ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Межконфессиональные и межнациональные браки: взгляд из Москвы и Казани

Юлия Зайцева :: 16 июля 2010

Браки с мусульманами становятся все более предпочтительными для россиянок-немусульманок, в том числе – православных. Однако, несмотря на схожесть семейных моделей у мусульман и православных, такие "межкультурные" семьи далеко не всегда живут и развиваются безоблачно. Им необходима поддержка со стороны государства, специалистов-психологов и священнослужителей соответствующих религий. Таково мнение психолога, старшего научного сотрудника Института психологии РАН Ольги Маховской, которым она поделилась с журналистами и коллегами из Казани во время видеомоста "Интернациональные и межконфессиональные браки: что об этом думают россияне". В Москве видеомост был организован 15 июля в агентстве РИА Новости.

По словам Ольги Маховской, межконфессиональные браки в России имеют немалый потенциал устойчивости, так как людей сближают не только элементы "общего советского прошлого" (язык, образование и т.д.), но и "очень похожие семейные модели". Как для православной, так и для мусульманской модели характерен высокий авторитет мужа, правда, в первом случае он "более формальный", тогда как во втором – скорее "реальный". Кроме того, если в типичных немусульманских семьях авторитетный отец не склонен непосредственно участвовать во внутренних делах семьи, в каждодневном воспитании детей (за исключением отдельных показательных акций типа "семейной порки"), то муж-мусульманин, в идеале, является не только кормильцем, но и "обожает" детей, уделяя им и жене значительное внимание. Именно поэтому мусульмане, в том числе – мигранты, которых в настоящее время становится все больше в российских мегаполисах, "все более привлекательны для наших умотанных жизнью женщин", заметила О.Маховская. Однако вместе с преимуществами жена-немусульманка получает в такой семье то, к чему ей трудно привыкнуть – – некоторые ограничения в свободе, по крайней мере, на уровне обязательного обсуждения ее намерений. В православной же семье, по наблюдениям специалистов, доминирует тот, кто психологически сильней, кто "поборет" другого. В последнее время нарастает также такое явление, как инверсия семейных ролей: когда женщина берет на себя функции, традиционно понимаемые как мужские, а мужчина, не в силах угнаться за высокой планкой социальных стандартов, готов к роли "домохозяина".

Когда к видеомосту подключилась Казань, разговор, обещавший стать, как ожидала О.Маховская, полемическим, если не жестким, обрел совершенно благостный характер. Председатель Союза мусульманок Татарстана Наиля Зиганшина и начальник Управления записи актов гражданского состояния Кабинета министров Татарстана Эльмира Зарипова, лучезарно улыбаясь, рассказали о росте числа межнациональных браков в республике. По словам Э.Зариповой, такие браки составляют 21-23 % от количества всех ежегодно заключаемых в Татарстане союзов, а разводятся такие пары в два раза реже, чем моноэтничные. Речь шла именно о национальных характеристиках, что, по умолчанию, подразумевало и разную конфессиональную принадлежность супругов.

Наиля Зарипова не без гордости сообщила о работе службы семейной поддержки, которая работает при Союзе мусульманок. Здесь парам оказывают психологическую помощь, при этом "вообще не касаясь национальных и религиозных различий". Отвечая на вопрос о том, каким образом решается в семьях вопрос о религиозной принадлежности детей, Н.Зарипова представила также совершенно бесконфликтный, отлаженный механизм: "Все решается на семейных советах, вместе с бабушками и дедушками. Но в итоге ребенок сам выбирает веру, когда вырастет. Ребенка никогда не принуждают. Но, как правило, он, повзрослев, выбирает религию той части семьи, которая его больше любит, теплее к нему относится".

С точки зрения благополучия межкультурных браков Татарстан кажется О.Маховской неким оазисом. Она отметила, что русско-татарские браки– это вообще особая область, исторически они более устойчивы. Ситуация же в Москве и, как предполагает эксперт, во многих других регионах России далека от описанной женщинами из Казани. Так, по наблюдениям психолога, межкультурные браки (этот термин кажется ей наиболее корректным для исследуемых семей) заключаются на фоне высокого уровня ксенофобии, неприятия "чужого"; скандалы, связанные с подобными браками звезд шоу-бизнеса (Орбакайте-Байсаров и др.), еще больше испортили репутацию подобных союзов. Что касается выбора вероисповедания детей, то в "стабильных" семьях этот вопрос не носит "драматического" характера. Однако "если семья идет вразнос, идет борьба за детей, в том числе – и на религиозном фронте", отметила О.Маховская.

О налаженной психологической помощи межкультурным семьям говорить вообще не приходится, а те консультанты, которые все-таки работают с такими парами, оказывают помощь "без учета этнических и конфессиональных особенностей". В целом же, межкультурные семьи "мало кому интересны в России", а "проблема огромная, она нарастает", сказала психолог. Она посетовала также на отсутствие взаимодействия психологов и священнослужителей в этом вопросе: "И мы, и священники отстаем от практики семейной жизни". Ее собственный опыт показывает, что православные священнослужители зачастую "закрыты, недоверчивы, настороженны", воспринимают психолога как "вражеского агента". Выход можно искать только на поле публичной профессиональной дискуссии, к которой О.Маховская призвала заинтересованных психологов, представителей Церкви и ислама.

"Как бы Вы напутствовали молодых людей разных вер и национальностей, которые собираются вступить в брак?" – спросили О.Маховскую. "Если ваш избранник другой национальности, это усиливает ваш собственный ресурс, обогащает вас, расширяет ваши возможности, а ваши дети вырастут в насыщенной воспитательной среде, они будут знать два языка, две культуры. Как правило, такие бикультурные дети более устойчивы в социуме, лучше адаптируются в разной среде", – ответила О.Маховская. Остается надеяться, что именно таким подходом будут руководствоваться будущие "разнокультурные" молодожены.

Источник: Благовест-инфо

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама