Она просияла христианским подвигом в далеком и грозном четырнадцатом веке. Тогда были иные времена и другие жизненные обстоятельства. Тем не менее, и в наши дни православные христиане молитвенно обращаются к святой княгине-инокине в самых различных нуждах, а ее жизненный путь, полный скорбей и страшных потерь, заставляет забыть о собственных житейских невзгодах. Почему русский народ так любит и чтит эту святую? Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправились в Свято-Алексиевский женский монастырь Саратова, где в храме во имя святителя Алексия, митрополита Московского, есть придел святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской. О почитании святой мы попросили рассказать насельницу этого монастыря монахиню Ангелину (Татаринцеву).
Когда к нам в монастырь приезжают паломники, мы им рассказываем о святых покровителях нашей обители, начинает монахиня Ангелина. Житие княгини-инокини Анны Кашинской, во имя которой освящен малый придел Свято-Алексиевского храма, всегда производит на людей особое впечатление. Ее жизненный путь это пример христианского терпения, пример мужества в невероятных жизненных испытаниях. "Радуйся, блаженная мати, в женстем естестве мужескую крепость имевшая..." так прославляется святая в акафисте.
...Будущая святая родилась во второй половине тринадцатого века в городе Кашине в княжеской семье. С ранних лет она проявляла особую любовь к нищим и обездоленным, часто сама ходила по улицам, отыскивала нуждающихся и всячески им помогала.
В 1294 году Анна выходит замуж за Тверского князя Михаила, которому через несколько лет по наследству достается право великого князя Владимирской Руси. Однако с притязаниями на великое княжение выступает Московский князь Юрий, и начинается затяжная кровопролитная борьба за великокняжеский престол между Москвой и Тверью, которая продлится полторы сотни лет. Все эти годы Русь будет стонать от бесконечных татарских набегов и междоусобной бойни.
Собрав большое войско, Московский князь Юрий вторгся в Тверскую землю и в течение нескольких месяцев грабил, жег и убивал. Князь Михаил выступил с ратью и в сорока верстах от Твери наголову разбил врага. Юрий, бросив войско, бежал с поля боя. Михаил захватил в плен бояр, а также супругу Юрия Кончаку, сестру ордынского хана Узбека, которая, к несчастью, скоропостижно умирает в Твери. Юрий спешит в Орду с клеветой о том, будто Кончаку отравили.
Тверскому княжеству грозило страшное разорение: заявится на Тверскую землю смертоносная татарская конница и будет Орда терзать Русь когтями, рвать клыками, жечь огнем. На своих низкорослых, невероятно выносливых лошадях, способных кормиться в степи даже зимой, вырывая копытами из-под снега мерзлую траву, пронесется по Руси татарское войско, вырезая, по завету Чингисхана, даже детей, доросших до оси тележного колеса. Пронесется и отхлынет назад, оставив после себя трупы и пепелища... Князь Михаил мог бы собрать войско и, встретив врага под Тверью, во главе отборного, закованного в латы полка ринуться в самую гущу татарской рати и умереть с мечом в руке как князь и воин. Но Михаил решает поехать в Орду на муки и позорную смерть, чтобы своей головой отвести погром от Тверского княжества. Княгиня Анна не стала отговаривать мужа. Летописи сохранили слова, сказанные княгиней при расставании:
"Не бойся мучения, пребудь верен Господу до смерти... Молю тебя, господин мой, когда предстанешь перед нечестивым царем, как добрый воин Христов, и когда предадут тебя злокозненным мукам, не бойся грядущих на тебя зол, да не устрашит тебя ни огонь, ни колеса, ни меч, ни сечиво, но будь терпелив..."
Князю Михаилу в Орде надели на шею деревянную колодку и после долгих истязаний зарезали. Такой ценой Тверь была спасена от разорения. Лишь после заключения унизительного договора с князем Юрием Московским княгиня Анна получила мертвое тело своего супруга, которое оказалось нетленным. Князь-мученик был канонизирован в 1549 году...
К святой Анне Кашинской люди обращаются в самых различных житейских нуждах, рассказывает монахиня Ангелина. Приходят помолиться супружеские пары, которые не имеют детей или согласия в семье. Считается, что святая Анна Кашинская, претерпевшая при жизни череду страшных семейных потерь, имеет особое дерзновение перед Богом в молитвах о разрешении семейных неурядиц.
...Один за другим гибнут дети княгини Анны. В 1325 году ее старший сын, Дмитрий, встретив в Орде князя Юрия Московского виновника смерти отца , убил его, за что был казнен ханом. В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы, а тела разъяли по суставам. Казалось, страшным потерям не будет конца. Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество в Тверском Софийском монастыре, а затем, по просьбе младшего сына Василия, перебралась на родину в Кашин, в специально выстроенный для нее монастырь. Здесь она и преставилась в 1368 году в схиме; тело ее было погребено в монастырском храме в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Со временем имя княгини-инокини начало забываться, продолжает монахиня Ангелина. Однако в 1611 году, когда Кашин осадили поляки и литовцы, святая Анна явилась в схимническом облачении тяжело больному пономарю Успенского собора Герасиму и повелела, чтобы гроб ее почитали, чтобы на ее могиле служили литии, ибо она молит Господа и Пресвятую Богородицу об избавлении Кашина от врагов. После этого Герасим был исцелен, а город спасен от разорения.
...У гроба Анны Кашинской начались многочисленные чудеса и исцеления. Известия об этом дошли до царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, и на Московском земском соборе 1649 года Анна Кашинская была причислена к лику святых. 12 июня 1650 года состоялось торжественное перенесение мощей из деревянной Успенской церкви в Воскресенский собор.
Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, которые усмотрели, что пальцы правой руки ее честных мощей якобы сложены в старообрядческое двуперстие. Тогда, чтобы ограничить распространение раскола, церковные власти пошли на беспрецедентные меры через тридцать с лишним лет после прославления, в 1677 году, запрещается поклонение святым мощам Анны Кашинской и совершение молебнов как святой. Это необычайное событие, которое получило название "деканонизация", исключительное в истории Русской Православной Церкви.
Но, несмотря на деканонизацию, почитание княгини-инокини в Тверской епархии не прекратилось, люди молитвенно обращались к святой Анне Кашинской и получали помощь. Писались иконы святой; до определенного года велась запись исцелений. В 1908 году император Николай II дал согласие на повторную канонизацию. 11 апреля 1909 года Святейший Синод объявил днем памяти святой Анны Кашинской 12 июня (25 июня по новому стилю) годовщину перенесения ее мощей. В Свято-Алексиевском монастыре Саратова в храме во имя святителя Алексия, митрополита Московского, есть образ святой Анны Кашинской с частицей ее мощей...
В 2001 году, рассказывает монахиня Ангелина, протоиерей Николай Архангельский и несколько сестер нашей обители поехали в Кашин на день празднования памяти святой. В Кашине по благословению Правящего Архиерея Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора нашему монастырю была передана в дар икона Анны Кашинской с частицей ее мощей, которая теперь находится в Свято-Алексиевском храме. Прихожане очень любят и чтят эту святую. Когда мы совершаем богослужение в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, после службы люди просят открыть Свято-Алексиевский храм, чтобы приложиться к иконе Анны Кашинской.
К этой святой люди обращаются с самыми различными просьбами. Ждут ее помощи и прихожане и сестры обители, ведь святая Анна Кашинская несла свой крест и в миру, и в монастыре, поэтому она считается как покровительницей семьи, так и помощницей тех, кто избрал монашеский путь.
Источник: Православие и современность