Вчера начался недельный визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на украинскую землю уже третий за время его патриаршества. (Читайте на стр. 2)
Прошлогодний визит патриарха Кирилла охватил почти всю Украину, но Одесса и Днепропетровск остались немного в стороне. Поэтому понятно желание одесситов тоже увидеть патриарха. Что же касается Днепропетровска, то, насколько я понимаю, здесь сыграли роль личные контакты митрополита Иринея Днепропетровского и Павлоградского и патриарха Кирилла, которые были однокурсниками. С другой стороны, Днепропетровск один из городов-миллионников, крупный промышленный центр. Посещение же Киева это, с одной стороны, знак уважения к нашей общей истории, к единой духовной купели, князю Владимиру и его крещению. С другой стороны, я вижу в этом и личный подтекст: патриарх в крещении Владимир, и для него этот день является и личным праздником.
Сейчас часто спрашивают: зачем патриарх едет на Южный машиностроительный завод в Днепропетровске. На самом деле патриарх едет не завод посмотреть, он посещает храм на территории завода. И это признание того, что новое служение, которое начало развиваться на Украине, храмы на предприятиях, шахтах и заводах необходимо и важно.
В прошлом году мы видели, что визит патриарха заставил общество, скажем так, повернуться к церковным, христианским темам. Мы ожидаем подобного и в этом году. Мы постоянно акцентируем внимание на том, что слова патриарха нужно воспринимать сквозь призму не политики, а Евангелия и церковно-святоотеческой традиции. Мне кажется, что политика это прежде всего борьба за власть. Поэтому я предпочел бы говорить не о политическом подтексте визита, а о его социальной стороне, о христианском осмыслении вызовов современности. Если патриарх приезжает на Украину и говорит о проблемах секуляризации, общества потребления, о необходимости возрождения института семьи, о защите жизни рожденных и нерожденных детей, о необходимости служения ближнему и братских отношений между людьми, народами и странами, это не политика, а социальная забота Церкви. Вряд ли патриарх может повлиять на избирательные или государственные процессы на Украине, тем более что сейчас у нас и нет никакой предвыборной кампании. Но Церковь не чужда обществу и имеет свое мнение по общественно значимым темам, и патриарх одно из главных лиц, которые формулируют церковную позицию по этим вопросам.
Уже несколько лет патриарх Кирилл говорит о концепции Русского мира, и в то же время ее активно критикуют, особенно на Украине. Мне кажется, что критики не удосужились изучить первоисточники. Кроме того, часто упускается из вида, что любая значимая концепция открывает для нас возможность обсуждать какие-то важные темы. Так и с "Русским миром": что эта концепция значит для нас или кто мы в Русском мире и в мире вообще? Где наши исторические корни? Когда украинцы отбрасывают концепцию Русского мира и само название "Русь", то этим уподобляются одному из библейских персонажей, который продал свое первородство. На самом деле Русь это мы. Киев это столица Киевской Руси. Днепр это русский Иордан. Киево-Печерская лавра колыбель
русского монашества. Даже река Рось протекает недалеко от Киева. Названия "Русь", "русский" для нас имеют свое значение, киевское.
Есть еще одно название, от которого мы уже отказались и теперь воспринимаем его с обидой, "Малороссия". Но если обратиться к этимологии слова, то мы узнаем, что слово "Малороссия" достаточно давнее, это калька с греческого "Микра Эллас" "Малая Эллада". Этим словом греки называли собственно свою родину, а "Большой Элладой" именовали греческие колонии в Южной Италии и на Сицилии. Так и слово "Малороссия" напоминание о том, что когда-то именно отсюда распространялся Русский мир, причем не только в духовном смысле, но и в плане государственном.
Я верю, что нет воли Божией на разделения между христианами. Я убежден, что в значительной степени разные точки зрения не препятствуют находиться в единой Церкви. Ведь нет реальных причин, которыми можно оправдать разделение. Единство важнее любой идеологической или политической позиции. Поэтому все зависит от нас: если мы искренне возжелаем единства, если поставим единство выше собственных мнений, амбиций или политических взглядов, то ничто не помешает его обрести.
Источник: Невское время