ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Протоиерей Александр Салтыков направил открытое письмо мэру Москвы Ю.М. Лужкову касательно Дома дьякона

16 августа 2010

Открытое письмо

Многоуважаемый Юрий Михайлович!

Благодарим Вас за активное участие в разрешении

затянувшегося спора о границах земельного участка, на котором расположен памятник федерального значения – храма Воскресения Христова в Кадашах. Под Вашим оперативным контролем недавно были утверждены научно обоснованные границы территории нашего выдающегося архитектурного шедевра, хотя еще в апреле 2010 г. рассматривалось предложение об уменьшении территории памятника.

Данное событие вызвало большое удовлетворение не только у прихода храма, но и у культурной общественности нашего города, озабоченной состоянием нашего культурного наследия.

Всем хорошо известно Ваше деятельное участие в православном храмоздательстве и восстановлении церквей, как и других памятников. Православный мир помнит о Вашем судьбоносном решении о восстановлении храма Христа Спасителя. Мы надеемся, что Ваше внимание к Кадашевскому храму также поможет завершить наши усилия по сохранению и восстановлению как храма, так и его исторической среды во имя Божие.

Все культурные страны прилагают значительные усилия в сохранении своего исторического наследия. Нельзя не заметить, что кроме общеисторического значения, подобные объекты оказывают влияние на развитие туристической инфраструктуры города.

Одним из таких объектов в охранной зоне Кадашевского храма и в непосредственном примыкании к его территории, является "Дом дьякона". Это двухэтажное здание начала ХIХ века, которое его последний владелец – купец Павел Пирогов – завещал приходу на вечное поминовение, и с конца ХIХ века оно неразрывно связано единой исторической судьбой с нашим храмом.

Здание внесено в дополнительный список памятников, и вместе с тем оно имеет уникальное религиозное значение для православных христиан: это единственный в Москве (и вероятно, во всей России) дом, в народном наименовании которого исторически закрепилось уважительное отношение православных людей к церковной иерархии, начиная с ее первой ступени – дьяконского чина. Даже само место со двором, где находится дом, называлось "Дьяконовка". И именно с этим наименованием – "Дом дьякона" – патриарх Алексий II поставил вопрос о его возвращении Церкви в письме к Вам еще в 1992 году.

Уважаемый Юрий Михайлович, позвольте уверить Вас, что "Дом дьякона" как и другие старые здания охранной зоны храма вовсе не являются ничтожными руинами, портящими вид города, как Вас пытаются убедить, возможно, не вполне подготовленные люди.

Согласно Пункту 1 статьи 3 Закона об объектах культурного наследия к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся "объекты недвижимого имущества ... представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры". Разве не ясно, что именно как несомненный свидетель своей эпохи, как памятник градостроительства в Кадашевской слободе, как памятник развития социально-культурных отношений общества и Церкви "Дом дьякона" ценен для нас и наших потомков?

При таких обстоятельствах мы были разочарованы, узнав, что вместо передачи Русской Православной Церкви "Дом дьякона" оказался в черте застройки коммерческого центра. К сожалению, значительная часть этой исторической зоны уже безвозвратно снесена, и здесь приходится усматривать причины, выходящие за рамки хозяйственных интересов. Но неопровержим тот факт, что никакие коммерческие выгоды не могут являться оправданием для уничтожения культурных и исторических памятников России.

Приход храма вместе с общественностью отстаивает неприкосновенность и целостность исторической охранной зоны Кадашевского храма, в том числе и "Дом дьякона".

Со стороны коммерческой структуры – ООО "Торгпродуктсервис", осуществляющей застройку, звучат агрессивные, антицерковные высказывая, сопровождаемые действиями, направленными на разжигание религиозной вражды. Мы, к сожалению, имеем основания считать, что "инвестор" пользуется содействием городских властей в умышленном уничтожении православного памятника, что воспринимается как недружественный акт в отношении всей Православной Церкви.

Мы неоднократно требовали сохранения здания, как исторического памятника, составляющего часть комплекса храма и Кадашевской слободы и находящегося на охранной зоне церкви. Мы указывали и на его общее культурно-историческое значение, и на его особое значение для прихода, как здания, переданного на вечное поминовение в соответствии с верой и традициями православных христиан. Это хорошо известно "инвестору". "Инвестору" предлагалось осуществить замену участка на равноценный в другой части города, а также, в самое последнее время, предлагалось выкупить здание через Правительство Москвы. Наши предложения не были приняты. Свои намерения "инвестор" упорно и последовательно осуществляет, несмотря на немалые затраты на пробивание заведомо незаконных согласований, несмотря на то, что ему пришлось, все же, отказаться от своих крайних намерений по застройке храма 6-ти и 8-ми-этажными зданиями. Еще в советское время подобные обстройки храмов определялись, как "моральное убийство", которое преднамеренно совершалось в тех случаях, когда власти не могли физически уничтожить тот или иной храм.

Первый натиск на "Дом дьякона" с целью его ликвидации не случайно был осуществлен 4 декабря 2003 года: это день одного из важнейших праздников Православной Церкви – Введения во храм Пресвятой Богородицы. Тогда остановить полное уничтожение здания удалось только чудом. Но с тех пор "инвестор" систематически совершает действия по незаконному уничтожению строения по схеме: начинается уничтожение дома, через несколько дней выходит запрещающее постановление, снос прекращается; затем, через некоторое время вновь начинается снос, вновь выходит запрещающее постановление, снос останавливается и т.д. На последнем этапе в июне сего года уже никаких запрещающих постановлений не было, и остатки "Дома дьякона" защитила московская общественность, единодушно выступившая против незаконного строительства. Тем не менее, в настоящее время приходу стало известно, что "инвестор" намерен довести дело уничтожения здания "Дома дьякона", как и всей окружающей храм исторической среды, до конца.

Поэтапный снос "Дома дьякона" является настойчивым, целенаправленным уничтожением православного религиозного символа и сознательным оскорблением религиозных чувств православных христиан. Нас это не удивляет: небывалое в истории 70-летнее господство воинствующего атеизма, установленного в России Лениным, не прошло бесследно. Имеется и сейчас немало лиц, так же ненавидящих Православную Церковь и по-прежнему напрасно мечтающих о Ее исчезновении.

Вы, несомненно, согласитесь, что гонение на Православие в советский период принесло неисчислимые бедствия и утраты для нашего народа и для государства: это, прежде всего, развал моральных устоев, прямо изменяющий состояние разума. Упадок морали повлек и демографический провал, и культурную деградацию, и распад страны и прочее. Вот и душащие нас пожары в немалой степени вызваны легкомысленно недоработанной эксплуатацией торфяных болот "покорителями природы" несколько десятилетий назад. Многие (хотя и не все) это поняли. Поэтому поклонники ленинско-сталинской советской антирелигиозной политики в России и в СНГ не имеют возможности в настоящее время осуществлять массовое уничтожение православных храмов и учреждений Церкви, но они нередко пытаются всеми доступными им явными и неявными способами ослабить и унизить Православную Церковь. Не зная ни Православия, ни русской истории, некоторые публично заявляют, вполне в духе 20-80-х г.г. ХХ века, что само принятие Православия для России было, ни много, ни мало, "величайшей трагедией" (В.Познер в интервью курганскому журналу). Такие заявления – прямая клевета на Православную Церковь. Но очевидно, в прямой связи с подобными заявлениями стоит и стремление уничтожить "Дом дьякона". Это намерение расценивается нами как одно из пробных знаковых действий, от успеха которых зависит последующий рост натиска на Православие, начиная с православной культуры. Откровенный вандализм разрушительных акций в Кадашах (и не только здесь), немыслимый ни в одной европейской стране и порождающий вражду и разделение в обществе, достаточно свидетельствует о той "пользе" для общества, которую следует ожидать от подобных "инвесторов", "спасающих" Россию от Православия, в дальнейшем.

Мы категорически протестуем и будем возражать против любых антихристианских выступлений в какой бы то ни было форме и требуем уважения к нашим религиозным убеждениям.

Во исполнение Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О свободе слова и религиозных объединениях", Закона Российской Федерации "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", мы просим Вас остановить уничтожение "Дома дьякона", обязать ООО "Торгпродуктсервис за свой счет восстановить "Дома дьякона" в своем историческом виде и передать его приходу для использования в церковных целях.

Я уверен, досточтимый Юрий Михайлович, что Вы с полным пониманием отнесетесь к назревшей серьезной проблеме и разрешите ее в интересах толерантного сотрудничества Церкви, культурного сообщества и возглавляемой Вами администрации нашего города.

С искренними пожеланиями помощи Божией во всех благих делах,

Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах

Протоиерей Александр Салтыков

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама