ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Рocciя": Светлана Баева. В чем опиум для народа. (Продолжается дискуссия о религиозных атрибутах в государственных учреждениях)

24 декабря 2003

В Советском Союзе из школы могли исключить за губную помаду, серьги или накрашенные ногти, во Франции теперь исключают за головные уборы. В опалу попали мусульманский хиджаб (платок), еврейская кипа и «большие» христианские кресты. Никакое материальное выражение мировоззрения, как оказалось, в демократическом государстве неприемлемо. Политические символы тоже не в чести. Ты можешь делать все, что хочешь, главное, никому это не показывай – так выглядит демократия в стране мушкетеров.

Скандал, связанный с хиджабами, начался в 1989 году, когда две девочки-мусульманки отказали школьному преподавателю в просьбе снять головной убор. С тех пор у них появились тысячи последовательниц. Президент Франции Жак Ширак, основываясь на выводах Комиссии Стази, специально созданной для изучения проблем религиозности, светскости, исполнения законов, призвал парламент запретить ношение «заметных» религиозных атрибутов в государственных учреждениях. Реверансом в сторону мусульман и иудеев явилось предложение Комиссии объявить наряду с Рождеством выходными днями Аид-эль-Кебир и Йом-Киппур. Только ни президенту, ни правительству инициатива, похоже, не приглянулась.

Подобные взгляды французских управленцев объясняются столетним законом, который гласит, что Франция – светское государство.

Правда, «светскость» во всех странах, где она продекларирована, означает лишь «свободу совести», а не внешний атеизм. Например, в Германии во многих землях школьницы в хиджабах не вызывают ни страха, ни агрессии, а в России мусульманкам официально разрешили фотографироваться на паспорт в головных платках.

В нашей стране проблема национальностей стоит более остро: согласно последней переписи населения, в России проживают более 116 национальностей. Но каждый понимает, что наравне с сохранением собственных традиций необходимо сохранять наднациональные связи, а не замыкаться в своем мире. В то же время и государство не препятствует и свободному выбору религии, и выполнению ее предписаний, если, конечно, они не причиняют никому вреда.

Платок в кармане

Правда, решение французских лидеров можно объяснить не воинствующим атеизмом, а воинствующими исламистами. Выводы Комиссии Стази об исполнении законов были неутешительны. Во многих пригородах и окраинных районах Франции полицейские, пожарные и врачи боятся показаться, ибо сталкиваются с систематической агрессией. Половые и религиозные вопросы приобретают там небывалую актуальность. Девушки отказываются посещать уроки физкультуры, сдавать экзамены преподавателям-мужчинам, родители сомневаются в компетентности преподавателей-женщин. В больницах отцы и мужья требуют, чтобы их жен и дочерей лечили исключительно женщины. Кроме того, мусульманская диаспора там настолько сильна, что девушек без хиджаба не пускают домой, оскорбляют, избивают. Многие носят головной платок в кармане и в случае опасности надевают его. Французские власти надеются, что постановление, запрещающее хиджаб в государственных заведениях, поможет жительницам этих районов. По крайней мере уменьшит агрессию в их адрес. Феминистки вторят законодателям, называя хиджаб средством угнетения женщин.

Тюрбан в законе

Новый закон можно и, наверно, даже нужно расценить не как антирелигиозную политику, а как стремление сохранить собственные французские традиции. Что, разумеется, понятно, учитывая огромный процент мусульман-эмигрантов, проживающих во Франции. Учитывая, что скандал начался именно с мусульман, можно предположить, что еврейские кипы и «большие» кресты попали в черный список как доказательство политкорректности. Например, приди во французскую школу юноша в тюрбане (индиец), ему никто и слова не скажет. Становиться мусульманской страной Франции не хочется, но благодаря достаточно либеральной эмиграционной политике такая опасность существует.

Елки и поросята

Интересно, что в других демократических странах вопрос о религиозных символах стоит не менее остро. Как оказалось, в США некоторые жители чувствуют себя оскорбленными, глядя на новогодние елки – символ Рождества. А из учебников в тех же Соединенных Штатах предложили убрать все, что как-то связано с преобладанием той или иной религии. В одной из английских школ запретили сказку про трех поросят. Согласно исламу, свинья – животное грязное, так что эта сказка, по мнению администрации школы, могла оскорбить чувства юных мусульман.

Уважение к принципам чужой религии можно запросто довести до абсурда. Если анализировать другие произведения детской литературы, то и сказка, например, о мертвой царевне способна попасть в опалу. Царевну можно обвинить в распутстве, ибо она предстала перед принцем, не будучи одета с достаточной строгостью. А принца – и того хуже... Во многих школах, и в России и за рубежом, учителя ратуют за введение школьной формы. Дело вовсе не в их ретроградности. Просто школа – это то место, где и встречать, и провожать должны по уму, а не по одежке. На первом плане стоит интеллектуальное развитие, а не развитие «ревностного отношения» к каким-либо собственным отличиям – классовым, национальным и др.

Людмила Бекетова, директор московской школы 601:

– Национальных проблем в школе нет, хотя учатся ребята разных национальностей. Когда у них праздник, например Рамадан, некоторые дети не ходят в школу. Если бы какая-нибудь девочка, основываясь на постулатах своей веры, пришла на занятия в головном платке, со стороны учителей никакого отрицательного отношения бы не было. Если бы проблемы возникли с учениками, мы попытались бы уладить ситуацию.

Шафиг Пшихачев, исполнительный директор координационного центра мусульман Северного Кавказа:

– Если мягко выразиться, мы видим двойной стандарт европейской демократии. Во Франции очень много мусульман, они иностранцы, но и их права, как и права любого человека, должны соблюдаться. Религиозные вопросы возникают и в России. Не так давно Верховный суд РФ вынес решение, позволяющее женщинам фотографироваться в головных уборах, если того требует религия. По Конституции у каждого человека есть право действовать исходя из своих религиозных убеждений. Отрадно, что религиозные права человека в России соблюдены. А ситуация во Франции меня очень огорчает.

"Россiz", 23 декабря 2003 г.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама