ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Разъяснение председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества относительно позиции Церкви по вопросу использования новых документов и технологий идентификации граждан

07 июля 2010

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин напомнил позицию Церкви по вопросу использования новых документов и технологий идентификации граждан.

Авторам обращений по вопросу использования новых документов и технологий идентификации граждан были направлены ответы следующего содержания:

На имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поступают коллективные и индивидуальные обращения людей, обеспокоенных использованием новых документов и технологий взаимодействия граждан с властью.

Авторы обращений вынужденно не получают медицинскую помощь, пенсию по возрасту и другие выплаты, не могут устроиться на работу, совершать нотариальные действия с имуществом, оплачивать коммунальные услуги, приобретать проездные документы и так далее. Создается реальная угроза здоровью и благополучию тысяч граждан, среди которых – немало чад Русской Православной Церкви.

Данное положение усугубляется действиями и призывами некоторых пастырей и мирян, расходящимися с позицией церковного Священноначалия.

В связи со сложившейся ситуацией Его Святейшество поручил мне напомнить всем верным чадам нашей Матери Церкви ее позицию, основанную на православном вероучении и выраженную в церковных документах.

Из слов Господа и Спасителя мы знаем, что врата ада не одолеют Церкви Христовой (Мф. 16:18). Господь дал апостолам и поставляемым ими епископам власть "вязать и решить", сказав: "Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Мф. 18:18).

39-е Апостольское правило гласит: "Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их". В соответствии с 34-м Апостольским правилом, епископам всякого народа подобает знать первого у них и признавать его, как главу, и ничего, превышающего их власть, не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии и до мест, к ней принадлежащих.

Таким образом, соответствующие решения Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси являются нормативными для всех пастырей и чад Русской Православной Церкви.

В Обращении к органам власти стран Содружества Независимых Государств и Балтии, направленном Священным Синодом Русской Православной Церкви 6 октября 2005 года, в частности, говорится: "Священный Синод с пониманием относится к заботе власть предержащих о должной организации учета населения, полагая, что нет ничего греховного в самом факте учета граждан государством. Испокон веков взаимоотношения между людьми и народами начинались с решения вопроса, заданного Иисусом Навином архистратигу Михаилу у Иерихона: "Наш ли ты, или из неприятелей наших?" (Нав. 5:13). Одно из первых в истории мероприятий по исчислению народа было совершено по прямому Божию повелению: "Исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен" (Числ. 1:2). Божия Матерь и святой праведный Иосиф подчинились законному требованию власти и приняли участие в переписи населения Римской империи в Вифлееме".

В упомянутом выше Обращении Священного Синода говорится: "Нет ничего греховного и в использовании для учета граждан, для обеспечения безопасности человека и общества последних технических достижений, в том числе электронных средств, лишь развивающих уже привычные методы. Так, описания и изображения человеческого лица и тела использовались в целях безопасности еще в древние века. Совершенствование способов их записи не несет в себе ничего принципиально нового".

Таким образом, нет ничего греховного в участии людей в мероприятиях, связанных с учетом граждан и подтверждением их личности при контактах с государством. Такое участие может выражаться в получении и предъявлении соответствующих документов, в том числе использующих новые технологии, при условии, что человек знает всю информацию и символику, хранимую и передаваемую при помощи этих технологий, и она не вступает в противоречие с его убеждениями и волеизъявлением.

Однако существует реальная опасность, напрямую связанная с данными нововведениями: "Вместе с рядом технических преимуществ, создание и объединение массивов личной информации, а также развитие электронных средств опознания личности таит в себе немало опасностей, – говорится в Обращении. – Возрастает зависимость человека от неизбежных технических сбоев, ошибок, халатности персонала или вмешательства злоумышленников. Не исключена возможность централизованного сбора сведений о частной жизни граждан и об их убеждениях. Это создает угрозу правам и свободе личности, делает возможным тотальный контроль за жизнью человека, в том числе за его мировоззрением. Такое развитие событий усиливает опасность предвзятого отношения к человеку на основании его религиозных, политических или иных взглядов".

Данная опасность приобретает весьма реальные очертания в момент, когда в национальном и международном праве закрепляются идеи нравственного и мировоззренческого релятивизма.

В Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года "О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви" (п. 54) говорится: "Отвечая на обеспокоенность некоторых верующих, Собор считает, что сохранение человеческой свободы должно предполагать знание человека о том, когда он подвергается идентификации, какие данные о нем собираются, хранятся и используются государством. Недопустимы такие средства и методы электронного учета перемещений и действий людей, которые вторгались бы в их частную жизнь и делали бы возможным тотальный контроль над личностью и управление ею".

В принятых тем же Собором Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека сказано: "Частная жизнь, мировоззрение и воля людей не должны быть предметом тотального контроля. Для общества опасны манипуляции выбором людей и их сознанием со стороны властных структур, политических сил, экономических и информационных элит. Недопустимы также сбор, концентрация и использование информации о любых сторонах жизни людей без их согласия. В случаях, когда того требуют защита Отечества, сохранение нравственности, охрана здоровья, прав и законных интересов граждан, а также предотвращение либо раскрытие преступлений и осуществление правосудия, сбор сведений о человеке может совершаться без его согласия. Однако и в этих случаях получение и использование информации должно осуществляться сообразно заявленным целям и с соблюдением законности. Методы сбора и обработки информации о людях не должны принижать человеческое достоинство, ограничивать свободу и превращать человека из субъекта общественных отношений в объект машинного управления. Еще более опасным для свободы человека станет внедрение технических средств, постоянно сопровождающих человека или неотделимых от его тела, если их можно будет использовать для контроля над личностью и управления ею" (п. IV.7).

В п. V.2 того же документа "недопущение тотального контроля над человеческой личностью, над ее мировоззренческим выбором и частной жизнью через использование современных технологий и политических манипуляций" выделено в качестве особой области правозащитных трудов Церкви.

Для православных христиан, верующих нашей Церкви, перенесшей в XX столетии невиданные по масштабу и жестокости гонения за исповедание имени Христова, крайне дорога возможность жить согласно нормам веры. В связи с этим Священноначалие Русской Православной Церкви ведет небезуспешный диалог с власть имущими по данному кругу вопросов, информируя церковный народ о ходе и результатах такого диалога".

Русская Православная Церковь признает право людей не принимать определенных символов и технологий, разделяет серьезные опасения, возникающие в обществе по этому вопросу.

Святейший Патриарх Кирилл и уполномоченные представители Церкви регулярно и небезуспешно поднимают данную тему на встречах с должностными лицами, ответственными за принятие решений в этой сфере, и доводят до них озабоченность чад нашей Церкви данными вопросами. При этом Церковь настаивает на исключительной добровольности участия людей в новых формах идентификации личности, что обычно находит понимание со стороны государства.

Обращаюсь к каждому православному христианину с просьбой о молитвенной поддержке трудов нашего Первосвятителя.

Господь да помогает всем чадам Русской Православной Церкви в добрых делах, совершаемых во славу Божию в духе христианского трезвения и богомудрого рассуждения.

Председатель

Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества

протоиерей Всеволод Чаплин

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама