ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Наши патриархи должны разбудить русских и грузин

Гулбаат Рцхиладзе :: 29 июня 2010

Наши патриархи должны разбудить русских и грузин

Российско-грузинские отношения оставляют желать лучшего. Не последнюю роль в происходящем играет религиозный фактор. О положении православия в Грузии в период правления Михаила Саакашвили корреспонденту "Интерфакс-Религия" Яне Амелиной рассказывает руководитель тбилисского Института Евразии, доктор политических наук Гулбаат Рцхиладзе.

– Недавний скандал вокруг оскорбляющей чувства верующих книги Ираклия Деисидзе "Тайная сходка" заставил Грузинскую патриархию выступить с призывом к руководству страны принять закон, "который бы мог защитить население от непристойности, защитить честь, достоинство и религиозные чувства личности и общества". Появление этой книги – намеренная провокация или проявление свободы слова и совести, которые необходимо защищать от "нападок клерикалов"?

– Появление так называемой книги, которая на самом деле называется еще оскорбительнее, чем сформулировали Вы, со стороны ее бездарного малолетнего автора является попыткой – увы, вполне успешной – привлечь к себе внимание общественности и заработать деньги. Но политической провокацией является то, что такая грязная книжка была выпущена тем же издательством, которое издает школьные учебники. К тому же ее презентация состоялась в государственном университете, носящем имя великого грузинского христианского просветителя Ильи Чавчавадзе – святого Грузинской православной церкви. Естественно, что Грузинская патриархия отреагировала на произошедшее. Плохо, что наше общество уже не в силах защитить неписаные законы морали и приличия, и требуются формальные запреты на аморальность.

– Как будет развиваться противостояние ультралиберального правящего меньшинства, опирающегося, насколько можно судить, на поддержку Запада, и православного большинства Грузии? Какова роль внешних сил в развитии этого конфликта?

– Уже вскоре после обретения номинальной независимости Грузия стала полем для самых причудливых экспериментов, интенсивность которых заметно усилилась после прихода к власти "розовых революционеров". Не является секретом, что за "революцией" 2003 года стояли влиятельные силы Запада. В "розовую" эйфорию вовлекли и Россию, которая потом, правда, спохватилась и начала критиковать "цветные революции" на пространстве бывшего СССР. В конце концов стало ясно, что западные проекты провалились повсюду – в Молдавии, Белоруссии, Армении, Азербайджане, Узбекистане, на Украине, в Киргизии – короче, везде, кроме Грузии. "Розовая" власть, проект, осуществленный раньше всех других "цветных" проектов, с превеликим трудом, но все же устояла (опять же, с западной помощью).

Эта власть послушна и покорна перед лицом своих западных, то есть американских, боссов. Вместе с тем она решительно подавляет волю собственного народа, учиняет разгром оппозиции и навязывает свои капризы всей стране, тем самым "преобразовывая" ее. Звеном этой цепи является и наблюдаемое нами наступление не только на Церковь, но и на саму православно-христианскую веру. Логично, что после того, как накалились страсти и на одном из телеканалов произошла драка между "либералами" и молодыми православными (в связи с обсуждением книги И.Деисидзе – "ИФ"), посольство США в Грузии сочло нужным выступить в защиту "свободы слова", в одностороннем порядке осудив активистов православного движения.

Участие внешних сил в возникновении и развитии этого конфликта не вызывает у меня сомнений. Если Грузинская церковь будет ограничиваться лишь вялыми заявлениями и призывами в пределах стен административного здания патриархии, то протестующих на улице православных и впредь будут сажать в тюрьму, а общество привыкнет к тому, что в стране есть привилегированная каста "либералов", которая под девизом свободы слова может оскорблять сакральные устои грузинского народа и внедрять в учебные заведения собственные представления и идеи. Ведь образовательная система, как и вся страна, именно в их руках. Мне трудно сказать, остались ли у грузинского народа и у Церкви внутренние духовные силы, духовная энергетика для сопротивления и победы.

– Можно ли говорить о радикализации позиций православных, чьи религиозные чувства откровенно оскорбляют, об увеличении количества людей, ведущих православный образ жизни? Или апостасия (отступничество от веры – "ИФ") шагает рука об руку с глобализацией, и идеи атеистов будут пользоваться все большим сочувствием?

– Могу утверждать однозначно, что усиление негативного отношения грузин к Западу за последние годы – а это факт – не в последнюю очередь связано с религиозной политикой грузинского руководства, обеспечивающей свободную деятельность иностранных сект и других неправославных конфессий в ущерб позициям православия. При обосновании этой политики власть ссылается на "международные стандарты", "западную демократию", "западные ценности", "цивилизованный мир" и тому подобное. Именно это вызывает раздражение у значительной части общества. Однако все это еще не влечет за собой автоматически ни увеличения количества людей, ведущих "православный образ жизни", ни наступления апостасии.

Что касается атеистов, то их нельзя ставить в один ряд с так называемыми либералами. Порядочные атеисты, в отличие от "либералов", понимают и признают грандиозное значение православия и традиций для выживания государства и народа, его самостоятельности, его лица... Так, например, недавно Институт Евразии, Общество Ираклия II и молодежное православное движение "Вперед!" провели уличную акцию в знак солидарности с заточенными в тюрьму (в связи с инцидентом на грузинском телевидении – "ИФ") семью активистами православного движения. Акция была немноголюдной, на ней не было ни одного духовного лица. Видимо, общество и Церковь пока не готовы к активным мирным протестам. Зато пришли пожилые представители коммунистической партии, а также публицист Тэмур Мирианашвили, которые не лицемерят и вопреки постсоветской моде не объявляют себя верующими или агностиками, а честно позиционируются как атеисты. Они поддержали наше обращение к патриарху Илии II, чтобы Церковь более активно заинтересовалась судьбой православных узников совести.

– "Институт свободы", рекламировавший книгу Деисидзе, уже неоднократно выступал с антихристианскими заявлениями. Несколько лет назад он призвал пересмотреть конституционное соглашение государства с Грузинской православной церковью, согласно которому Церковь признана главенствующей религиозной организацией Грузии. А как по-Вашему, правильно ли, что в XXI веке религиозная структура получает столь обширные права? Отвечает ли конкордат требованиям современности?

– На мой взгляд, не совсем. Но это не значит, что моя позиция вытекает из секулярно-либеральных представлений. Наоборот, я считаю конкордат в существующем виде не соответствующим современности всего лишь потому, что он в меньшей степени закрепляет приоритетность православного вероисповедания, фокусируя внимание на отношениях между Церковью и государством. Но Церковь как организация и христианство как учение – не одно и то же.

Нынешняя власть нашла простой и самый эффективный способ борьбы с православием. Она поощряет Церковь материально: перечисляет ей бюджетные средства, предоставляет налоговые послабления, выделяет земли для строительства храмов, иногда одаривает высоких церковных чинов дорогими джипами и так далее. Этим власть создает видимость приоритетности православия в государстве и тем самым притупляет бдительность как общества, так и самой Церкви. А в основном вопросе – утверждении приоритета православного вероучения – со стороны государства не то что практически ничего не делается, напротив – поощряются провокационные вылазки "Института свободы" и подобных ему организаций, финансируемых с Запада. Православие в Грузии хотят замкнуть в ритуализме, внешних эффектах, лишить его реального содержания и места в жизни народа.

– Люди, хорошо осведомленные о происходящем на "кухне" грузинской государственной власти, убеждены, что окружение президента Саакашвили, как и он сам, не просто неверующие, но воинствующие атеисты. Чем объяснить, что во главе древнего православного государства оказались именно такие политические деятели? Симптомом чего это является?

– "Воинствующие атеисты нашего времени" – именно этот термин я и употребил в моих последних статьях и интервью, так что с Вашей оценкой полностью согласен. Симптомом чего является их нахождение у власти в древней христианской стране Грузии, мне трудно судить. Слово "симптом" чаще употребляют медики. Если Вы хотите намекнуть на то, что грузинское общество находится в нездоровом состоянии, – что ж, возможно, так оно и есть.

– В действиях Саакашвили, особенно в начальный период его правления, было много нарочито христианского, иногда до карикатурности. В том, с какой театральностью 23 ноября 2003 года он выпил чай бежавшего из здания парламента Эдуарда Шеварднадзе, читается пародия на причастие. Клятва на могиле Давида Строителя с обещанием восстановить территориальную целостность Грузии, очевидно, несла не только пропагандистский, но и мистический смысл...

– Да, верно, Саакашвили активно эксплуатировал религиозные символы для, скажем так, сакрализации поста президента в Грузии и тем самым собственного возвышения над обществом. Я оценил эти его шаги вкупе с его антиправославной по содержанию политикой как проявление американской "гражданской религии" – civil religion – в грузинских условиях. Бесовщина это или нет – не мне судить, но лично для меня политика Саакашвили в целом, несмотря на отдельные позитивные проблески, – проявление зла.

– Единая вера не помешала Тбилиси развязать войну против Южной Осетии. Высказывается мнение, что в грузинском сознании национализм часто оказывается на ступеньку выше православных ценностей. Согласны ли Вы с такой точкой зрения?

– К сожалению, национализм оказывается на ступеньку выше православных ценностей не только в грузинском сознании. Это общая беда, поразившая практически всю планету, но в особенности христианский мир, после возникновения национальных государств в XIX веке. С другой стороны, в XXI веке более актуален "цивилизационный" аспект "а-ля Хантингтон". Самоидентификация народов все больше определяется в рамках больших цивилизационных пространств. Это показывает опыт ислама, а также западного мира, консолидирующегося вокруг своих ценностей.

Мы, православные, пока не осознали эту ситуацию и ведем мелкие склоки и дрязги на узконациональном уровне. Это не в последнюю очередь связано с тем, что православный мир более чем на 90% оказался в "красном" поясе безбожного коммунизма, который потерпел крах, и бывшие сателлиты и осколки некогда могучей красной империи оказались в идеологическом вакууме. Впрочем, греки тоже не стали менее националистичными от того, что после второй мировой оказались в зоне влияния "свободного мира". Дело усугубляется еще и тем, что у православных нет общего верховного авторитета наподобие католического папы. У нас нет и единого церковного языка, в отличие от католиков (латынь) и мусульман (арабский), который сплачивал бы ряды православных народов. Мое скромное мнение состоит в том, что инициативу в свои руки должны взять церковные иерархи. Нужно более решительно идти по пути сближения национальных Церквей, а тем самым – православных народов.

– В начале 1990-х в ходе грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов православные Абхазии и Южной Осетии заявили о выходе из Грузинской церкви и обратились с просьбой о приеме под омофор Русской. Эта проблема до сих пор не решена. Какие пути ее разрешения Вы видите?

– При всем моем огромном уважении к абхазскому и осетинскому народам, правда превыше всего. Попытка выйти из Грузинской церкви и вступить под омофор Русской вовсе не обусловлена обидой абхазов и осетин на Грузинского патриарха, а является частью абхазского и осетинского националистического проектов, которые, как известно, возникли задолго до военных действий. Например, абхазы весной 1989 года созвали Народное собрание в селе Лыхны и потребовали вывода Абхазской АССР из состава Грузинской ССР. Именно по этой причине начались апрельские митинги в Тбилиси, подавленные 9 апреля советскими войсками. Наши абхазские и осетинские братья и сестры уподобляются тем украинским националистам, которые тоже создали свою "церковь" и не подчиняются канонической Русской церкви. Надо знать, что церковные и государственные границы вовсе не должны совпадать друг с другом, стремление политического отмежевания не должно влечь за собой и церковный раздел. Что же касается самих абхазов и осетин, то число верующих христиан среди них невелико. Этот фактор открывает местным политикам больше возможностей для манипулирования религией в политических целях, так как это не встретит серьезного сопротивления со стороны местного духовенства и приходов. Выход из ситуации видится в том, что Русская церковь должна провести серьезную миссионерскую деятельность среди этих народов и объяснить людям, в том числе и местным политикам, что национализм – это плохо, а христианство – выше всего. Аналогичную работу должна провести и Грузинская церковь внутри Грузии.

– Жизнь актуализирует "политическое православие", зовет верующих не ограничиваться молитвой в стенах монастырей и храмов. Где граница, до которой Церковь может вмешиваться в политику (в широком смысле этого слова)?

– Это очень обтекаемый вопрос, на который трудно ответить коротко. Церковь в любом случае должна быть нейтральной в политике и дистанцироваться от нее, но не тогда, когда дело касается попытки посягнуть на христианское учение и на саму Церковь или когда какой-либо тиран начинает устанавливать тотальную несправедливость.

– В России продолжают спорить о целесообразности введения в школах уроков религиозной культуры. Как обстоят дела с этим в Грузии? Есть ли смысл в преподавании подобных предметов, или духовное воспитание детей – обязанность родителей, и ему не место в светских школах?

– В грузинских школах и образовательной системе в целом царит беспросветный примитивизм. Сравним ситуацию с советским периодом обучения в школе: когда я учился, у нас в старших классах раздельно друг от друга преподавали историю народов СССР, мировую историю и историю Грузии. При этом преподавание предмета "История" производилось по историческим эпохам – Древний мир, Средневековье, Новая история, Новейшая история. Сегодня же в Грузии после образовательной реформы историю сделали одним предметом, история Грузии рассказывается в одном учебнике с мировой историей. О царице Тамар, к примеру, в учебнике для седьмого класса рассказано всего на одной странице – эдакая краткая "энциклопедическая" справка.

Но пострадал не только этот предмет. Из школьной программы по литературе исчезли шедевры грузинской агиографической литературы, грамматику объединили с литературой. Существенным упрощениям и слияниям подверглись и другие гуманитарные и естественнонаучные предметы. Произошла примитивизация школьного образования, при этом длительность обучения в школе продлили по западным стандартам на один год. Саакашвили распорядился закупить для всех школ дешевые ноутбуки, в которых будет размещена вся эта примитивная школьная программа: дети будут заниматься по компьютеру и куда в меньшей степени – по книгам. Он же заявил о плане пригласить в страну школьных учителей английского языка из англоязычных стран, дабы лучше обучать детей английскому. Все это я рассказываю, чтобы Вы сами догадались: в грузинских школах нет места ни для какого религиозного образования, об этом власть и слышать не хочет. Религиозное образование дается лишь в тех школах, которые находятся на балансе у патриархии. Духовное воспитание детей, конечно, в первую очередь – дело родителей, но представление о религии детям должна давать и школа – таково мое личное мнение.

– При каких условиях отношения двух православных государств могут вернуться в нормальное русло? Какова роль Грузинской и Русской православных церквей, православного сообщества обоих государств в этом процессе?

– На этот вопрос я уже ответил, когда сказал, что, по моему разумению, высокие иерархи Православной церкви (я избегаю употребления этого понятия во множественном числе – "Православные церкви", ведь Церковь едина и является наднациональной) должны идти по пути более тесных отношений и давать толчок интеграционным процессам. Грузинское руководство неспроста прилагает все усилия к тому, чтобы дискредитировать идею православного единства, очерняя эту великую христианскую идею как "империалистическую" и "кремлевскую". Ведется ревизия грузинской истории, поощряется ругать Ираклия II, который радикально сблизил Грузию с Россией. Не просто так интенсифицировались и нападки на фигуру Сталина, памятник которому в его родном городе Гори в конце концов снесли – ведь должно быть растоптано все, что связывает нас с Россией. А это, в первую очередь, православие.

Антиправославная политика Саакашвили, которая началась сразу же после его "воцарения" в январе 2004 года, имеет и антироссийскую мотивацию. За этим опять-таки стоят влиятельные силы Запада. Патриархи Русской и Грузинской церквей должны использовать свой авторитет и еще активнее пропагандировать духовное единство русских и грузин. Наша с вами общественность находится в состоянии уныния и скепсиса касательно будущего двусторонних отношений. Надо "разбудить" наши народы, а лучше других это могут сделать наши патриархи.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама