ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Реставрация реставрации

Велимир Мойст :: 16 июля 2010

Что произошло с центром имени Грабаря? Он сгорел. Причины пожара установит следствие, но уже сейчас понятно, что привычное для наших реставраторов "хождение по мукам" вступило в новую фазу.

Профессия реставратора во всем мире окружена неким таинственным, почти жреческим флером. Что неудивительно: люди работают с памятниками старины, которые вызывают трепет уже из-за одного только почтенного возраста. Это вам не гайки на конвейере закручивать: кроме квалификации нужны еще и интуиция, и вдохновение, и преданность делу. Но есть одно качество, присущее именно российским представлениям о реставраторах. Это жертвенность. Только в наших глазах люди упомянутой профессии выглядят кем-то вроде страстотерпцев, исполняющих свой моральный долг вопреки всевозможным неблагоприятным обстоятельствам. Надо сказать, подобное отношение возникло не на пустом месте. История погоревшего вчера Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря вполне может это проиллюстрировать.

Дело в том, что с момента возникновения этой организации в 1918 году (тогда по инициативе художника и искусствоведа Игоря Грабаря при Наркомпросе был учрежден отдел охраны памятников, в составе которого и появились государственные реставрационные мастерские) положение ее было довольно шатким и уязвимым.

Требовалось изо дня в день вдалбливать "комиссарам в пыльных шлемах", что предметы, реквизированные в храмах и усадьбах, – это не буржуйско-поповские цацки, а народное достояние.

Миссия, прямо скажем, не из легких. Какими уж словами эстет Игорь Эммануилович Грабарь гипнотизировал большевиков, сказать теперь затруднительно: от того времени осталась в основном сухая документация. Из нее следует, что гипноз приносил немаловажные плоды. Например, на рубеже 1918–1919 годов по настоянию отдела охраны памятников состоялось раскрытие от позднейших записей знаменитой "Троицы" Андрея Рублева.

Оцените момент и смысл события: едва возникшее и нетвердо еще стоящее на ногах рабоче-крестьянское государство утверждает и финансирует работы по реставрации православной иконы

(слово "икона", впрочем, в Наркомпросе не употреблялось, для конспирации использовали выражение "памятник древнерусской культуры").

Усилиями именно этих людей (иначе, чем героическими, я бы их не называл – и людей, и усилия) в 1924 году были образованы Центральные государственные реставрационные мастерские, которые возглавил все тот же Игорь Грабарь. Здесь работали поистине легендарные персонажи вроде Николая Баранова и Николая Померанцева: обоих за заслуги перед отечеством удостоили ссылки. А сами реставрационные мастерские, располагавшиеся на Берсеневской набережной, закрыли в 1934 году по причине "вредоносного" характера деятельности. Это было понятно всем без разъяснений. Официальным же поводом для разгона ЦГРМ стала необходимость использовать его помещения под общежитие дворников при недавно построенном Доме Правительства, так называемом "Доме на набережной".

Не было бы у реставраторов счастья, да несчастье помогло. Когда стало окончательно понятно, в чью сторону клонится исход Великой Отечественной войны, советское правительство решило взглянуть попристальнее на культурный ущерб, нанесенный стране оккупантами, – и ужаснулось. Сразу же вспомнили о притесненных умельцах. В сентябре 1944 года реставрационные мастерские под руководством опять-таки Грабаря воссоздали заново.

Помимо пострадавших художественных ценностей с нашей территории, здесь реставрировали и "трофеи", например полотна старых мастеров из Дрезденской галереи и Берлинского музея.

Мирная послевоенная жизнь тоже время от времени подбрасывала авральную работенку: в 1959 году случился пожар в Бородинской панораме, так что сегодняшнее ее состояние – прямая заслуга "грабарей", как сотрудников ВХНРЦ имени Грабаря именуют на сленге.

Когда в 1966 году реставрационные мастерские вселялись в бывший храм Воскресения в Кадашах, речь не шла, разумеется, о захвате церковной недвижимости. Все было наше, советское. Дали ордер – въезжай.

Последствия переселения сказались почти через сорок лет. Многие помнят скандал с самозахватом и блокадой мастерских, что были учинены группой верующих в августе 2004-го.

Требования вернуть здание в ведение РПЦ базировались тогда на букве закона, изданного еще при Ельцине, но не подкрепленного никакими материальными основаниями. Честно говоря, было стыдно за агрессивных прихожан – даже не по закону, а по совести. Нашли кого гнобить и выкидывать на улицу... Конкретно тех самых людей, которые десятки лет их же православные святыни спасали от разрушения.

Ситуацию тогда удалось разрулить, как теперь выясняется, не слишком оптимально. Реставраторы из трех занимаемых ими церквей (кроме упомянутого храма в Кадашах, филиалы ВХНРЦ располагались также в церкви святой Екатерины на Всполье и в храме Марфо-Мариинской обители) перебрались в абсолютно светское, если не сказать советское, пространство. А именно в бывший цех при институте имени Жуковского, расположенный на улице Радио. И нельзя ведь утверждать, что людей вместе с культурными ценностями сбросили с вертолета куда-то на целину. Новообретенное здание довольно долго ремонтировали, известно о серьезных целевых закупках оборудования.

Сами реставраторы были вроде бы довольны переездом: стало больше площадей, появились новые технические возможности, да и для конфликта с верующими уже нет почвы...

Оказалось – сложили яйца в одну корзину, согласно поговорке. Корзина шмякнулась оземь что было силы. Дело даже не в том, что при пожаре пострадали какие-то особо ценные произведения (если судить по репортажам СМИ, не так все страшно, кроме гибели пожарных, разумеется).

В ближайшей перспективе проблема другая: центр имени Грабаря снова оказался без дома, на семи ветрах.

Это заведение, кстати, выполняет заказы полутысячи музеев со всей России, не говоря уж о частных лицах. Да, некоторые бреши наверняка можно будет закрыть оперативно: коллеги придут на выручку и в Москве, и в регионах. Но стратегически так вопрос не решается. Скорее всего, деньги начнут изыскивать на восстановление того же самого древнесоветского здания с деревянными перекрытиями. Оно дешевле, конечно. Хотя ВХНРЦ имени Грабаря всегда мечтал о собственной архитектуре и собственном строительстве. Может, прикинуть, наконец, смету? Не Сочи, разумеется, но тоже важно.

Источник: Газета

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама