Вот уже много лет я являюсь певчей храма в честь иконы Божией Матери "В скорбех и печалех Утешение" при областной больнице в Смирновском ущелье города Саратова. Храм наш домовый, расположен прямо в здании больницы; службы в нем совершаются по воскресным и праздничным дням. Расписание богослужений подстроено под график работы медицинского учреждения: вечерняя служба начинается в три часа дня. Литургия в будний день в полвосьмого, чтобы люди успели на обход и процедуры. Да и внутренняя жизнь прихода имеет ряд характерных отличий.
Среди прихожан есть и жители микрорайона, и пациенты больницы. Та часть прихода, которую составляют больные, постоянно меняется: одни поступают на лечение, другие выписываются. Сколько людей прошло перед моими глазами за все это время! Храм у нас маленький, все видны как на ладони. Обнаженная боль, отчаянная надежда на лицах одних, растерянность, недоумение владеют другими... Оказавшись в больнице, люди выпадают из круга своих обычных забот, бесконечной беготни по делам, привычных развлечений наступает время вглядеться в себя и вспомнить о Боге. Для многих это единственный шанс приобщиться к жизни Церкви, ведь сюда попадают в основном жители сел и деревень, где, возможно, никогда не было ни храма, ни часовни. Люди переступают порог храма, неловко ставят свечи, а потом уходят... или остаются.
Это чтобы причаститься, еще исповедоваться надо? спрашивает меня немолодая женщина недовольно. Объясняю ей, как и что. Она воспринимает исповедь как не очень приятную, но необходимую процедуру. Берет листок, записывает свои грехи, чтобы не забыть; уточняет, является ли грехом такой-то и такой-то ее поступок. Словом, настрой у нее деловой. На исповеди батюшка говорит с этой женщиной строго, и по ее лицу видно, что она не всегда согласна с его замечаниями, и кажется, что вот-вот уйдет. Однако на следующей неделе она снова на службе, и снова исповедуется.
Помню еще один случай. Старенькая бабушка, глядя на икону Иисуса Христа, поворачивается ко мне:
Николай Чудотворец?
Нет, Спаситель, отвечаю я.
А кто это?
У иконы Божией Матери она задает тот же вопрос: "А это кто?".
Другая женщина убеждала меня, что Николай Угодник и Николай Чудотворец это разные святые. Все мои попытки разуверить ее не увенчались успехом. Она желала во что бы то ни стало найти икону именно Николая Угодника.
Но все же больше тех, кто, искренне скорбя о своей религиозной безграмотности, внимает каждому слову священника, с трепетом и благодарностью приступает к Таинствам, это видно по их лицам.
Для тех, кто уже воцерковлен, храм при больнице также является огромным утешением.
Меня положили в больницу на операцию, я нервничала, очень переживала, рассказывает Любовь Владимировна, прихожанка храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы города Саратова. Спустилась на нижний этаж и вдруг обнаружила храм. Вошла, приложилась к иконам, помолилась. И хотя Литургия уже к этому времени закончилась, на душе стало радостно и спокойно. Это очень поддержало меня.
Помню, однажды на службу девушка привезла в инвалидной коляске пожилого мужчину. Болезнь просто иссушила его: бледный, очень-очень худой и такой слабый, что сам не мог даже поднять руки. Мужчина выглядел отрешенным, будто не понимал, что вокруг происходит. Девушка поправляла одеяло, которым были покрыты его ноги, поминутно проверяла, удобно ли ему сидеть, с любовью гладила его по голове. Она плакала и горячо, даже отчаянно, молилась. В эту молитву девушка вкладывала всю свою и его боль, свою и его надежду. Молилась молча, но казалось, что можно услышать этот ее крик к Богу. Когда они уходили, я с удивлением услышала, как девушка обратилась к мужчине по имени-отчеству – до того момента я была уверена, что это ее отец.
Был и такой случай: у пожилой пациентки, страдающей сахарным диабетом, начиналось воспаление почки. Врачи предупредили родственников, что бабушка умирает. Она всю жизнь ходила в церковь, никогда не скрывала свою веру. Поэтому и сейчас, несмотря на тяжелейший токсикоз, пригласила священника, чтобы собороваться, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Они с батюшкой много молились, и, к удивлению и радости всех, бабушка выписалась домой. А по всем медицинским канонам ей оставалось жить не более двух суток.
Пастырское служение в больничном храме, как и его приходская жизнь, тоже имеет свои особенности. Иерей Анатолий Мельников и иерей Павел Усов, которые в разное время были настоятелями храма "В скорбех и печалех Утешение", говорят, что основная сложность для священника, служащего при больнице, это постоянная смена прихожан. Невозможно бывает оценить, насколько глубоко укоренилось в сердце того или иного человека сказанное ему на исповеди или в проповеди слово. Невозможно бывает оградить его и от тех опасностей, которые встретятся при становлении и формировании его жизни в Церкви. С каким количеством заблуждений, суеверий и непониманий приходится здесь столкнуться священнику! Но для того, чтобы дать человеку ответы на волнующие его вопросы, у священника порой бывает лишь одна исповедь, или одна беседа, или одна проповедь.
Сложность священнического служения в больничном храме состоит еще и в том, что люди, приходящие сюда, страдают от сильной физической боли, говорит иерей Андрей Евстигнеев, нынешний настоятель храма. В таком состоянии у них часто возникает ропот, который выражается фразой: "Почему меня Бог наказал болезнью?". И очень трудно бывает человеку объяснить, что Бог не наказывает, Он Милосердие и Любовь. Как правило, мы сами, своим образом жизни, своими страстями доводим себя до болезни. И правильнее задаваться вопросом: "Зачем мне дано это пережить?". Некоторые вообще никогда в своей жизни не задумывались о Боге. Я всегда совершаю каждение в вестибюле рядом со входом в храм это тоже своего рода проповедь. Пусть люди увидят, что вот рядом есть церковь, куда можно прийти и обратиться со своими проблемами. Показателен опыт Москвы, где в больницах работают выпускницы знаменитого Свято-Дмитриевского училища сестер милосердия. С одной стороны, это медицинские сестры, но с другой стороны, они выполняют еще, может быть, более важную работу: являются профессиональными катехизаторами, которые могут подготовить человека к встрече со священником.
Сейчас, слава Богу, желающие имеют возможность приглашать священника к больному в палату для беседы, для совершения Таинств. Но, к сожалению, это не распространяется на отделения реанимации. Здесь, как правило, руководство больниц отвечает категоричным отказом.
Когда мой отец лежал в реанимации одной из саратовских больниц, мы хотели пригласить к нему священника, делится со мной Марина, прихожанка храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали" города Саратова. Но этого не разрешили, объяснив, что в реанимацию никого нельзя пускать из соображений стерильности хотя потом выяснилось, что в платные палаты реанимационного отделения родственников все же пускают.
Сами священники тоже говорят о существовании проблемы с посещением больных в реанимации. Я интересуюсь у отца Андрея, каким он видит выход из этой ситуации?
Очень большое значение имеет настрой медицинского персонала, отвечает он. Если в коллективе есть хотя бы два-три верующих воцерковленных человека, то постепенно даже настроенные против Церкви коллеги, как правило, начинают более спокойно относиться к вопросам религии и, по меньшей мере, перестают препятствовать тому, что священник пойдет к пациентам в палаты или даже в реанимацию.
Существование храма при больнице дает шанс открыть людям правильное понимание ниспосланной каждому из них болезни, ее христианское осознание. Священнику приходится, иногда довольно болезненно, разрушать многочисленные иллюзии, напоминать человеку о смерти, которой никто не может избежать. Это необходимо, чтобы убедить его обратиться, наконец, мысленным взором внутрь себя, увериться в безграничной любви Господа, Который не дает человеку духовно погибнуть в его благополучии и хочет через ниспослание болезни достучаться до сердца. Ведь когда просим исцеления, мы должны понимать, для чего. Для продолжения беспечной жизни, где Бог забыт и не нужен нам, или для обретения сил и крепости в деле служения ближним, в деле приготовления себя к вечности с Богом? Болезнь, как некая критическая точка, заставляет искать правильный вектор дальнейшего движения по жизни, и в этом как раз может помочь больничный храм.
Источник: Православие и современность