Сохранять культурные ценности дорого и трудоемко вне зависимости от того, делают ли это музейщики или священнослужители.
Вопрос о принадлежности церковного имущества, оказавшегося после революции в собственности государства, считают важным для себя почти две трети россиян. Причем он имеет значение как для последователей православия (66%), так и для атеистов, хотя и в меньшей степени (47%). Важным этот вопрос также является для пожилых респондентов (65%) и постоянных прихожан Русской православной церкви (70%).
Насколько же широка поддержка идеи реституции в нашем обществе? Скорее, в ее пользу высказываются сегодня 49%, им оппонируют 19% россиян. Среди активных сторонников реституции выделяются те, кто обычно голосует за ЛДПР и Владимира Жириновского, православные и те, кто редко, но ходит в церковь. Возражают против реституции сторонники "Справедливой России" и неверующие. Рассмотрим мотивацию и аргументы обеих групп.
Для сторонников реституции она видится восстановлением исторической справедливости, прав верующих (56%), для противников ограничением прав светской части общества на доступ к общенациональным культурным ценностям (17%). Активно обсуждается и вопрос справедливости реституции, причем каждая сторона имеет о нем собственное представление.
Мнение противников реституции высказала директор одного школьного музея: "Вот лапти, они кому-то принадлежали. Мы их нашли, отреставрировали и теперь должны вернуть владельцу?.. Музеи вкладывали свои силы и средства в сохранение произведений искусства, в том числе религиозного назначения. А теперь передать эти иконы в храм, где они и года не протянут?"
А вот мнение противоположной стороны: "Было время, когда церкви грабили и разрушали. Сейчас их строят. И если какую-то икону из этого храма удалось сохранить в музее, то я не вижу ничего плохого в том, чтобы теперь вернуть ее".
В то же время высказываемое музейщиками мнение, что церковь не способна достойно содержать полученные ценности, находит поддержку только у 22% опрошенных. 61% думают иначе. Интересно, что церкви в этом вопросе доверяют не только верующие, но и атеисты, и те, кто в Бога верит, но церковь обычно не посещает.
Еще одно опасение: будут ли доступны культурные ценности всем желающим в случае их передачи церкви? 45% опрошенных посчитали, что церковь действительно более труднодоступное место для осмотра и посещения. Значительно меньше тех, кто упрекает в труднодоступности музеи (29%).
Дискутируется и финансовый аспект проблемы. Содержание ценностей влетает в копеечку всем, вне зависимости от светского или религиозного статуса хранителя. Как сказала в интервью одна из респонденток, "у них (церковников. "Профиль") ведь денег много, вон батюшки на каких машинах разъезжают, свои музеи, церковные, построят и будут хранить как надо".
Тем не менее даже весьма небедная церковь нуждается в помощи государства, чтобы содержать передаваемые ценности. Да и не всякая утраченная церковью собственность нуждается в реституции. И здесь особенно очевидно желание большинства наших сограждан решить вопрос реституции церковной собственности взаимовыгодно, "без фанатизма", исключить политизацию этой темы, избежать ее превращения в линию раздора между воцерковленной и светской частями общества: "Раритеты можно оставить и в музее, но этот вопрос нужно решать полюбовно".
Итак, реституция нужна, но с соблюдением некоторых важных принципов. Во-первых, у церкви должны быть средства, достаточные для содержания передаваемых ценностей. Во-вторых, эти ценности должны быть открыты для осмотра всеми желающими. В-третьих, должен быть обеспечен беспрепятственный доступ к ним государственных контролеров. И наконец, в церковном штате должно найтись место для специализированных сотрудников с музейным образованием. Похоже, именно такая формула способна примирить половину наших сограждан, поддерживающих реституцию, с каждым пятым возражающим против нее.
Источник: Профиль