претензий. А защитники Кадашей тем временем готовят альтернативный проект настоящей регенерации исторического квартала, который позволит сохранить уцелевшие старинные постройки. Рискнут ли власть и инвестор снова двинуть в Кадаши экскаватор – покажет время.

Похоже, что июньские события чему-то научили мэрию: Департаментом имущества города Москвы сейчас "прорабатывается возможность выкупа здания по Кадашевскому туп., д. 3, стр. 1 (то есть остатков дома дьякона. – "О")... с последующей передачей в безвоздмездное пользование приходу храма Воскресения в Кадашах". Если это правда, то приход конечно же не будет строить на руинах офисный центр, а восстановит исторический дом дьякона. Это, однако, любопытный выход: выкупать у инвесторов обреченные на снос старинные дома и позволять желающим их восстанавливать. Были бы желающие...

В Кадашах общественность провела в июне полноценный эксперимент. Благодаря московским чиновникам совершенно разные люди показали себя частью гражданского общества. Теперь мы не разбредемся и возьмем под охрану другие тревожные адреса исторического города. А если в суде и прокуратуре (куда готовятся иски и обращения) удастся подтвердить гласно и публично, что режим регенерации не предполагает сносов исторических построек в охранных зонах, тогда историческую Москву, наконец, прекратят терроризировать.

И все это вместе и будет называться – великая июньская кадашевская революция. В градостроительстве, конечно. На меньшее мы не претендуем.

Источник: Огонек

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама