Ажиотаж вокруг последнего фильма Никиты Михалкова поутих кончились майские праздники, к которым была приурочена премьера. Правда, случится еще один всплеск в тот момент, когда зрителям будет предъявлена последняя часть фильма, которая, как говорят, называется "Цитадель". О пользе неудачных фильмов рассуждает известный писатель Владимир БЕРЕЗИН.
Predstoiani_
Этот фильм называют то "Утомленное солнце 2", то "Утомленные солнцем 2", то "УС-2", то, собственно, "Предстояние", а множество людей топают ногами и придумывают ему совсем уже неприличные названия. Людей возмущенных было предостаточно, и голоса тех, кому фильм понравился, тонули в хоре злопыхателей. Как-то все нахмурилось, и, как писал Евгений Попов, "самое природа, казалось, тоже замерла или перекуривает, опасаясь, как бы ее не выпороли".
Есть проблема, которую хорошо описал Сергей Довлатов: "Ты мучаешься, пытаешься что-то доказать, придумываешь логические аргументы... А ей просто неприятен сам звук твоего голоса". Звук разных действий Никиты Михалкова многим решительно неприятен: одним не нравится его политическая позиция, другим коммерческие дела, третьим что-то непонятное с Союзом кинематографистов, четвертым честно не нравятся его фильмы, пятые не могут простить Никите Сергеевичу, что он побил какого-то национального большевика, закидавшего его яйцами. Слов нет, побить обидчика нормальное мужское дело, да только, как уверяют нас разные фотографы, обидчика при этом держала охрана... Шестые следуют за общественным остроумием ну и тому подобное.
В общем, происходит то, что на бытовом языке называется "движуха". Общая тема для тысяч людей вещь прекрасная, но тут главное –питаться чужими мыслями и эмоциями. Нечестный по отношению к себе обыватель получает удовольствие от пения в общем хоре. А вот уважающий себя обыватель сразу начинает размышлять, нет ли в явлении, что оказалось перед ним, чего полезного.
Скажу сразу фильм Михалкова, кажется, действительно дурной. Но и в этом случае обыватель может извлечь из него много полезных поводов к размышлению.
Во-первых, это размышление о том, как устроено современное искусство. А современное искусство устроено так, что часто совершенно непонятно, что "хорошо", а что "плохо". Как говорил в моей юности один друг-музыкант: "Фальшивых нот не бывает, главное вовремя крикнуть, что играешь авангард".
Вот почему фильм "Бесславные ублюдки" Тарантино (с которым то и дело сравнивают "Предстояние") принято считать хорошим, а творение Михалкова наоборот? Чем отличается тарантиновский гротеск от парусных танков Михалкова, одушевленных плавучих мин и прочих странных вещей. Ведь приключения генерала Котова набор довольно расхожих штампов массовой культуры: и генерал-зэк, и превращение заключенного в солдата, и семейные судьбы, перепутанные, как мочала. Не в том дело, насколько все это соответствует судьбам Рокоссовского и Горбатова, можно ли высунуть голый зад из атакующего самолета и все такое. Дело в том, насколько работает это как художественный прием. Вон, в "Покаянии" Тенгиза Абуладзе энкавэдэшники специально ходили в шлемах и латах чтобы подчеркнуть анахронизмом ужас тирании (на мой взгляд, вышло неудачно). Или вот хочет михалковский обожженный танкист поглядеть перед смертью на девичью грудь. В жизни это желание довольно странное я, к несчастью, видел как-то человека, обгоревшего в БТР, и подобные желания у него не возникали. Последнее, что в голову пришло бы.
Однако в искусстве все иначе, и это может оказаться сильным ходом, то, что у Михалкова не получилось, вовсе ничего не отменяет.
И даже если тебе "Предстояние", которое в обсуждениях становится то масскультурным, то артхаусным кино, не понравилось, ты можешь использовать его как эксперимент, чтобы понять, что не работает в этом фильме.
Во-вторых, перед нами очень важная тема "за чей счет".
То есть за чей счет осуществляется эксперимент. В отличие от литературы и самодеятельного театра, кино всегда оперирует большими суммами. В случае "Предстояния" назывались 55 миллионов долларов, однако с этим темное дело за два ли это фильма, точные ли эти цифры, исчерпывающие дальнейшие затраты, или, наоборот, завышенные... Но для нашего рассуждения фильм и должен был стоить 55 миллионов чтобы обыватель ужасался и не мог уснуть. Это как с криминальной хроникой: если смерть тиха, то это никого не занимает, а если двух старух, да топором, то всех пробирает.
И если государство вложило в фильм хоть копейку, то резонен хозяйский взгляд обывателя ведь это и его копейка. Хоть и отчасти.
В-третьих, это разговор об истории Отечественной войны. Я не слышал ни одного спора об этом фильме, чтобы разговор не сбился на учет безвозвратных потерь, заградотрядов и прочих военных радостей. И это самый важный разговор, потому что фильм Михалкова подтверждает то, что мы стали свидетелями очень важного события.
Сменились поколения, и Отечественная война перестала быть для всего общества сакральной, святой трагедией, что бы об этом ни говорили. Хотим мы того или нет, это процесс естественный. Есть глубина исторической памяти, когда неумолимо опускающееся в историю событие становится доступно только уму. Но раньше-то это была наша сердечная боль, это были не просто убитые, а отцы и братья, семейная горькая память.
Как-то я принимал участие в разговоре о другой, но тоже Отечественной войне. Обсуждение проходило на вполне масонский манер ночь, полумрак, опись былых злодейств... Ведь после долгих лет войны в Европе Наполеону приходилось набирать войска из того, что осталось, и часто оказывалось, что в Россию вошли тривиальные разбойники и бродяги из разных стран к западу от Березины. И они грабили и убивали так же, как и привыкли в прошлой жизни, творя немалые зверства. Впрочем, крестьяне их резали с не меньшим усердием.
Но на историю резко реагируют люди, сохранившие личную семейную память. Об отце помнят до последнего часа, и когда убили дедушку, то сердце отзывается, тут память есть. А на следующем шаге, в следующем поколении острота пропадает, происходит какой-то качественный переход.
Это хорошо видно было в советском и постсоветском визуальном искусстве. В детстве мои товарищи довольно бурно возмущались, если видели, что в фильме про Сталинград на заднем плане бежали солдаты с автоматами Калашникова наперевес. Тема была сакральной и никто ничего бы не перепутал.
А вот с белогвардейцами уже тогда, в последние годы советской власти, все было иначе. Куда меньше вызывали раздражения кинематографисты семидесятых-восьмидесятых, которые путали форму белогвардейцев им что дроздовцы были, что каппелевцы, а разницы между высокоблагородием и благородием они и вовсе не знали. Происходило это от того, что в семидесятые годы Гражданская война перестала быть главным сакральным. Сейчас мы присутствуем как раз при изменении восприятия.
Никто не виноват время разве. А ко времени какие претензии? Оно не жидомасоны, не Путин, не дурацкие митингующие, к нему не подступишься. И будет как с французами когда обе стороны считают, что победили при Бородине, и бьют в барабаны каждый сентябрь в Можайском районе.
Вот фильм Михалкова как раз и стал индикатором переходного периода.
С одной стороны, он наследник масштабных советских киноэпопей, от "Падения Берлина" до "Освобождения" и "Солдат свободы" (последнего фильма уже никто и не помнит, а ведь там целый Брежнев-персонаж был при живом Брежневе-вожде). С другой стороны, это попытка создать постмодернистский фильм, пытающийся соответствовать современности, да только ничему не соответствующий. Не потакающий вкусам ни образованного эстета, ни циничного буржуа, ни бесхитростного гопника и в итоге непонятно для кого сделанный.
То есть по-старому нельзя, потому что кредит сакрального проеден он ушел в утомительные пионерские линейки застоя, в бездушные казенные памятники, во все то, что делалось без души. А как говорить о войне по-другому никто не знает, и подкрадывается мысль, что воспоминание о войне у этих новых поколений уже не будет общим, как раньше, не будет основой государственной идеологии.
Я видел человека, который воспринимал войну 1812 года как обстоятельства семейной истории, и знал, где стоял его родственник при Бородине, и был на месте его гибели под Лейпцигом. Нормальное дело да только государственному аппарату пристроиться к такой памяти сложно.
А так-то что "Предстояние", как и все то, что находится межу двух времен, выглядит кривовато и странно. В нем слишком много от советской традиции и надежды на то, что абсурд сойдет за революцию в искусстве.
Источник: Православие и мир