ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Время ответа

Елена Тростникова :: 20 августа 2010

Жили-были мы... Мы с вами, читатель, не знающие друг друга, мы и те кто вокруг нас.

Жили-были мы – и продолжаем жить – среди очень многих грехов и неправды, среди многой несправедливости и бед. Так многих, что невозможно не только ответить на все это, но и осознавать. Мир во зле лежит, – это еще Спаситель сказал. Лежит, а мы в нем приспосабливаемся: отчасти к самому этому лежащему во зле миру, отчасти к требованиям воспаленной совести. Приспосабливаемся, чтобы выжить, к разобщенности власти и общества, к неприкрытому воровству тех, кто на верхушке (уже и воровством-то это никто не называет – слишком старомодно и мелко звучит слово), к смерти здравоохранения, ко всеобщему равнодушию, к мысли о вымирании России, – и, может быть, главное, – к самому отсутствию этого гражданского общества, о котором говорят вокруг и которое никто на вкус не пробовал и не знает, какое оно и где его взять.

Когда пала великая жара и сушь – в основном на центральные области России, – многие смеялись над "москвичами" и возмущались ими (да и до сих пор кто-то возмущается): вот, прижало вас, и вы запищали, а что творится по всей России, вам и знать не хотелось, и не хочется!

Удивительно, ведь немало людей, кто до сих пор так думают, хотя беда давно уже приняла очертания не только всероссийские, но и планетарные. Но у нас так: мы или не хотим видеть беды (это тоже способ приспособления), или впадаем в черное отчаяние.

А ведь пришло то, что издавна называлось "посещением Божиим", и то, что оно опалило своим дыханием Москву, окутало наш город – это знамение и... и милость Божия к нам всем. Да, страшная милость – в моем родном городе резко возросла смертность, тяжелейшим образом обостряются заболевания людей, даже собаки и кошки погибают от инфарктов и инсультов, так что ветеринары дивятся, – но воистину милость, потому что, не коснись этот огненный язык своим краешком Москвы, мы бы так и не заметили бы ничего – правда ваша, смеющиеся над нами с окраин, да только "мы" это включает всех нас, всё Отечество.

p7

http://l-i-t-a.livejournal.com/

Помню это чувство мучительной неловкости и неразрешимого стыда месяц назад, когда это было "просто" жарой, но уже обрисовывалось беспрецендентное бедствие с возможностью глобальной катастрофы... Мне и моим родным тяжело и плохо, дочка никак не оправится от малого теплового удара, – но в квартире из крана по-прежнему идет вода, годная (при фильтрации) для питья, над головой у нас крыша, мы успели купить вентилятор, а то, что "великая сушь" уже погубила урожай – "траву скотом и злак на службу человекам" – грозит нам не голодом, а лишь повышением цен в будущем: ну, закупят продукты в Аргентине или Голландии, и мы будем "пить, есть и веселиться" – и жаловаться, конечно...

Подлое чувство, потому что душа уже хорошо знала, что это именно посещение Божие, что от нее требуется ответ, – и что все ее попытки ответа несостоятельны, неверны... Мучишься, а не находишь. Надо молиться – а не умеешь, надо что-то делать – а делать ничего не можешь, и, главное, чувствуешь свою внутреннюю слепоту и невозможность честно заглянуть в себя, – а от тебя-то требуется прежде всего это! Не "партия и правительство", не климатологи и экологи, не организации, включая "организацию всенародного покаяния" должны ответить на это посещение – а ты сам, ведь оно обращено и к тебе!..

...Мы живем, под собою не чуя страны...

И вдруг мы страну под собой – почуяли. Ту, горящую почву.

Пусть много людей "пьет и веселится", потому что у них не горит и над ними не капает. Я не о телевидении и СМИ говорю, – если по ним судить, так происходящее в Румынии или Зимбабве, очередной бойфренд какой-нибудь звезды или спортивные страсти существеннее этих пожаров, которых почти как бы и нет... Я – о людях, которые не ощущают эту горящую, раскаленную почву родины под ногами. Многие просто не знают (даже если горит совсем недалеко), видят примерно ту же картинку, что в телевизоре... И, как я понимаю, тех, до кого еще не дошло, не докатилось, а может и не докатится – большинство, в натуральном исчислении.

Но удивительно другое – что очень, очень много людей вдруг, внезапно оказалось готовыми к ответу.

Не стоит в который раз описывать то, что все знают – как сперва на призыв юной девушки потянулись люди с вещевой помощью в подъезд московского дома, как днем и ночью одни помогали там сортировать приносимое, другие развозили по местам размещения погорельцев; как, мгновенно разросшись, дело помощи перестало умещаться в этом большом подъезде и переместилось в Синодальный отдел по благотворительности – не потому, что сверху скомандовали, а потому, что Церковь оказалась готова реально принять и разместить эту живую деятельность, не подминая ее под себя, под свою этикетку. "Я не очень хорошо отношусь к церкви вообще, и к РПЦ в частности, – написал в своем блоге один из добровольцев. – Но, к сожалению, РПЦ и ее социальные службы на настоящий момент чуть ли не единственная из известных общественных и государственных организаций нашей великой страны, которая централизованно оказывает хоть какую-то помощь не только оставшимся без жилья пострадавшим, но и пожарным, а также пожарным добровольцам".

Во дворе у храма преподобного Сергия, на выжженной и вытоптанной траве, пересекаются пути священников и убежденных атеистов, сюда приезжают роскошные иномарки и приходят ветхие старушки, здесь для постороннего взгляда – настоящий муравейник, в котором по непонятным и хаотичным с виду траекториям среди невероятного количества вещей перемещаются и подобно муравьям "обнюхиваются" люди; а ведь отсюда едут туда, где сгорело, чтобы отвезти помощь, и туда, где горит, чтобы помогать в тушении и тоже отвезти нужное. И уже очень давно оказалось, что нужны не только вода и еда (причем не только погорельцам, но и тем, кто пожары тушит, включая солдат и даже МЧСовцев!), но и – сперва респираторы, а потом и лопаты, пожарные рукава, мотопомпы, ранцевые опрыскиватели, – и всё это стали покупать, доставать, привозить, отвозить. Но главное, люди едут эти пожары тушить – едут те, у кого не горит и над кем не капает, кто не проходил "курса молодого бойца" по тушению пожаров и борьбе с природными катастрофами, едут в свои выходные или берут отпуск или отгул. Едут, рискуя жизнью (вот уже и первые жертвы среди добровольцев); не за порцией адреналина едут, а потому, что чувствуют себя людьми и не могут иначе.

Огонь пожаров как рентгеном высветил многое, что мы привычно уже не замечали (как лягушка не замечает предмет, пока он не движется) – разобщенность властей и народа, бессилие ведомств и официальных структур, развал лесного хозяйства и пожарного дела; человеческое безумие и бессердечие тоже высветились этой народной бедой. Но главное, высветилось ничтожество всего этого ненастоящего, – например, попыток партий, группировок, ведомств "натянуть одеяло на себя" и представиться спасителями России. Сейчас ничего не спрячешь, всё как на ладони. Но, с едким и справедливым сарказмом отзываясь о руководстве и организации тех ведомств, которые должны были бы спасать нашу страну "по определению", люди борются не с ними, не с "неправильной властью", а с огнем и с самой народной бедой; борются вместе, стремятся и находят средства согласовать свои усилия, потому что иначе как вместе беду не осилить.

Рассказав о том, что известно и без меня, упомяну и другие, помимо Синодального отдела, очаги подлинно народной самоорганизации помощи – "Справедливая помощь" доктора Лизы Глинки, блог Игоря Черского (и вообще блог pozar_ru). Стоит – раз уж есть у вас выход в интернет – следить вживую за этой хроникой, со всеми ее сбоями и ошибками, с трагедиями...

Вот тот единственный риторический вопрос, ради которого я конспективно повторила общеизвестное: разве это – не гражданское общество?

Да, мы так устроены: нас сплачивает беда. В эти дни вспоминается война 1812 года с ее партизанским движением, – именно она, а не другая Отечественная война, хотя бы потому, что Первая Отечественная была полнее осмыслена русской мыслью. Несомненно, что русской общество вошло в войну 1812 года одним и вышло из нее совершенно иным (и об этом в частности – великая эпопея Толстого). До 1812 года были подданные государя, а граждане России появились именно в огне той войны – в пережитой и побежденной народной беде.

Погаснут пожары, но те, кто обнаружил и почувствовал, что горит его родина, кто ощутил происходящее как своё – не останутся чужими тем, кто лишился крова и имущества. Компенсации и показательные акции государства по помощи погорельцам нас не успокоят, потому что без человеческого внимания и понимания, без этого общего дела крупноячеистый государственный невод захватит только "показательные" села и семьи, а множество пострадавших не удостоится статуса погорельца и с ним соответствующих льгот. Да и... за зимой снова придет лето, и нам уже обещано, что столь же жаркое и засушливое; нам надо готовить свою страну к встрече этого нового лета, нам надо быть готовыми жить дальше – здесь, в России, и верить в жизнь.

Вот, собственно, и весь ответ – очень простой и очень трудно дающийся. Не "Ты записался добровольцем?!", а просто: живешь ли ты в этом и какое место занимает народная беда в точке твоего сердца. Именно этого ответа ждут от нас, и в нем равны прекрасные парни и удивительные женщины, которые едут на собственных машинах с купленными на собственные средства лопатами и пожарными рукавами в точки огня и дыма, и моя пожилая и небогатая подруга, которая лежит с переломом шейки бедра у себя дома и ничем не участвует во всенародных акциях помощи. Она так же живет этим, и она стала другой, а это – главное.

А в интернете – без которого ничего бы не получилось, без которого люди не смогли бы перекликнуться, согласоваться, понять, что и где происходит, – один человек завел себе Живой Журнал и сказал: "Люди! Наши леса сгорели! Надо начать сажать новые. Давайте сажать леса! Я вас научу".

Братья и сестры! Давайте встретимся – по лицу нашей родной, великой страны – на посадках лесов.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама