Huttered Burlington Coat Factory store one block from the New York Dolls Gentlemen’s Club обшарпанное фабричное здание рядом с мужским клубом "Нью-йоркские куколки"
Однажды Томас Джефферсон пригласил к себе на обед тунисского посла. Вместо обычного "2.30 дня" время приглашения было обозначено: "Точно на закате". Наступил Рамадан и 3-й президент США и автор Декларации независимости был предельно внимателен к гостю и его вере. Шел 1805 год...
К чему эта аллюзия? Конечно же, к "скандалу в Эпицентре" ("Граунд зеро"), разгоревшемуся вокруг возможного "строительства мечети на месте взорванных небоскребов-близнецов". Так об этом сообщается и на наших телеканалах. "На месте" невольно воспринимается как "вместо". Между тем спорная точка находится не на месте трагедии, а примерно в двух кварталах от нее. Святотатственное строительство предлагается не вместо взорванных близнецов, а вместо обшарпанного фабричного здания рядом с мужским клубом "Нью-йоркские куколки". И построить предполагается не мечеть, а мусульманский центр с залами для культурных и спортивных мероприятий, рестораном и местом для молений. Кстати, чуть дальше, в нескольких сотнях метров, имеется действующая мечеть, она до сих пор протестов не вызывала. Инициатор спорной идеи респектабельный мусульманский клирик. Даже когда страсти вокруг его затеи накалились до предела, никому не пришло в голову занести его в стан поклонников Бен-Ладена.
"Новая" откликнулась на это событие дважды. Блистательное эссе Юлии Латыниной (см. "Новую", № 91 от 20.08.2010) не про политику, оно про несовершенство человеческого вида. Комментарий Константина фон Эггерта (см. "Новую", № 92 от 23.08.2010) эстетически защищен куда меньше, но я не стану спорить и с ним. Полемизировать есть смысл в рамках оригинала собственно американской полемики.
"Не должно быть мечети рядом с Эпицентром в Нью-Йорке до тех пор, пока нет церквей или синагог в Саудовской Аравии. Время двойных стандартов, которые позволяют исламистам вести себя агрессивно по отношению к нам, требуя при этом нашей слабости и нашей сдачи, прошло... У наци нет права устанавливать свой знак рядом с музеем Холокоста в Вашингтоне". Так высказался Ньют Гингрич, одна из самых заметных фигур Республиканской партии США, и это полюс и квинтэссенция нынешней американской полемики. Глупость равнять себя с моральным Средневековьем? Оскорбительный цинизм ну при чем тут Холокост и наци? Демагогия без капли тормозной жидкости.
На этом фоне президент Обама и сказал то, что сказал: "Мусульмане имеют право исповедовать свою религию, как и любой в нашей стране, в полном согласии с Первой поправкой, и это включает право построить место поклонения на земле, находящейся в частной собственности в Нижнем Манхэттене". Каждое слово тут взвешено и на месте и про конституцию, и про частную собственность, и про местное право. Это, кстати, не означает, что он "одобрил" это строительство на этом месте.
Президенту США необязательно высказываться о целесообразности конкретно того или иного, он не занимается ручным управлением. Его дело принципы. И право. Он, извините за несколько скомпрометированное выражение, гарант конституции. И он высказался. Чем нанес себе огромный политический ущерб. Как тут было не разгуляться противникам. Самый рейтинговый радиоголос Америки Раш Лимбо кличет его не иначе, как "имамом Обамой" и "первым мусульманским президентом Америки". Евангелистский проповедник Франклин Грэм в интервью Ларри Кингу по CNN заявил на всю страну: "Я думаю, проблема президента в том, что он родился мусульманином. Его отец был мусульманин. Семя ислама передается через отца, как семя иудаизма через мать". Неудивительно, что пятая часть страны искренне считает Обаму мусульманином.
Хотя это все-таки поразительно! Человек написал две подробнейшие автобиографические книги. Всю избирательную кампанию и уже полтора года в Белом доме он ни минуты в тени. Но мрак нелепая вздорная чернуха только сгущается. Вот что такое пропаганда! И это в "образцовом" демократическом обществе. Об иных, где де-юре или де-факто установлена монополия на пропаганду, не говорю.
На мой взгляд, главный урок истории под залегендированным названием "Мечеть в Эпицентре" состоит именно в этом. И в том, как повел себя Обама. В реальном, далеко не идеальном американском обществе фундаментальное право и принципы разошлись с политической целесообразностью. Президент Обама выбрал право и принципы.
Впрочем, и с политикой не все так просто. В английском (американском) есть два разных слова policy и politics. Первое это содержание государственной деятельности, то, что определяет внутренний или внешний курс. Второе область избирательной борьбы, битва за голоса. Очень условно по-русски можно сказать, что это реальная и виртуальная политика.
Государственному деятелю реальная политика не оставляла выбора. Сказать "Нет" означало оскорбить и унизить американских граждан, не только мусульман, но и буддистов, сикхов вообще все религиозные меньшинства. И послать сверхопасный сигнал в мир: мы, Америка, сражаемся не с терроризмом. Мы воюем с исламом! А тем временем виртуальная выборная политика властно нашептывала: не давай козырей противникам, нельзя дразнить избирателей, они воспалены.
Политический выбор Обамы может стоить ему выборов ноябрьских промежуточных в конгресс, на которых демократам грозит серьезное поражение. Но он выполнил свой долг. Это ему зачтется.
Под занавес все-таки позволю себе одно полемическое замечание. "Причины решения Обамы понятны, пишет Юлия Латынина. Принципом американской культуры является терпимость. У президента Обамы не было хорошего решения. Отказаться значит показать нетерпимость. Согласиться значит показать слабость". Не так. Согласиться (с правом рождения мечети даже неподалеку от Эпицентра) значит показать силу. Разные ингредиенты сделали американское общество таким сильным, а американский образ жизни столь привлекательным. Дорого давшаяся терпимость среди них один из самых главных.
Размышления на уровне столкновения цивилизаций требуют не только высоты, но и соблюдения масштаба. Мировое цунами террора на перепаде тысячелетий и схватка с ним могут рассматриваться как эпизод столкновения цивилизаций. Ни больше и ни меньше. Любая смена оптики уже чревата тем, что сбой масштаба приведет к аберрации зрения. Лучше разок пообедать на закате, чем призывать к крестовому походу три раза на дню. Или к джихаду пять раз. Что, впрочем, одно и то же.
Источник: Новая газета