ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Кто и зачем вербует паству из наркоманов

Ульяна Скойбеда :: 29 июня 2010

Выяснилось, что все давно не так: сферу наркореабилитации в последние годы подмяли под себя "нетрадиционные для России религиозные конфессии, финансируемые из-за рубежа" – так деликатно обозначила проблему Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН РФ). Люди неделикатные обычно называют эти организации проще: "секты".

"МАМА, Я ПОПАЛ В НАТУРАЛЬНУЮ ГОЛИМУЮ СЕКТУ..."

– Голод полнейший, – говорит 36-летний Дмитрий Копаев. – Тарелка воды с пакетиком макарон, два куска хлеба, чай без сахара, соли когда выпросишь, когда нет. Добавки не положено. Я ходил листья жевал с деревьев, корм для кроликов...

Житель подмосковного Королева – алкоголик. Проходил срочную службу в Нахичевани Азербайджанской ССР и угодил под жернова первого в Союзе этнического конфликта в Нагорном Карабахе: был контужен, почти ослеп. Получил вторую группу инвалидности по зрению, лежал в "дурке", стал пить...

Мать Дмитрия, выплакав все глаза и испробовав все средства, в 2009-м году определила сына в реабилитационный центр церкви "Исход" в селе Дарьевка Неклиновского района Ростовской области...

Откуда через полтора месяца алкаш сбежал.

Шатаясь, он четыре часа пешком шел до милиции, где, всхлипывая и вытирая незрячие глаза, дал на видеокамеру вот эти показания.

Дмитрий Копаев:

– Матушке моей эти "исходовцы" присели на уши: "Сына надо спасти, отправим в центр на Азовском море..." Я спорить не стал: взял плавки, полотенце...

Привезли: моря нет, есть одноэтажный домик, а в нем 28 "братьев и сестер" (то есть реабилитантов мужеского и женского пола. – Ред.), нары в два этажа, часть людей на матрасах спит в проходах... И круглосуточная молитва, аллилуйя, Господь Бог.

Не как по-нашему, православному: ни свеч, ни икон... Говоришь, что не хочешь молиться – заставляют, давят на мозги так, что голова лопается.

Из нормального здравомыслящего человека я за эти 45 дней превратился... У меня с головой стало плохо, я похудел килограмм на 15! Я объяснял, что прохожу осенью и весной курс лечения по глазам в Подмосковье, что мне надо уехать, – они: "Уже идет работа над тобой, ты уже исцелен ранами Иисуса". Я каждый божий день им всем: "Верните документы, 21-й век на дворе, какое вы имеете право удерживать?!" Они: "Дорога тебе одна, в мир тебе не вернуться..."

Людей там сгибают капитально. Даже по нужде когда идешь, с тобой "укрепившийся" "брат" или "сестра" (реабилитант, лояльный к правилам центра. – Ред.). По воскресеньям вывозят в церковь в Таганрог – они арендуют ДК "Прибой", – тоже все время под надзором.

В центре многие не по своей воле, но, кто безвылазно по полгода, от безвыходности начинают верить, а может, у них просто крышу сносит, и тогда пасторы приезжают, забирают этих уверовавших в библейскую школу или на пастора учиться – то есть от мира тех, кто попал в "Исход", ограждают полностью.

Один раз звонила мама: "Дима, как море?" Я: "Мама, какое море, меня засунули в натуральную голимую секту, изо дня в день талдычат, и у меня уже не хватает нервов", – бац, – тут они связь разъединили.

Я стал письмо писать печатными буквами, что у меня плохо со здоровьем, что надо принимать меры, – старший центра при мне его порвал: "Какое, – говорит, – здоровье, если ты уже благословенный исцеленный человек..."

Первый раз я убежал – вернули, напоили чаем, успокоили, и четыре-пять человек стали меня промаливать "иными языками" (члены сей церкви в минуты экстаза начинают издавать абракадабру вроде "Таламатосотоло" и утверждают, что это на них сошел Святой Дух. – Ред.). До такой степени они меня довели, что у меня уже слезы текли... Не знал, что делать... Я старался, чтобы меня отправляли на работу, чтобы не слышать этот бред! Второй раз убежал, они сказали: "Тебя что, на цепь посадить?"

Кстати, на работу кого вывозят, например грузить цемент, то денег им не платят. И еще кормят тухлятиной: люди травятся – и понос, и глистня...

В ночь на 4 сентября мне удалось выбраться; пытаюсь бежать, а ноги не слушаются: ослаб, ветром качает. Остановил машину: "Помогите, я попал в такую-то секту!" – люди в ответ: "Мы не хотим с ними связываться". Слава Богу, что я сумел дойти до милиции...

Дмитрий повторяет это "Слава Богу" несколько раз и достает из-под рубашки нательный крестик:

– Отдельно хочу пояснить, что крестик свой я никогда не снимал, хотя они кричали: "Сними, ты поклоняешься сатане, это идолопоклонство!" Я им отвечал: веру вашу протестантскую не приму никогда...

Мы приводим этот страшный монолог без комментариев. Потому что мы не имеем права их давать.

Милиция и прокуратура Ростова чутко отнеслись к заявлению бедного больного человека: не вернули его в центр, а, наоборот, вызвали эксперта из местного религиоведческого центра (по совместительству представителя Русской православной церкви) и вместе с ним провели в Дарьевке проверку. И даже вызволили оттуда еще одного алкоголика и одного наркомана (оба полностью подтвердили слова первого беглеца) – но уголовное дело о незаконном лишении свободы и незаконной предпринимательской деятельности (центр не был зарегистрирован) все-таки не возбудили.

Дело в том, что в Ростов примчались мамочки "взбунтовавшихся" реабилитантов, и главный свидетель Копаев забрал свое заявление. История совершенно стандартная: именно по этой схеме разваливается большинство уголовных дел против реабилитационных центров: наркоман – существо подневольное, зависимое от родителей. А они вырвут глотку каждому, кто тронет центр, ведь центр дает надежду на исцеление...

При подготовке этого материала я дозвонилась матери Дмитрия Копаева Татьяне Васильевне. Рыдая, женщина кричала на меня:

– Не смейте писать, он все сказал неправду! Я молюсь за него! У вас есть дети? А он в запое, ногу сломал, и мне все равно, что они протестанты...

Да, кстати, руководители церкви "Исход" заявили, что у них в Дарьевке и нет никакого центра. Там просто религиозная община, не требующая регистрации. Люди со всей России и Украины съезжаются туда... чтобы изучать Библию.

ЦЕНТРЫ ТИПА "АЛЛИЛУЙЯ"

О наркоцентрах от пасторов я впервые услышала в Перми, когда год назад писала об очередном реабилитационном центре "по понятиям". В числе прочих брала интервью у несчастного отца, который был уверен: его сына заправляющие центром бандиты забили до смерти, убили.

Мужчина со страдальческой складкой между бровей показывал мне альбом с фотографиями: на одной его Вова радостно смеялся в окружении других молодых людей, все были одеты в одинаковые синие футболки. Отец постарался поскорее перелистнуть страницу, я в нее вцепилась:

– Это где он?

– Да это у нас на озере таком-то (географическое название указывать не стану. – Авт.) сектанты: мир там, любовь, Христос...

При упоминании имени Спасителя каждый верующий испытывает благоговение. Я тоже. Именно эта благородная эмоция, по-видимому, и выключила мне мозги, потому что я немедленно спросила у отца погибшего ребенка:

– И как, помогло?

Несчастный даже сморщился:

– Куда там, я же говорю, умер Вова... Пока там, на озере, был, полгода не кололся, о Боге говорил – а потом по новой...

Это, кстати, к вопросу о результативности центров типа "Аллилуйя", как их метко прозвали родители наркозависимых.

Что еще известно?

Центры эти существуют уже лет десять. В поле зрения властей попадают редко: в центрах от религии, как правило, не держат в наручниках, не бьют...

Но что потрясает – это цифры. В России создано и действует порядка 350 наркореабилитационных центров нетрадиционных для нашей страны религиозных или околорелигиозных конфессий. 320 из них принадлежит протестантам (в том числе "Исходу"), несколько десятков "Наркононов" работает у сайентологов, есть единичные сведения о наркореабилитации у "Свидетелей Иеговы" и в организациях неоиндуистского толка.

Это – по данным самих этих конфессий.

А теперь – официальная статистика ФСКН: государственных учреждений данного профиля в стране всего 26!

То есть в России сложная, априори связанная с криминалом тема наркореабилитации буквально отдана на откуп...

Мне могут возразить, что реабилитационные центры есть и у традиционных конфессий: у РПЦ их, по заявлению члена Общественного совета при ФСКН РФ игумена Анатолия Берестова, уже около ста...

К сожалению, в том-то и дело, что и православные, и мусульмане спешно начали создавать свои центры уже после того, как вчистую проиграли эту сферу монополистам – протестантам. Вот, к примеру, Тюмень: православный центр там один, реабилитацию в нем проходят четыре человека. А протестантских центров – десять, и только в одном из них сорок "пациентов".

Что творится за закрытыми дверями "лагерей" от религии?

И кто вообще такие эти "монополисты"?

ОТ СВЯТОГО ДУХА ГОЛОВА ПОД УТРО НЕ БОЛИТ

– А! А! А! – оргазмически кричит женщина.

Пастор расхаживает по сцене с довольным видом:

– Ой-ой-ой, что у нас здесь происходит...

Невменяемые люди меленько прыгают, быстренько помахивая ручонками, согнутыми, точно крылья дохлого куренка. Смотреть на них страшно и противно, больше того: конвульсии длиною в час (именно столько длится пленка) это шок.

Но пастор в счастье:

– Ай-ай-ай... Ой-ой-ой... Это Дух Святой!!!

– Это "неопятидесятники" или, как их еще называют, "харизматики", – отворачиваясь от экрана, говорит профессор богословия Александр Дворкин. – Самая крупная российская "секта" или даже скорее сектоподобное движение, пришедшее к нам с Запада: сотни мелких организаций, до трехсот тысяч членов. Сами они зовут себя "христиане веры евангельской", "пятидесятники", "протестанты", хотя это неверно, и настоящие протестанты, лютеране, очень обижаются. Суть: люди на молитве впадают в экстатическое состояние, в индуцированный массовый психоз – еще помощнее, чем был на сеансах Кашпировского. И именно эти переживания объявляются главным религиозным опытом.

Протестантские "беснования"

Движение очень активное: участвует в политической жизни, работает с заключенными и наркозависимыми. Занимается вербовкой новых членов под видом благотворительности...

На экране между тем начинает ходить журналист JC TV ("Джизус Крайст ТВ", телевидение Иисуса Христа) и тыкать трясущимся-визжащим микрофон:

– Вы сегодня не пили? А вчера? Дорогие зрители, они не употребляли наркотики и не пили, им ТАК хорошо, потому что в них вошел Дух Святой!

Интервьюируемые заходятся, в подтверждение кричат:

– Хо... хо... ХОРОШО-О-О!!!

Пастор выбрасывает перед камерой большой палец:

– Дух Святой – это класс!

Журналист – зрителям, доверительно:

– Главное, что похмелья нет и голова по утрам не болит...

Есть маленький подвох: пленка, которую демонстрирует нам религиовед, снята в 90-х на Украине, и нынешние пятидесятники зовут ее "древней" и "замшелой": были, мол, отдельные перегибы, "поднявшаяся пена", но теперь на богослужениях все не так. Нет судорожных корчей (на языке верующих "молитва мук рождения"), нет длительного бессмысленного смеха ("Торонтское благословение")...

Сразу скажем: мы просмотрели записи и современных служб. Люди также прыгают, раскачиваются, падают на пол... Сильной разницы мы не заметили (вы тоже можете убедиться в этом, посмотрев видео на нашем сайте).

НУ И КОГО ЖЕ СЧИТАТЬ СЕКТОЙ?

Хорошо профессору Дворкину!

Он – президент Центра религиоведческих исследований, созданного по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, заведующий кафедрой Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, входящего в систему православного образования, да еще алтарник одного из московских храмов.

Организации, которые ученый называет "сектами", проиграв ряд процессов, с ним почти уже не связываются: просто говорят, что Дворкин сам неофит и мракобес, а вообще все это, мол, межконфессиональные дрязги: Русская православная церковь недовольна, что на ее исконной территории проповедуют пришлые миссионеры, и в этом вся подоплека конфликта.

А вот стоит светской газете повторить мнение религиоведа о каком-то культе, журналиста тут же с воем волокут в суд: "Вы оскорбили тысячи верующих, мы зарегистрированная по закону религиозная организация!" – да еще напомнят о свободе совести.

С другой стороны, что делать-то, если законного критерия, как определить, "секта" перед тобой или не "секта", просто нет?

Государство, которое вроде бы обязано быть судьей в этом споре, издав пресловутый закон о свободе совести, по факту разрешило создавать даже культы Чебурашки! И люди создают... В Москве, к примеру, действует секта народной целительницы Надежды Антоненко, которая учит, что православный человек в целях излечения от всех недуг должен ежедневно ставить себе клизму с "заряженной" водой, после чего испражняться золотыми рыбками...

Что я пытаюсь объяснить?

Понятие "секта" по факту субъективное: то, что для одного "секта", для другого – религия. Поэтому мы везде берем это слово в кавычки и употребляем только в значении "по мнению религиоведа Дворкина".

Полностью игнорировать мнение религиоведов нельзя: слишком много раз они оказывались правы. Например, поначалу только Дворкин называл "Свидетелей Иеговы" экстремистской организацией, а теперь это подтвердили суды трех субъектов Федерации.

"НАЧАЛ РАБОТУ ПОСЛЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОРОЧЕСКОГО СЛОВА ОТ ГОСПОДА"

Наверное, пора рассказать о случае, который натолкнул нас на это расследование.

Тем более что он почти анекдотический.

В один прекрасный день в Общественном совете при ФСКН РФ выступали руководители реабилитационного центра "Новая жизнь", что в Кингисеппе Ленинградской области.

– Наша уникальная методика... 60 процентов излечения... 320 тонн моркови, которую вырастили наркозависимые...

Главный редактор нашей газеты, член Общественного совета при ФСКН, весьма впечатлился и подошел к товарищам с предложением написать о них. Те согласились охотно!

А дальше началось невероятное.

Три месяца я тщилась пробиться в Кингисепп. Три месяца шли переговоры с пересылкой факсов ("А что именно вы хотите о нас написать?"). Все попытки приехать разбивались о пресс-секретаря организации: "Нет, вы перезвоните в начале недели, а уж потом, в конце следующей..."

Что нужно готовить к визиту журналиста целых две недели? Прямо теряюсь.

Апофеоз случился в Санкт-Петербурге на вокзале, куда я все же добралась и где встретившие меня сотрудники "Новой жизни" с ходу заявили, что их центр НЕ религиозный, сотрудничает со всеми конфессиями, а если я собираюсь затрагивать в публикации религиозные вопросы, то я "ангажированный, проданный журналист", которого "Новая жизнь" заносит в "черный список".

Мои слабые попытки воззвать к разуму: "У вас же на сайте написано, что центр "Новая жизнь" и лично директор Сергей Матевосян осуществляют деятельность по святейшему благословению епископа Ряховского (глава конфессии, член Общественной палаты. – Ред.), находятся под духовным окормлением Российского объединенного Союза христиан веры евангельской", – вызывали агрессию: "Нет на сайте ничего подобного".

Я (в изумлении): "Но СМИ широко печатали высказывание Матевосяна, что он начал работу с наркозависимыми в одной из протестантских церквей после получения пророческого слова от Господа".

Они: "В первый раз слышим..."

В общем, поговорили. В центр меня, как вы догадались, не пустили.

История не столько странная, сколько идиотская, ведь конфессиональная принадлежность "Новой жизни" доказывается на раз-два: достаточно знать, что это – само по себе название протестантской церкви в Екатеринбурге, Тамбове, Челябинске и других городах. Или просто ознакомиться с воспоминаниями наркоманов о том, как к ним приходили волонтеры "Новой жизни" и с порога заявляли: "Друг, Иисус любит тебя!", как в центре реабилитанты орали песни со словами "Аллилуйя!", как Матевосян говорил каждому: "Бог начал работу над тобой"...

Фото из материалов прокурорской проверки центра "Исход" и из архива Новосибирского отделения Центра религиоведческих исследований.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Руководителям "Дельфина" дали по три года колонии-поселения

Весной прошлого года мы написали о скандале в реабилитационном центре "Дельфин" в Краснокамске Пермской области: тогда в милицию прибежал пациент и сказал: "Спасите, людей там бьют и пытают!"

Здание спецназ брал штурмом. Оперативники нашли наручники, электрошокеры, биты и кучу фотографий: наркоманы в костюмах клоунов, прикованные наручниками к столбу, в короне с надписью "вор"... 17 человек написали заявление, что их удерживали насильно.

Обвинение по статье "незаконное лишение свободы" предъявили президенту фонда "Пермь – город без наркотиков" Александру Шеромову и его помощнику Денису Пантюхину, и вот недавно состоялся суд. Шеромов получил 3 года 2 месяца лишения свободы в колонии-поселении, Пантюхин – три года.

Центр пока работает, но есть вероятность, что в ближайшее время самораспустится.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама