ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Кто и зачем вербует паству из наркоманов

Ульяна Скойбеда :: 29 июня 2010

Выяснилось, что все давно не так: сферу наркореабилитации в последние годы подмяли под себя "нетрадиционные для России религиозные конфессии, финансируемые из-за рубежа" – так деликатно обозначила проблему Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН РФ). Люди неделикатные обычно называют эти организации проще: "секты".

"МАМА, Я ПОПАЛ В НАТУРАЛЬНУЮ ГОЛИМУЮ СЕКТУ..."

– Голод полнейший, – говорит 36-летний Дмитрий Копаев. – Тарелка воды с пакетиком макарон, два куска хлеба, чай без сахара, соли когда выпросишь, когда нет. Добавки не положено. Я ходил листья жевал с деревьев, корм для кроликов...

Житель подмосковного Королева – алкоголик. Проходил срочную службу в Нахичевани Азербайджанской ССР и угодил под жернова первого в Союзе этнического конфликта в Нагорном Карабахе: был контужен, почти ослеп. Получил вторую группу инвалидности по зрению, лежал в "дурке", стал пить...

Мать Дмитрия, выплакав все глаза и испробовав все средства, в 2009-м году определила сына в реабилитационный центр церкви "Исход" в селе Дарьевка Неклиновского района Ростовской области...

Откуда через полтора месяца алкаш сбежал.

Шатаясь, он четыре часа пешком шел до милиции, где, всхлипывая и вытирая незрячие глаза, дал на видеокамеру вот эти показания.

Дмитрий Копаев:

– Матушке моей эти "исходовцы" присели на уши: "Сына надо спасти, отправим в центр на Азовском море..." Я спорить не стал: взял плавки, полотенце...

Привезли: моря нет, есть одноэтажный домик, а в нем 28 "братьев и сестер" (то есть реабилитантов мужеского и женского пола. – Ред.), нары в два этажа, часть людей на матрасах спит в проходах... И круглосуточная молитва, аллилуйя, Господь Бог.

Не как по-нашему, православному: ни свеч, ни икон... Говоришь, что не хочешь молиться – заставляют, давят на мозги так, что голова лопается.

Из нормального здравомыслящего человека я за эти 45 дней превратился... У меня с головой стало плохо, я похудел килограмм на 15! Я объяснял, что прохожу осенью и весной курс лечения по глазам в Подмосковье, что мне надо уехать, – они: "Уже идет работа над тобой, ты уже исцелен ранами Иисуса". Я каждый божий день им всем: "Верните документы, 21-й век на дворе, какое вы имеете право удерживать?!" Они: "Дорога тебе одна, в мир тебе не вернуться..."

Людей там сгибают капитально. Даже по нужде когда идешь, с тобой "укрепившийся" "брат" или "сестра" (реабилитант, лояльный к правилам центра. – Ред.). По воскресеньям вывозят в церковь в Таганрог – они арендуют ДК "Прибой", – тоже все время под надзором.

В центре многие не по своей воле, но, кто безвылазно по полгода, от безвыходности начинают верить, а может, у них просто крышу сносит, и тогда пасторы приезжают, забирают этих уверовавших в библейскую школу или на пастора учиться – то есть от мира тех, кто попал в "Исход", ограждают полностью.

Один раз звонила мама: "Дима, как море?" Я: "Мама, какое море, меня засунули в натуральную голимую секту, изо дня в день талдычат, и у меня уже не хватает нервов", – бац, – тут они связь разъединили.

Я стал письмо писать печатными буквами, что у меня плохо со здоровьем, что надо принимать меры, – старший центра при мне его порвал: "Какое, – говорит, – здоровье, если ты уже благословенный исцеленный человек..."

Первый раз я убежал – вернули, напоили чаем, успокоили, и четыре-пять человек стали меня промаливать "иными языками" (члены сей церкви в минуты экстаза начинают издавать абракадабру вроде "Таламатосотоло" и утверждают, что это на них сошел Святой Дух. – Ред.). До такой степени они меня довели, что у меня уже слезы текли... Не знал, что делать... Я старался, чтобы меня отправляли на работу, чтобы не слышать этот бред! Второй раз убежал, они сказали: "Тебя что, на цепь посадить?"

Кстати, на работу кого вывозят, например грузить цемент, то денег им не платят. И еще кормят тухлятиной: люди травятся – и понос, и глистня...

В ночь на 4 сентября мне удалось выбраться; пытаюсь бежать, а ноги не слушаются: ослаб, ветром качает. Остановил машину: "Помогите, я попал в такую-то секту!" – люди в ответ: "Мы не хотим с ними связываться". Слава Богу, что я сумел дойти до милиции...

Дмитрий повторяет это "Слава Богу" несколько раз и достает из-под рубашки нательный крестик:

– Отдельно хочу пояснить, что крестик свой я никогда не снимал, хотя они кричали: "Сними, ты поклоняешься сатане, это идолопоклонство!" Я им отвечал: веру вашу протестантскую не приму никогда...

Мы приводим этот страшный монолог без комментариев. Потому что мы не имеем права их давать.

Милиция и прокуратура Ростова чутко отнеслись к заявлению бедного больного человека: не вернули его в центр, а, наоборот, вызвали эксперта из местного религиоведческого центра (по совместительству представителя Русской православной церкви) и вместе с ним провели в Дарьевке проверку. И даже вызволили оттуда еще одного алкоголика и одного наркомана (оба полностью подтвердили слова первого беглеца) – но уголовное дело о незаконном лишении свободы и незаконной предпринимательской деятельности (центр не был зарегистрирован) все-таки не возбудили.

Дело в том, что в Ростов примчались мамочки "взбунтовавшихся" реабилитантов, и главный свидетель Копаев забрал свое заявление. История совершенно стандартная: именно по этой схеме разваливается большинство уголовных дел против реабилитационных центров: наркоман – существо подневольное, зависимое от родителей. А они вырвут глотку каждому, кто тронет центр, ведь центр дает надежду на исцеление...

При подготовке этого материала я дозвонилась матери Дмитрия Копаева Татьяне Васильевне. Рыдая, женщина кричала на меня:

– Не смейте писать, он все сказал неправду! Я молюсь за него! У вас есть дети? А он в запое, ногу сломал, и мне все равно, что они протестанты...

Да, кстати, руководители церкви "Исход" заявили, что у них в Дарьевке и нет никакого центра. Там просто религиозная община, не требующая регистрации. Люди со всей России и Украины съезжаются туда... чтобы изучать Библию.

ЦЕНТРЫ ТИПА "АЛЛИЛУЙЯ"

О наркоцентрах от пасторов я впервые услышала в Перми, когда год назад писала об очередном реабилитационном центре "по понятиям". В числе прочих брала интервью у несчастного отца, который был уверен: его сына заправляющие центром бандиты забили до смерти, убили.

Мужчина со страдальческой складкой между бровей показывал мне альбом с фотографиями: на одной его Вова радостно смеялся в окружении других молодых людей, все были одеты в одинаковые синие футболки. Отец постарался поскорее перелистнуть страницу, я в нее вцепилась:

– Это где он?

– Да это у нас на озере таком-то (географическое название указывать не стану. – Авт.) сектанты: мир там, любовь, Христос...

При упоминании имени Спасителя каждый верующий испытывает благоговение. Я тоже. Именно эта благородная эмоция, по-видимому, и выключила мне мозги, потому что я немедленно спросила у отца погибшего ребенка:

– И как, помогло?

Несчастный даже сморщился:

– Куда там, я же говорю, умер Вова... Пока там, на озере, был, полгода не кололся, о Боге говорил – а потом по новой...

Это, кстати, к вопросу о результативности центров типа "Аллилуйя", как их метко прозвали родители наркозависимых.

Что еще известно?

Центры эти существуют уже лет десять. В поле зрения властей попадают редко: в центрах от религии, как правило, не держат в наручниках, не бьют...

Но что потрясает – это цифры. В России создано и действует порядка 350 наркореабилитационных центров нетрадиционных для нашей страны религиозных или околорелигиозных конфессий. 320 из них принадлежит протестантам (в том числе "Исходу"), несколько десятков "Наркононов" работает у сайентологов, есть единичные сведения о наркореабилитации у "Свидетелей Иеговы" и в организациях неоиндуистского толка.

Это – по данным самих этих конфессий.

А теперь – официальная статистика ФСКН: государственных учреждений данного профиля в стране всего 26!

То есть в России сложная, априори связанная с криминалом тема наркореабилитации буквально отдана на откуп...

Мне могут возразить, что реабилитационные центры есть и у традиционных конфессий: у РПЦ их, по заявлению члена Общественного совета при ФСКН РФ игумена Анатолия Берестова, уже около ста...

К сожалению, в том-то и дело, что и православные, и мусульмане спешно начали создавать свои центры уже после того, как вчистую проиграли эту сферу монополистам – протестантам. Вот, к примеру, Тюмень: православный центр там один, реабилитацию в нем проходят четыре человека. А протестантских центров – десять, и только в одном из них сорок "пациентов".

Что творится за закрытыми дверями "лагерей" от религии?

И кто вообще такие эти "монополисты"?

ОТ СВЯТОГО ДУХА ГОЛОВА ПОД УТРО НЕ БОЛИТ

– А! А! А! – оргазмически кричит женщина.

Пастор расхаживает по сцене с довольным видом:

– Ой-ой-ой, что у нас здесь происходит...

Невменяемые люди меленько прыгают, быстренько помахивая ручонками, согнутыми, точно крылья дохлого куренка. Смотреть на них страшно и противно, больше того: конвульсии длиною в час (именно столько длится пленка) это шок.

Но пастор в счастье:

– Ай-ай-ай... Ой-ой-ой... Это Дух Святой!!!

– Это "неопятидесятники" или, как их еще называют, "харизматики", – отворачиваясь от экрана, говорит профессор богословия Александр Дворкин. – Самая крупная российская "секта" или даже скорее сектоподобное движение, пришедшее к нам с Запада: сотни мелких организаций, до трехсот тысяч членов. Сами они зовут себя "христиане веры евангельской", "пятидесятники", "протестанты", хотя это неверно, и настоящие протестанты, лютеране, очень обижаются. Суть: люди на молитве впадают в экстатическое состояние, в индуцированный массовый психоз – еще помощнее, чем был на сеансах Кашпировского. И именно эти переживания объявляются главным религиозным опытом.

Протестантские "беснования"

Движение очень активное: участвует в политической жизни, работает с заключенными и наркозависимыми. Занимается вербовкой новых членов под видом благотворительности...

На экране между тем начинает ходить журналист JC TV ("Джизус Крайст ТВ", телевидение Иисуса Христа) и тыкать трясущимся-визжащим микрофон:

– Вы сегодня не пили? А вчера? Дорогие зрители, они не употребляли наркотики и не пили, им ТАК хорошо, потому что в них вошел Дух Святой!

Интервьюируемые заходятся, в подтверждение кричат:

– Хо... хо... ХОРОШО-О-О!!!

Пастор выбрасывает перед камерой большой палец:

– Дух Святой – это класс!

Журналист – зрителям, доверительно:

– Главное, что похмелья нет и голова по утрам не болит...

Есть маленький подвох: пленка, которую демонстрирует нам религиовед, снята в 90-х на Украине, и нынешние пятидесятники зовут ее "древней" и "замшелой": были, мол, отдельные перегибы, "поднявшаяся пена", но теперь на богослужениях все не так. Нет судорожных корчей (на языке верующих "молитва мук рождения"), нет длительного бессмысленного смеха ("Торонтское благословение")...

Сразу скажем: мы просмотрели записи и современных служб. Люди также прыгают, раскачиваются, падают на пол... Сильной разницы мы не заметили (вы тоже можете убедиться в этом, посмотрев видео на нашем сайте).

НУ И КОГО ЖЕ СЧИТАТЬ СЕКТОЙ?

Хорошо профессору Дворкину!

Он – президент Центра религиоведческих исследований, созданного по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, заведующий кафедрой Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, входящего в систему православного образования, да еще алтарник одного из московских храмов.

Организации, которые ученый называет "сектами", проиграв ряд процессов, с ним почти уже не связываются: просто говорят, что Дворкин сам неофит и мракобес, а вообще все это, мол, межконфессиональные дрязги: Русская православная церковь недовольна, что на ее исконной территории проповедуют пришлые миссионеры, и в этом вся подоплека конфликта.

А вот стоит светской газете повторить мнение религиоведа о каком-то культе, журналиста тут же с воем волокут в суд: "Вы оскорбили тысячи верующих, мы зарегистрированная по закону религиозная организация!" – да еще напомнят о свободе совести.

С другой стороны, что делать-то, если законного критерия, как определить, "секта" перед тобой или не "секта", просто нет?

Государство, которое вроде бы обязано быть судьей в этом споре, издав пресловутый закон о свободе совести, по факту разрешило создавать даже культы Чебурашки! И люди создают... В Москве, к примеру, действует секта народной целительницы Надежды Антоненко, которая учит, что православный человек в целях излечения от всех недуг должен ежедневно ставить себе клизму с "заряженной" водой, после чего испражняться золотыми рыбками...

Что я пытаюсь объяснить?

Понятие "секта" по факту субъективное: то, что для одного "секта", для другого – религия. Поэтому мы везде берем это слово в кавычки и употребляем только в значении "по мнению религиоведа Дворкина".

Полностью игнорировать мнение религиоведов нельзя: слишком много раз они оказывались правы. Например, поначалу только Дворкин называл "Свидетелей Иеговы" экстремистской организацией, а теперь это подтвердили суды трех субъектов Федерации.

"НАЧАЛ РАБОТУ ПОСЛЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОРОЧЕСКОГО СЛОВА ОТ ГОСПОДА"

Наверное, пора рассказать о случае, который натолкнул нас на это расследование.

Тем более что он почти анекдотический.

В один прекрасный день в Общественном совете при ФСКН РФ выступали руководители реабилитационного центра "Новая жизнь", что в Кингисеппе Ленинградской области.

– Наша уникальная методика... 60 процентов излечения... 320 тонн моркови, которую вырастили наркозависимые...

Главный редактор нашей газеты, член Общественного совета при ФСКН, весьма впечатлился и подошел к товарищам с предложением написать о них. Те согласились охотно!

А дальше началось невероятное.

Три месяца я тщилась пробиться в Кингисепп. Три месяца шли переговоры с пересылкой факсов ("А что именно вы хотите о нас написать?"). Все попытки приехать разбивались о пресс-секретаря организации: "Нет, вы перезвоните в начале недели, а уж потом, в конце следующей..."

Что нужно готовить к визиту журналиста целых две недели? Прямо теряюсь.

Апофеоз случился в Санкт-Петербурге на вокзале, куда я все же добралась и где встретившие меня сотрудники "Новой жизни" с ходу заявили, что их центр НЕ религиозный, сотрудничает со всеми конфессиями, а если я собираюсь затрагивать в публикации религиозные вопросы, то я "ангажированный, проданный журналист", которого "Новая жизнь" заносит в "черный список".

Мои слабые попытки воззвать к разуму: "У вас же на сайте написано, что центр "Новая жизнь" и лично директор Сергей Матевосян осуществляют деятельность по святейшему благословению епископа Ряховского (глава конфессии, член Общественной палаты. – Ред.), находятся под духовным окормлением Российского объединенного Союза христиан веры евангельской", – вызывали агрессию: "Нет на сайте ничего подобного".

Я (в изумлении): "Но СМИ широко печатали высказывание Матевосяна, что он начал работу с наркозависимыми в одной из протестантских церквей после получения пророческого слова от Господа".

Они: "В первый раз слышим..."

В общем, поговорили. В центр меня, как вы догадались, не пустили.

История не столько странная, сколько идиотская, ведь конфессиональная принадлежность "Новой жизни" доказывается на раз-два: достаточно знать, что это – само по себе название протестантской церкви в Екатеринбурге, Тамбове, Челябинске и других городах. Или просто ознакомиться с воспоминаниями наркоманов о том, как к ним приходили волонтеры "Новой жизни" и с порога заявляли: "Друг, Иисус любит тебя!", как в центре реабилитанты орали песни со словами "Аллилуйя!", как Матевосян говорил каждому: "Бог начал работу над тобой"...

Фото из материалов прокурорской проверки центра "Исход" и из архива Новосибирского отделения Центра религиоведческих исследований.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Руководителям "Дельфина" дали по три года колонии-поселения

Весной прошлого года мы написали о скандале в реабилитационном центре "Дельфин" в Краснокамске Пермской области: тогда в милицию прибежал пациент и сказал: "Спасите, людей там бьют и пытают!"

Здание спецназ брал штурмом. Оперативники нашли наручники, электрошокеры, биты и кучу фотографий: наркоманы в костюмах клоунов, прикованные наручниками к столбу, в короне с надписью "вор"... 17 человек написали заявление, что их удерживали насильно.

Обвинение по статье "незаконное лишение свободы" предъявили президенту фонда "Пермь – город без наркотиков" Александру Шеромову и его помощнику Денису Пантюхину, и вот недавно состоялся суд. Шеромов получил 3 года 2 месяца лишения свободы в колонии-поселении, Пантюхин – три года.

Центр пока работает, но есть вероятность, что в ближайшее время самораспустится.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама