ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Святая русская семья

священник Феодор Людоговский :: 19 июля 2010

В этом году исполняется 10 лет со дня прославления Русской Православной Церковью царственных страстотерпцев в лике святых. Канонизация семьи последнего российского императора имела как своих горячих сторонников, так и убежденных противников. Аргументы обеих сторон известны, в большинстве своем они весомы. Прославление состоялось, акт о канонизации содержал чрезвычайно аккуратные, выверенные формулировки. За прошедшее десятилетие страсти улеглись, и теперь мы можем задаться вопросом: кто для нас святые царственные страстотерпцы?

Чтобы приблизиться к истине, будем помогать себе наводящими вопросами. Поскольку центральной фигурой здесь является глава семьи и глава России – святой царь Николай II, речь пойдет прежде всего о нем.

Был ли Николай II гениальным государем, мудрым политиком, талантливым полководцем? История свидетельствует, что такие определения вряд ли могут быть приложены к последнему нашему императору. Конечно, найдутся люди, которые будут доказывать, что продолжение внутренней политики Александра III было единственно правильным решением, что проигранная японская война – едва ли не победа и что русская революция – исключительно результат темных дел мировой закулисы... Но создается впечатление, что подобные воззрения – это подгонка решения под ответ. Царь Николай свят? Свят. Следовательно, он гениален и проч. Но должен ли, если можно так выразиться, святой быть гениальным? Является ли определяющим критерием канонизации успешность в земных делах? Если ответ – положительный, то мы, вероятно, уже не в Православной Церкви.

Был ли Николай II идеалом христианского государя? И здесь не всё так просто. Государь Николай Александрович не отвоевал у неверных Святую Землю – да и не пытался. Не может без оговорок он быть назван и послушным сыном Церкви, ибо по установлению своего пращура Петра Великого сам считался главой Православной Греко-Российской Церкви, перемещая архиереев с кафедры на кафедру по своему усмотрению. Что же касается канонизации святых в царствование Николая II, то стало уже общим местом упоминание о том противодействии, которое оказывал Синод прославлению, к примеру, преподобного Серафима Саровского. Опять не получается благостной картины.

Был ли Николай II хотя бы просто благочестивым человеком? И тут не всё очевидно. Агиографический канон требует, чтобы будущий святой с самого раннего детства являл знаки избранничества, удалялся от мирских утех, будучи ребенком, напоминал старика и т. д. Однако юношеские дневники будущего царя рисуют нам молодого человека хотя и доброго, но подчас довольно легкомысленного и поверхностного. С годами он, как и многие люди, становится мудрее. Но рядом с престолом – Распутин. А сам государь страдает страстью табакокурения. Что же делать? Если царь святой – то и Распутин достоин прославления? А если человек курит – то как он может быть святым? Неразрешимая ситуация, если запихивать живую жизнь в вычитанные из благочестивых книжек каноны.

Был ли Николай II хорошим семьянином? Несомненно. Именно в семье он черпал силы для несения своего нелегкого служения, здесь он находил утешение и нравственную поддержку. Именно в семье царь был самим собой, лучшие его качества и черты раскрывались в присутствии самых дорогих и близких ему людей. Ему не было скучно со своей женой и детьми. Напротив, тяготила его шапка Мономаха. Но управление государством он считал своим священным долгом и, сознавая собственную неприспособленность к подобной деятельности, возлагал упование на Бога, Который, конечно, не случайно поставил на царство молодого Николая, несмотря на все его несовершенства. И Господь помогал Своему помазаннику. И помогала ему его верная и любящая супруга.

Многие современники свидетельствовали, что семья императора резко выделялась на фоне ближайшего окружения. Искреннее благочестие царя и его домашних казалось ханжеством, склонность к уединению и семейному общению – чудачеством. Но венценосная чета и их дети не были детьми века сего: они делали так, как велело сердце.

Конец царской семьи, по разумению этих самых сынов века сего, был страшен: разом убиты и родители, и дети. Но мы, христиане, понимаем: эта смерть – несомненное свидетельство того, что Господь любил эту семью. И они любили Господа и друг друга – до смерти. Ибо крепка, как смерть, любовь.

С недавнего времени у нас стал культивироваться День семьи, любви и верности, приуроченный к памяти полуфольклорных Петра и Февронии Муромских. Я не ощущаю этот день как праздник. Мне вообще странны подобные идеи. Но уж если искать образ идеальной семьи – не легендарной, а такой, о которой известно практически всё, о которой хранится живая память, – то это, конечно, семья последнего русского царя. Но уже слышу возражения: "Ведь они умерли такой страшной смертью! Нам, возрождающейся России, нужен позитив (и креатив, конечно). А тут так всё мрачно! Нет-нет, нам лучше дайте Петра и Февронию – тут всяк будет волен выдумывать свою благостную картинку". Что на это ответить? Вот что.

Может быть, это страшные слова. Может быть, эти слова – на самом деле выше того, что я сам могу понести. Может быть, это всего лишь слова. Но я уверен: для любой христианской семьи такая смерть, какой Господь удостоил царскую семью, – это величайшая награда и благо ("Но сердце, как бы ты хотело, чтоб это вправду было так..."). Тот свет любви и воскресения, который был явлен в темном подвале Ипатьевского дома, – он осветил и освятил всю предыдущую жизнь царя и его близких. Это поистине драма со счастливым концом – да не покажется это кому-либо кощунством.

Как сказал поэт, "смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать". Такая смерть и такая любовь – безусловно стоят.

Если вернуться к первоначальному нашему вопросу – кто для нас святые царственные страстотерпцы? – то я бы ответил так. То возрождение России, о котором говорят уже не первое десятилетие, мы не без оснований связываем с новомучениками и исповедниками Российскими и, в частности, с царской семьей: не может быть, чтобы наши предки, предстоящие ныне престолу Божию, были бы равнодушны к судьбе потомков. Но, думается, надежды на будущность нашего отечества вряд ли стоит связывать с явлением некоего нового царя, который, по молитвам святого царя Николая и в силу собственной гениальности, сразу всё исправит и наладит. Разве что он будет подобен тому царю, который "Россию вздернул на дыбы". Нет, это самое пресловутое возрождение должно идти снизу, а именно – от семьи. И вот сейчас, когда само сохранение института семьи оказывается под вопросом, можно и нужно молиться святым царственным страстотерпцам, чтобы они дали нам – и родителям, и детям – мудрости и верности, любви и упования на Бога. А если будут у нас христианские семьи, то оздоровится и всё общество, а там и государство.

Святые царственные страстотерпцы, вразумите и укрепите нас! Аминь.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама