Православные священнослужители считают опасным наметившийся в российском обществе рост симпатий к Сталину. По их мнению, такая тенденция обусловлена как историческими причинами, так и упущениями нынешних властей страны в борьбе с коррупцией.
В воскресенье, 22 августа в Москве у Соловецкого камня прошло молитвенное стояние, связанное с тем, что в нынешнем году исполняется 90 лет с тех пор, как по решению Архангельского губисполкома 26 мая 1920 года на Соловках был учрежден первый концлагерь губернского подчинения предшественник печально знаменитого Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН).
За последние годы духовенство различных конфессий неоднократно выступало с заявлениями, осуждающими сталинские репрессии, однако в российском обществе параллельно возникла некоторая мода на Сталина. Во всяком случае, критиковать Сталина и муссировать тему репрессий считается непатриотичным.
В чем причина возросших симпатий общества к Сталину? Кажется ли вам опасной эта тенденция и удастся ли ее переломить? С такими вопросами Regions.Ru обратились к священнослужителям.
протоиерей Борис Даниленко
Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко считает опасной наметившуюся тенденцию роста симпатий российского общества к Сталину.
"Безусловно, это очень опасная тенденция", заявил он. По его словам, такое отношение к сталинизму является следствием нежелания людей понять, "что у нас полстраны были жертвами, а вторая половина – истязателями этих жертв". "Когда, с одной стороны, человек не испытывает боли за своих близких, которые погибли в Гулаге, а, с другой стороны, не испытывает боли и сожаления за своих близких, которые в Гулаге служили, то, значит, он живет в вымышленном мире, не опирается на реальные события в истории его семьи и его Родины", пояснил священник.
"Каждый год после Пасхи мы собираемся на Бутовском полигоне, чтобы помянуть расстрелянных там священников. Теперь этот полигон принадлежит МВД. И мне там порой становится страшно. Видя лица молодых ребят в милицейской форме, офицеров, которые ведут себя достаточно нагло, без тени смущения за то, что здесь происходило, я уверен, что если им и сейчас отдадут приказ расстреливать священников, они за редким исключением выполнят его без каких-либо вопросов также, как выполняли и в 37-м", рассказал отец Борис. "Основная масса (именно это слово я хочу здесь употребить) будет такой же "законопослушной", как и в те времена. Люди теряют связь с реальностью, перестают ощущать свою собственную боль, не реагируют как должно на аномалию. А сталинизм – это аномалия. И это не времена Нерона, а наше совсем недавнее прошлое", пояснил он.
По словам священника, "выходить из этой ситуации можно только посредством собственного подвига: покаянием, плачем, осознанием греховности своей и своих предков". "Ведь то, что случилось с Россией, несомненно, случилось по грехам нашим", заключил отец Борис.
протоиерей Димитрий Смирнов
Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов считает симпатии части общества к Сталину временным явлением.
"Мне кажется, со временем эта тенденция сойдет на нет", сказал он. Признав, что в России немало еще приверженцев Сталина, священник напомнил о том, что и в Германии до сих пор есть приверженцы Гитлера, особенно среди молодежи. По его мнению. это один из способов эпатировать публику, привлечь к себе внимание для людей, которые не приемлют то, что происходит в стране. "Но если бы кто-нибудь из них пожил какое-то время на тогдашних Соловках, он сразу исцелился бы от этой любви к тирану", уверен отец Димитрий.
Священник считает, что "для кого-то этот пафос, это чувство сродни религиозному", и переубедить таких людей будет "очень трудно". "Но просветительскую и разъяснительную работу вести необходимо, особенно среди молодежи. Чем меньше у нас будет сталинистов, тем лучше для духовного здоровья нации. Потому что подобная любовь к человеку есть не что иное, как особый род душевной болезни", заключил протоиерей Димитрий Смирнов.
иеромонах Макарий (Маркиш)
Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш), известный православный публицист и миссионер, один из авторов "Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека" считает, что в России нет значимой тенденции роста симпатий к Сталину.
"Я считаю, что неправильно думать, будто стало немодным вспоминать о репрессиях и страданиях русского народа. Мне редко приходится смотреть телевизор, но когда я его включаю, то вижу, что по многим каналам идут передачи, касающиеся истории России в ХХ в., о новомучениках в церковном и нецерковном контекстах", рассказал он.
"Отхода от исторической памяти я не наблюдаю, за исключением каких-то отдельных личностей. Но ведь у нас есть пьяницы, воры, взяточники – и это совсем не значит, что наша страна уклоняется в пьянство или взяточничество, мы ведем с этим борьбу. В области общественного сознания есть разные направления, но в отличие от уголовных преступников мы не преследуем тех, кто мыслит по-другому", заметил иеромонах Макарий.
"Существует разнообразие мнений, есть мнения, заведомо нами не принимаемые, ошибочные – так мы на них и смотрим. Откуда они берутся? Как у всякого греха, у исторических, идеологических заблуждений есть свои корни, причины: человеческое неразумие, греховность, склонность не замечать своих грехов, но видеть грехи чужие. К примеру, не добравшиеся до высоких государственных чинов пытаются оболгать нынешнее правительство, очернить его – а это уже ведет к обелению того печального состояния, в котором находилась Россия до 90-х гг.", подытожил отец Макарий.
Клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала "Наследник", духовник молодежной организации "Молодая Русь" протоиерей Максим Первозванский, видит причину высокой популярности Сталина среди населения России в некомпетентности власть предержащих.
"Одной из главных причин популярности Сталина является современный уровень коррупции", сказал он. "Дело в том, что, по существующим представлениям, сталинская эпоха – это время, когда коррупция была в России минимальна за всю ее историю. Нынешнее состояние власти, чиновников, настроенных на личное обогащение, приводит к мысли, что нужно искать что-то более эффективное в работе госаппарата", пояснил отец Максим. Поскольку репрессии коснулись многих, но не всех, есть ощущение, что это ко мне не относится, что это что-то локальное, небольшое и не очень страшное. А эффективность аппарата в антикоррупционной составляющей была велика, поэтому люди и ищут выход из современности там", полагает священнослужитель.
"Неблагополучие современного состояния власти может привести к чему угодно: к безвластию начала 90-х, к диктатуре. Если власть не будет достаточно эффективна, если она не будет заботиться о благе людей, то это может вывернуть в любую сторону. И в данном случае, возврат к сталинизму – возможно, не самый страшный потенциальный "поворот". Это одна из форм недовольства людей современным состоянием власти. Почему такую поддержку встретило правление Путина? Потому что государство хотя бы обозначило заботу о людям, и им даже этого было довольно. Со временем стало понятно, что далеко не все, что декларируется, исполняется, и тогда вернулось недовольство вот в такой форме", сказал он.
"Если власть не будет реально заботиться о своих гражданах, то может случиться все что угодно, а еще одну революцию Россия, боюсь, может не выдержать", заключил протоиерей Максим Первозванский.
Священник Сергий Круглов
Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края и известный поэт, говоря о причинах симпатий жителей России к Сталину, напомнил, чьими потомками является современное российское общество.
"Что такое "государство" или "общество", о котором мы говорим? Надо не забывать, что Церковь, церковные люди – это тоже часть общества. Церковь по конституции отделена от государства, но не отделена от жизни общества", отметил он.
"Что такое российское общество сейчас? Во время революции, во время сталинских репрессий дворянство, духовенство, купечество были выбиты, интеллигенция также была частично выбита, а частично – отправлена в лагеря или эмигрировала; крестьянство как класс перестало существовать. Даже "старые" большевики вроде Павки Корчагина, делавшие революции, "пассионарии", тоже были выбиты после партийной чистки. Кто остался? А вот мы – наследники тех, кто остался, как бы жестко это ни звучало. Поэтому что можно сказать о духовном состоянии и менталитете этого народа? Генерация такого "советского человека" не может существовать без хозяина. Конечно, кто-то это оправдывает тем, что, мол, "у нас особый путь, мы не можем без жесткой руки", но это ничего не меняет", заявил отец Сергий Круглов.
"Если мы вспомним Ветхий Завет, то увидим, что Моисей водил освобожденный от египетского рабства народ сорок лет по пустыне, не вводя в обетованную землю. Нужно было, чтобы те, кто помнил рабство, вымерли, т.к. с ними в обетованную землю войти невозможно. Даже сам Моисей не вошел, умер", привел пример из Священного Писания священнослужитель.
"Важную роль здесь играет и то, что творится в стране – люди мечтают хотя бы о каком-то порядке. Все мы знаем, как велико искушение призвать "сильную руку"! Кроме того, общество все-таки любит свою страну, и в какой-то степени из-за этой любви хочет вернуть Сталина. Люди, помнящие тоталитарную систему, вымирают, и им на смену приходит молодое поколение, которому можно внушить что угодно. Самые разные факторы влияют на то, что Сталин снова становится популярен", считает он.
"Что будет дальше, неизвестно. Но хочется верить, что вечно живой человеческий дух спасет общество", с надеждой сказал отец Сергий.
Источник: Regions/Татьянин день