ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Наука, материализм и нравственность

Сергей Худиев :: 29 июня 2010

Недавно в "Огоньке" появилась очередная научно-популярная статья, которая интересна тем, что иллюстрирует определенную популярную мифологию. Журналист выражает краткое содержание статьи в воодушевленном абзаце: "Ученое сообщество готово повести человечество в светлое будущее: генетикам удалось связать работу определенных генов с такими прекрасными качествами, как доброта, щедрость и жертвенность. Нравственность, перейдя из зоны гуманитарных рассуждений в зону медицины, стала доступной для манипуляций с помощью химии и генной инженерии". Речь идет о том, что совесть и нравственность, как "установили ученые" имеет биологическую природу. Дальше статья рассказывает, о том, что определённые гены, по мнению некоторых исследователей, связаны со склонностью к насильственным преступлениям, в то время как другие – напротив, с готовностью к взаимопомощи и сотрудничеству. Насколько эти данные состоятельны с чисто научной точки зрения – вопрос в высшей степени открытый. Но оставим научную критику таких представлений специалистам; для нас важнее их мировоззренческая и этическая сторона. Если поведение людей определяется генами, то вполне можно, взяв у человека кровь на анализ, сказать – вот этот будет неверным мужем и вообще асоциальным типом; а вот этот – напротив, замечательный семьянин, прекрасный работник и честный гражданин. Любой христианин – да и не только христианин – немедленно задаст вопрос: а как же свободная воля? Разве человек не сам выбирает, как ему поступать? Разве это не наше свободное решение – будем ли мы чтить закон и хранить верность в браке?

С точки зрения квазинаучной идеологии, с которой мы тут имеем дело, свободной воли просто не существует; нравственность, духовность, совесть – все сводится к чистой биологии. Как говорится в статье, "Вся сложность в том, что генетики пока не могут выяснить, где же находится это самое ядро личности. Более того, предполагают, что его вовсе нет. А суть человека возникает из хитросплетения его генетической составляющей – как смысл романа рождается из сложенных вместе букв. Современная материалистическая картина мира подразумевает, что автора у романа нет – он возник по механическому стечению обстоятельств, а раз так – никто не мешает нам подправить пару не очень благозвучных слов – по своему усмотрению"

В самом деле, "современная материалистическая картина мира" (в реальности – все тот же позитивизм XIX века, знакомый по образу Базарова из "Отцов и детей") отрицает Бога; но отрицая Бога, нельзя не прийти к отрицанию человека – человеческая личность оказывается очень сложным, но чисто материальным процессом. Как писал британский молекулярный биолог Френсис Крик, "Вы, Ваши радости и скорби, Ваши воспоминания и устремления, Ваше чувство личной идентичности и свободной воли, на самом деле не более, чем определённое поведение огромного скопления нервных клеток и связанных с ними молекул. Вы – не более чем набор нейронов... хотя и кажется, что мы обладаем свободной волей, наши решения уже предопределены для нас и мы не можем этого изменить". В этой ситуации вмешательство в человеческую личность является не более чем вмешательством в еще один материальный процесс – "никто не мешает нам подправить пару не очень благозвучных слов – по своему усмотрению". Когда реальность духовной природы человека отрицается, человек превращается из личности, наделенной достоинством и свободой, в "набор нейронов", в предмет каких угодно манипуляций.

Иногда люди думают, что наши представления о мироздании – это что-то отвлеченно-философское, не имеющее отношение к повседневным тревогам и нуждам обычных людей. Это ни в коем случае не так; у "современной материалистической картины мира" есть в высшей степени практические последствия – и в истории эти последствия уже были. В первой половине ХХ века огромным влиянием в развитом мире пользовалась евгеника – вера в то, что поскольку проблемы общества, преступность, алкоголизм и тому подобное обусловлены генетически, их можно решить, препятствуя размножению "дефективных" людей. В результате этой "научной" политики в одних только США было принудительно стерилизовано более шестидесяти тысяч человек; основанием для этого могло быть пьянство, широко трактуемое аморальное или асоциальное поведение, наличие родственников с наследственными болезнями и тому подобное. Своего пика евгеника достигла в Германии при нацистах; как говорил Рудольф Гесс, "национал-социализм – это прикладная биология"

Сейчас евгеника безоговорочно осуждена как "лженаука", приведшая к "грубым нарушениям прав миллионов людей", однако ее корни остаются не выкорчеванными – и лежат они не в науке как таковой, а в той самой "современной материалистической картине мира". Это картина мира, в которой права и достоинство человека могут держаться какое-то время по инерции, но обречены исчезнуть. Достоевский сказал "если Бога нет, то все позволено"; современные энтузиасты говорят "никто не мешает нам" поступать по своему усмотрению. Это обесчеловечивающее мировоззрение апеллирует к науке – и нам стоит сказать об этом несколько слов. С христианской точки зрения человек, конечно, обладает телесной природой – у нас есть нейроны, и нейромедиаторы, и все то, что исследуют ученые; деятельность ученых может быть и полезной, и благородной. Наука, и, в частности, генетика находит пути лечения тяжелых генетических расстройств, облегчает человеческие страдания и спасает жизни. Среди генетиков мирового уровня есть верующие люди – такие как Френсис Коллинз или Франциско Аяла. Однако человек не сводится к своей телесной природе; у нас могут быть определенные генетически заданные склонности – кто-то от природы флегматичен, а кто-то, напротив, вспыльчив – но это условия, в которых мы совершаем выбор; сам выбор остается за нами.

"Современная материалистическая картина мира" никак не может быть научно обоснована – Вы не можете поставить решающий эксперимент и доказать, что "автора у романа нет". Она является предметом веры; более того, она связана с грубой ошибкой в мышлении.

Попробуем объяснить, в чем эта ошибка состоит. Науке присущ так называемый "методологический натурализм" – то есть обращение к рассмотрению исключительно природных причин, при этом природа воспринимается как "совокупность материи, которая движется по определенным неизменным законам". Любые внеприродные и внематериальные объяснения находятся вне области науки. Ученые не ставят экспериментов над ангелами и не замеряют уровень святости; эти реальности находятся вне пределов достижимости научного метода. Вне его достижимости находится и еще одна сверхприродная реальность, хорошо нам знакомая – наша свободная воля. Наука не отвечает на вопрос о происхождении тех самых законов природы, которые она исследует; она принимает то обстоятельство, что мироздание упорядоченно, причем упорядоченно постижимым для человеческого разума образом, не задаваясь вопросом о происхождении такой упорядоченности. Есть вопросы, на которые наука не отвечает – и большинство ученых спокойно это признают.

Ошибка материалистов в том, что они путают этот методологический натурализм с натурализмом онтологическим – то есть верой в то, что в реальности не существует ничего, кроме материи. Это как если бы мы сказали, что, поскольку химия, в рамках своих методов, ничего не может сказать нам о литературе, литературы не существует. Там, где ученый говорит "в рамках моей дисциплины я этим не занимаюсь" материалист бодро заявляет "этого не существует". Это явная ошибка с точки зрения логики – но это и явная ошибка с точки зрения жизненного выбора.

Здоровое общество состоит не из людей с правильным генами – а из людей с правильными душами; из людей, осознающих свою свободу и свою ответственность, людей, приверженных (давайте скажем прямо) заповедям Божиим.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама