Все мы привычно считаем, что при выборе будущей профессии человек чаще всего руководствуется либо рациональными соображениями и тогда выбирает востребованную на рынке труда профессию, либо наличием таланта в той или иной сфере деятельности, либо, наконец, продолжает семейные профессиональные традиции. Но как человек принимает решение о том, чтобы посвятить свою жизнь служению Богу и людям? Почему из всего многообразия учебных заведений он вдруг выбирает духовную семинарию? Свою историю нам рассказал Денис Лавров, воспитанник 3-го курса Саратовской духовной семинарии.
Первый шаг
У нас была самая обычная семья – папа, мама, я и еще два моих сводных брата. Детство мое прошло в Ленинском районе нашего города. Я рос спокойным, тихим мальчиком, сорванцом не был. Но при этом в школе учился не особенно прилежно: самые частые оценки были тройки и четверки. А в церковь впервые меня привела бабушка. Это был храм во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого в поселке Поливановка. Меня поразила тогда какая-то особенная атмосфера, сложившаяся на приходе (тогда еще службы проходили в приспособленном помещении), ощущение великой тайны богослужения, приветливость священника и его глаза, полные знания чего-то такого особенного, чего я ребенком понять совсем не мог.
И однажды, когда мне было уже лет 14, после службы я подошел к батюшке и спросил, не нужна ли помощь. Он поинтересовался: "А какого плана?". Я к тому времени уже много читал и знал, что могу помогать на богослужении в качестве пономаря. Поэтому так и сказал: "Хочу пономарить!". Священник, отец Сергий Лобанов согласился принять мою помощь, но не сразу благословил меня входить в алтарь. Это разрешение я получил только через месяц, когда батюшка убедился, что мое желание не блажь, и я действительно стараюсь от всего сердца.
Я ходил в церковь всегда, как только появлялось свободное время, чаще всего в пятницу, субботу и воскресенье. Старался посещать все службы, присутствовал на требах, ездил с батюшкой на освящение квартир, крестить детей. Мне было приятно, что я причастен к святому действу: где-то чашу со святой водой подержу, где-то подам что. Родители всячески приветствовали мою заинтересованность, но сами в храм ходили нечасто: им было, как и многим другим людям, некогда. Кстати, в роду у нас уже были священнослужители по материнской линии, один из них даже служил в сане епископа.
Я пономарил четыре года и твердо решил стать священником. Могу сказать, что отец Сергий, скромный, но в то же время очень открытый и общительный человек, стал для меня примером. И когда однажды к нам на Великое освящение храма приехал Владыка Лонгин, батюшка сказал ему, что молодой служитель при храме хочет стать семинаристом. Владыка тогда ответил, что даст благословение после того как я закончу профессиональное училище (в то время я учился на втором курсе ПУ) и освою какую-либо светскую профессию.
"Да, я готов служить в селе"
В училище время пролетело быстро. Ребята ко мне хорошо относились, никто не смеялся над будущими планами поступить в семинарию. Наоборот, у них было много вопросов о духовной жизни. Шутки, конечно, тоже были, но это нормально, невоцерковленные люди могут себе позволить шутить. Но меня это никогда не обижало.
Окончив учебу, я получил профессию автомеханика и сразу после училища приступил к подготовке к экзаменам в семинарию. Требуется знание молитв, правил Вселенских соборов, умение читать на старославянском языке, и, как при поступлении в любой вуз, абитуриенты в семинарии пишут сочинение. Мое служение в церкви стало для меня хорошей подмогой в освоении необходимого материала, а если возникали вопросы, то я всегда подходил к отцу Сергию и просил его помочь мне разобраться. От батюшки я получил и необходимую рекомендацию для поступления.
В итоге я, как и хотел, стал семинаристом. Впереди, конечно, еще много всего неизведанного, что предстоит освоить в процессе обучения. Но меня уже сейчас спрашивают, готов ли я поехать по распределению в какое-нибудь дальнее село Саратовской области, служить там. Скажу даже больше: я был бы рад. Это гораздо лучше, чем в городе. В селе можно иметь свой огород, держать скотину, каждый день наслаждаться природой, чистым свежим воздухом. И еще у меня есть мечта: восстановить какой-нибудь разрушенный храм... В нашей области таких очень много.
Учиться в семинарии не скажу, что очень трудно, но и не легко. Скорее, очень интересно: мы изучаем и богословские, и светские дисциплины, объем информации очень большой. Живем все – и саратовцы, и приезжие – в общежитии. В выходные гуляем с друзьями, навещаем родителей, совершаем паломнические поездки: в последний раз, например, были в Дивеево. Я много читаю и духовную, и классическую литературу. Сейчас очень увлечен Чеховым. Если вы хотите спросить про развлечения вроде пойти в ночной клуб и т.д., сразу скажу: мне это неинтересно. Я не пью и не курю и не считаю это чем-то необычным в современном мире. Наоборот, так и должно быть.
По-другому быть не может
На женитьбу Владыка благословляет не раньше четвертого курса. У меня сейчас есть подруга, но пока трудно сказать, как отношения между нами будут складываться дальше. Матушку нужно очень серьезно выбирать. Быть женой священника – сложная работа. И девушка должна заранее осознавать, какие тяготы ее ждут. Вместе с любимым мужем их могут послать на служение в далекую деревню, где практически нет людей, и поначалу бывает очень сложно, так, что в доме порой и есть нечего. И потом не стоит забывать, что семьи священников, как правило, многодетные. А дети – это и большое счастье, и большой труд. Матушке не к лицу вульгарность, страсть к развлечениям. Она должна служить примером для других и быть правой рукой батюшки.
Некоторые девушки имеют неверное представление о семейной жизни со священнослужителем, порой думают, что выйти замуж за священника – это значит жить и ни в чем себе не отказывать, как сыр в масле кататься. Но это неправда. Вся жизнь семьи священника зависит от прихода, от пожертвований людей. Не каждая девушка, столкнувшись с реалиями жизни священнической семьи, способна эти реалии принять. Но развод в семье священнослужителя – дело тоже недопустимое, под вопросом оказывается его последующее служение. И дальнейшую судьбу священника в случае развода решает епископ – благословить его на продолжение священнического служения или нет... Вот в этом случае, наверное, и оказываются кстати полученные до семинарии светские профессии.
Есть воспитанники семинарии, которые выбирают для себя монашество. Как возникает этот выбор, невозможно объяснить, это можно назвать только Божьим Промыслом. Святые отцы советуют: если в тебе возникло благочестивое желание стать монахом, то подожди три года. Если оно не исчезло – значит такова воля Божья. Так молодые ребята становятся послушниками, затем монахами и молятся за всех нас, борются с искушениями, которых очень много. Соблазнов в современном мире – изобилие. Но мы должны стремиться не грешить даже в мыслях.
Почему молодые люди выбирают учебу в семинарии? Сложно ответить. Здесь не получится откосить от армии, и духовное образование – не трамплин для будущих огромных заработков. Те, кто собираются поступать в духовную семинарию, должны заранее быть предупреждены обо всех трудностях, быть готовыми к смирению, послушанию, жесткому графику и внутренней борьбе с искушениями. Ведь невозможно сразу отрешиться от всего, к чему человек привык в своей жизни до семинарии. Можно только сказать, что в истинные священнослужители людей призывает Господь. А если ты пошел не по своему пути, тебе чужд сделанный когда-то выбор, то душа обязательно подскажет об этом. Я себя чувствую в семинарии как рыба в воде, это моя родная стихия. Я понимаю, что быть священником – мое призвание, и я сейчас нахожусь на своем месте. Для меня жить – это Господу служить, по-другому быть просто не может.
Источник: Православие и современность