ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Великая кадашевская революция

Константин Михайлов :: 28 июня 2010

Еще ни один колбасный цех не защищали в России с такими упорством и яростью, как производственный корпус фабрики Николая Григорьева в московских Кадашах в начале июня 2010 года. Сейчас, когда экскаваторы временно отступили, самое время попытаться понять – что и почему произошло в Кадашах.

Ночь. Улица. Фонарь. Экскаватор

Прохладной июньской ночью 2010 года я стоял посредине 2-го Кадашевского переулка. Рядом, раскинув руки в стороны и как можно лучше заслоняя дорогу, располагался Артем Хромов, предводитель молодежного крыла "Справедливой России". А за нами, сцепившись локтями и перегородив переулок, стояли, не разбирая партийных и иных пристрастий, несколько десятков граждан различного пола и возраста. Люди из "Архнадзора", "Справедливой России", "Левого фронта", православного молодежного объединения "Светлая Русь", прихожане церкви Воскресения в Кадашах и бог весть кто еще, вплоть до казаков из Оптиной пустыни.

Мы занимались охраной исторического города.

Потому что перед нами, уткнувшись в живую преграду, раскорячился посреди Большой Ордынки тягач с платформой, который вез 35-тонный, как говорят, экскаватор. А если бы этот экскаватор завезли на стройплощадку в Кадашах, он в два счета мог бы доломать там остатки исторических зданий.

Позади нашего заградотряда бродил милицейский капитан из Якиманского райотдела, который несколько раз обещал вызвать наряды и задержать всех за "несанкционированный пикет", но так этого и не сделал. Потом в тыл к нам вышли с территории стройплощадки бойцы в черной униформе с нашивками ЧОП "Родон", которые накануне вечером заняли позиции по периметру стройки. Вооруженные черенками от лопат, они пообещали бить по головам всех, кто сунется на стройку.

Не пропустили ЧОПовцы приехавшего в Кадаши депутата Госдумы Антона Белякова. Это уж был перебор: в двух шагах от Кремля частное охранное предприятие, нанятое частным инвестором, блокирует общедоступную городскую улицу. Депутат с помощью милиции сначала отогнал тягач, а потом расчистил проход по переулку. Живая цепь защитников Кадашей осталась на месте. Сменяя друг друга, люди стояли поперек переулка до утра. Платформа с экскаватором припарковалась на Большой Ордынке и ждала своего часа.

Забегая вперед, отмечу, что он так и не наступил. Пока.

Верхи не могут, низы не хотят

Под утро я отлучился с фронта на несколько часов и пропустил все интересное: прорыв защитников на стройплощадку, "вытеснение" их ЧОПом (черенки, к счастью, в ход не пошли), новый приезд депутатов, которых опять не хотели пропускать (Андрею Клочкову из Мосгордумы даже порвали пиджак). Наконец, ближе к обеду на стройке побывал думец Николай Левичев, и стороны договорились о перемирии на два дня. А через два дня ОАТИ (Объединение административно-технических инспекций выдает ордера на любые работы по строительству в Москве) приостановило действие ордера на работы по сносу, и обсуждение проблемы переместилось в залы Москомнаследия и префектуры.

Горячей ночи в Кадашах предшествовали две недели противостояния. В конце мая строители начали долбить производственный корпус фабрики отбойными молотками, затем экскаватор покусился на остатки разломанного еще осенью 2009-го дома дьякона кадашевского храма. И тогда защитники Кадашей вошли на стройку. И стали там дежурить круглосуточно. Весь интернет обошел видеоролик с экскаватором, машущим ковшом над головами четверых человек, засевших в руинах дома дьякона.

Примечательно, что совет "Архнадзора" не принимал генерального "решения о вторжении". Подозреваю, что ни политсовет "Справедливой России", ни ЦК активно подключившихся к защите Кадашей коммунистов также не давали своим сторонникам такого партийного задания. Это была стихия, порыв отчаяния, неожиданно увенчавшийся прорывом. Так на самом деле начинаются революции.

Мы, само собой, в категориях революций не размышляли, хотя если бы попробовали, то, скорее всего, пришли бы к выводу, попытка "всего лишь" остановить снос в современной Москве и вправду равносильна градостроительной революции. До этого лета московская (да и федеральная) власть практически беспрепятственно осуществляла в столице свои проекты. Стенания, заклинания, протесты и призывы экскаваторы не останавливали. Так ушли "Военторг", гостиница "Москва", усадьба Римского-Корсакова на Тверском бульваре, квартал на Садовнической набережной, несколько палат XVII века, старейшие в городе деревянные дома Всеволожских и Трубецких и многое другое, значительно более ценное, нежели застройка охранной зоны в Кадашах.

Но в Кадашах важен был принцип: можно ли заставить власть и инвесторов соблюдать закон? И выяснилось, что можно, только для этого нужна революция в масштабах хотя бы одного квартала. С непредсказуемыми даже для самих участников относительно массовыми уличными акциями. Градостроительный произвол, как выяснилось, в короткие сроки создал нерушимый блок коммунистов, "эсеров", казаков, неполитического "Архнадзора", православных общественников и других инициативных групп.

В последний раз в Москве такой массовый протест был в 1986 году, когда несколько десятков защитников заперлись в палатах XVIII века на Бакунинской улице, которые шли под снос ради строительства Третьего кольца. Несколько месяцев в осаде – и власть отступила, палаты сохранены.

Защита исторического наследия на баррикадах – конечно, выглядит странно для начала XXI века в цивилизованной стране, но в Москве это, как показывает практика, иногда единственный выход. Сделать так, чтобы верхи не могли больше уничтожать исторический город по своему желанию, потому что низы не хотят этого больше терпеть.

А что защищали?

Все последние недели московские должностные лица не устают выражать удивление происходящим в Кадашах: что они там защищают? Мэр Юрий Лужков высказался категорически: все, что намечено, снесем, все, что намечено, построим, в Кадашах ценен только храм, а все остальное – развалины. Юрий Михайлович слегка заблуждается: на территории стройки есть еще выявленный памятник архитектуры – палаты начала XVIII века, да и окрестные строения некогда числились "ценными объектами историко-градостроительной среды".

В итоге ответ на вопрос, что защищали в Кадашах, дала прокуратура города Москвы. Она сообщила в официальном письме, что застройщику "направлено предостережение о недопустимости нарушения закона и проведения работ в отсутствие проектной и разрешительной документации".

Получается, что защитники Кадашей защищали закон. А если бы не они, то противозаконные работы давно были бы доведены до конца. И Москва потеряла бы не только фабричный корпус в "кирпичном стиле" (которые, напомним, во всем мире вполне удачно переделываются под офисы и элитное жилье), но и дом, связанный с мемориальной памятью новомученика. Дело в том, что владелец фабрики, Николай Григорьев, которого большевики в 1920-х годах выслали из Москвы и обрекли на голодную смерть, ныне почитается в Ярославской епархии как местночтимый святой.

Мэр и "Пять столиц"

СМИ, в особенности городские, в последние недели упорствовали в стремлении утвердить в умах читателей: в Кадашах инвестор хотел выстроить слишком высоко и много, а городские власти по инициативе Москомнаследия его обуздали и велели переделывать проект; в эскизном варианте новый вариант всем понравился на общественно-градостроительном совете при мэре, но тут в Кадаши пришли общественники, которые то ли политиканствуют, то ли еще что нехорошее в уме держат.

На самом деле именно Юрий Лужков подписал в 2002 году постановление московского правительства, которое разрешало построить в Кадашах офисно-жилой комплекс "Пять столиц" – со всеми параметрами, огромными площадями и подземными стоянками. Именно во исполнение этого постановления был разработан первоначальный чудовищный проект, согласно которому церковь с трех сторон обставлялась 6-этажными корпусами.

И это постановление до сих пор не отменено и даже не приостановлено, хотя несколько месяцев назад Юрий Лужков поручал готовить такое решение.

Этот документ, изначально допускавший строительство в объединенной охранной зоне памятников архитектуры (утвержденной тем же столичным правительством еще в 1997 году), то есть деяние, напрямую запрещенное и федеральным законом об объектах культурного наследия, и городским законом об охране памятников истории и культуры, и является краеугольным камнем всего кадашевского конфликта.

Законы разрешают в охранных зонах только регенерацию историко-градостроительной среды. А регенерация, как говорит городской Закон о памятниках, есть восстановление утраченных элементов архитектурных или градостроительных ансамблей.

В московском правительстве регенерацию предпочитают понимать по-другому. По мнению властей, отразившемуся в нескольких документах столичной власти, можно прийти в охранную зону, снести старый подлинный дом, построить на его месте новый – и это будет регенерация. Именно такие решения приняты по замечательному ансамблю домов начала ХХ века работы зодчего Нирнзее на Садовнической улице, 9, по старинному особняку на улице Бахрушина, 11 и ряду других подлинных московских домов, которым грозит снос. И это несмотря на закон, который целью самого существования охранных зон называет в том числе и сохранение элементов историко-градостроительной среды.

Дошло до выкупа

В одном Юрий Михайлович прав: возле замечательного храма Воскресения в Кадашах нельзя вечно содержать стройплощадку с домами, доведенными в последние годы до плачевного состояния. Инвестору дают ценные советы: сделать отдельный проект сноса исторических зданий, чтобы прокуратура не имела претензий. А защитники Кадашей тем временем готовят альтернативный проект настоящей регенерации исторического квартала, который позволит сохранить уцелевшие старинные постройки. Рискнут ли власть и инвестор снова двинуть в Кадаши экскаватор – покажет время.

Похоже, что июньские события чему-то научили мэрию: Департаментом имущества города Москвы сейчас "прорабатывается возможность выкупа здания по Кадашевскому туп., д. 3, стр. 1 (то есть остатков дома дьякона. – "О")... с последующей передачей в безвоздмездное пользование приходу храма Воскресения в Кадашах". Если это правда, то приход конечно же не будет строить на руинах офисный центр, а восстановит исторический дом дьякона. Это, однако, любопытный выход: выкупать у инвесторов обреченные на снос старинные дома и позволять желающим их восстанавливать. Были бы желающие...

В Кадашах общественность провела в июне полноценный эксперимент. Благодаря московским чиновникам совершенно разные люди показали себя частью гражданского общества. Теперь мы не разбредемся и возьмем под охрану другие тревожные адреса исторического города. А если в суде и прокуратуре (куда готовятся иски и обращения) удастся подтвердить гласно и публично, что режим регенерации не предполагает сносов исторических построек в охранных зонах, тогда историческую Москву, наконец, прекратят терроризировать.

И все это вместе и будет называться – великая июньская кадашевская революция. В градостроительстве, конечно. На меньшее мы не претендуем.

Источник: Огонек

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама