ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Зеркало недели": Оксана Приходько. Религия как двигатель экономического развития

12 января 2004

Эссе «Протестантская этика и дух капитализма» было написано Максом Вебером, немецким основоположником социологии, почти сто лет назад. С тех пор критика некоторых его положений стала темой не одной научной диссертации. При этом постулат, гласящий, что экономический рост сопровождается снижением религиозности общества, принимался практически без доказательств. Однако самые последние данные, опубликованные сразу несколькими европейскими исследователями, заставили по-иному взглянуть на эту точку зрения.

Как писал в свое время Вебер, своим рождением современный капитализм обязан «духу христианского аскетизма», и в основе капиталистического способа производства лежит не столько стремление к получению прибыли, сколько протестантские трудолюбие и добросовестность. В своей правоте немецкий социолог, давно уже ставший классиком, окончательно убедился, посетив в 1904 году Соединенные Штаты Америки. С тех пор Атлантику пересекло немало социологов, политологов и экономистов, и обычно они приходили к совсем другим выводам. Нет, конечно, отрицать тот факт, что именно США являются самой богатой страной мира, и именно Америка считается самой религиозной из всех развитых государств, они не собирались. Но и создать действующую математическую модель, демонстрирующую наличие или отсутствие связи между этими параметрами, у них никак не получалось.

Как утверждает Ниол Фергюсон, профессор финансовой истории из Великобритании, работающий в Нью-Йорке, эти неудачи объяснялись зацикленностью исследователей на показателях производительности труда. Если брать количество товаров или услуг, производимых за единицу времени американцем или западным европейцем, разница действительно окажется несущественной. А вот если при страновых сравнениях учитывать количество этого самого рабочего времени, то экономическое превосходство Соединенных Штатов сразу становится совершенно закономерным.

По данным ОЭСР, в среднем американец в конце второго тысячелетия на рабочем месте проводил 1 976 часов. На долю среднего немца при этом пришлось 1 535 часов — на 22 процента меньше. Голландцы и норвежцы трудились и того менее. И только британцы работали всего на 10 процентов меньше американцев. Более того, с 1979 по 1999 годы количество рабочих часов, приходящихся в год на среднего американца, увеличилось на 50, или на 3 процента. А немцы, например, при этом стали работать на 12 процентов меньше. Существенно возросла в Америке за это время и доля работающего населения — с 41 процента в 1973 году до 49 — в 1998-м. А в Европе этот показатель стремительно падал и составляет сейчас 44 процента во Франции и 39 — в Германии. Зато в Старом Свете стремительно возрастало количество рабочего времени, потраченного на забастовки. В Испании, например, к 2001 году на 10 тыс. рабочих приходился 271 забастовочный день. А в Соединенных Штатах этот показатель так и не превысил 50 дней.

После демонстрации того, какие американцы трудолюбивые, а европейцы — ленивые, профессору осталось лишь увязать эти показатели с их религиозностью. И сделать это ему удалось с максимальной убедительностью. Еще бы: в Америке, по данным Gallup Millenium Survey, в Бога верят 82 процента опрошенных, а 58 процентов подчеркнули, что соблюдение нравственных норм неразрывно связано с этой верой. Зато 55 процентов шведов, 52 процента норвежцев и 49 процентов голландцев заявили, что Бог для них никакого значения не имеет. При этом церковь посещает не реже раза в месяц только 10 процентов основного населения Европы, а в США этот показатель составляет от 60 до 70 процентов. Только в Италии и Ирландии в церковь регулярно ходит до трети населения. А в целом по странам Западной Европы никогда не бывает в церкви 48 процентов населения.

В странах Восточной Европы, особенно в первоочередных кандидатах на вступление в ЕС, несмотря на долгие годы коммунистической диктатуры, этот показатель несколько ниже — лишь 44 процента. Зато тамошняя производительность труда от западноевропейской отстает гораздо значительнее: по сравнению с французской, например, в три раза. Причем если сейчас те же чехи трудятся более 2000 часов в год и хотя бы таким образом частично компенсируют свое экономическое отставание, то после вступления в ЕС, согласно его трудовому законодательству, будут лишены этой «привилегии». Изменится ли при этом религиозность новых членов ЕС, станет ясно уже в ближайшем будущем.

Продемонстрировав четкую взаимосвязь между снижением посещения церкви в Западной Европе и количеством рабочего времени, г-н Фергюсон этим и ограничился. А вот Роберт Барро и Рашель МакКлири, известные американские экономисты, пошли в своих исследованиях гораздо дальше. Они проанализировали результаты нескольких соцопросов, регулярно проводившихся в нескольких десятках стран мира и включающих целую серию вопросов относительно религиозных верований респондентов. И, хотя методики этих опросов несколько различались, их результаты позволили получить достаточно четкую картину для более чем полусотни стран.

Ученые исследовали целый список отдельных параметров, таких, как вера в Бога, вера в загробную жизнь, вера в рай и ад, посещаемость церкви, ВВП на душу населения, средняя фактическая продолжительность обучения, продолжительность жизни, возрастное структурирование стран. Естественно, приведение всей собранной информации к единому знаменателю носило несколько искусственный характер, ведь даже сами понятия «церковь», «рай», «ад» в восточных религиях, например, с большим трудом соотносятся с христианскими. Тем не менее, оговорив некоторые условности, понастроив кучу графиков, несколько раз все для верности прологарифмировав, Барро и МакКлири пришли к весьма любопытным выводам.

Самым, пожалуй, неожиданным результатом исследования стало выявление положительной корреляции между продолжительностью образования и посещаемостью церкви. Авторы сами с трудом поверили фактам, свидетельствующим о том, что каждые лишние два года, проведенные в учебных заведениях (данные собирались для тех, кому на момент опроса уже исполнилось 25 лет), повышают посещаемость церкви на 10 процентов. Почему это происходит, объяснить трудно. Ведь речь вовсе не идет о церковных школах и не о странах, в которых существует обязательное религиозное образование.

Следующим наиболее значимым фактором стал уровень урбанизации — то есть процент населения, проживающего в населенных пунктах с численностью свыше 2,5 тыс. человек. Рост урбанизации резко снижает посещаемость церкви, и это как раз хорошо согласуется с традиционными представлениями. Ведь, с одной стороны, в небольших населенных пунктах все друг друга знают и традиции там оказываются более устойчивыми, а с другой — в крупных городах вариантов свободного времяпрепровождения гораздо больше. Любопытно, что по сравнению с остальными развитыми странами мира, где на долю урбанизированного населения приходится две трети общей массы, в Америке более половины граждан живет в пригородах, начисто лишенных урбанистической социальной атрибутики.

Зато связь посещаемости церкви с возрастным структурированием населения тоже преподнесла определенные сюрпризы. Тот факт, что по мере увеличения продолжительности жизни и увеличения доли людей пожилого возраста показатели посещаемости падают, понять еще можно — ведь с возрастом становится все труднее физически добираться до церкви. Косвенным образом это заключение подтверждается негативной динамикой изменения посещений церквей в Англии при нарастании размера пожертвований на каждого посетителя (правда, как утверждают очевидцы, не так чтобы уж совсем добровольных). А вот то, что в странах с большим процентным соотношением детей посещаемость церквей оказывается более высокой, ученые объяснили отсутствием необходимости дополнительных затрат при семейных визитах в церковь.

В ходе исследования информация собиралась по семи группам религий: католицизму, восточным религиям (включая буддизм), индуизму, иудаизму, исламу, православию и протестантству. Это деление, как признают авторы, является сугубо условным и обусловлено лишь спецификой сопоставления различных методик различных опросов. При этом весьма немаловажным фактором является индекс религиозного плюрализма, который показывает наличие или отсутствие притеснения остальных конфессий по отношению к какой-либо основной. Учитывая, что в ходе исследования были изучены страны всех континентов, всех уровней экономического развития и всех господствующих религий, этот индекс хотя и измеряется в основном по отношению к католикам, отличается достаточной универсальностью. Так вот, повышение этого индекса также ощутимо способствует росту посещаемости церкви.

Корреляция связи уровня ВВП на душу населения с посещаемостью церкви на социологов способна произвести неплохое впечатление, однако простым смертным обычно требуется большая наглядность. И за ней дело не стало. Правда, уже с учетом религиозных убеждений. Как оказалось, в целом в Бога верят 80 процентов общей выборки. А в загробную жизнь — 58 процентов. В существование рая верит 55 процентов опрошенных, а в ад — лишь 38 процентов. Однако именно последнее убеждение наиболее существенно влияет на экономические показатели труда. Иными словами, именно те, кто допускает возможность адовых мук после смерти, при жизни трудятся особенно прилежно.

Примечательно, что практически ни одна из религий не обещает в качестве вознаграждения за благочестивое поведение благополучия в земной жизни. Более того, награду в загробной жизни чаще всего требуется заслужить ценой определенных лишений при жизни земной. С другой стороны, почти все религии прославляют такие добродетели, как бережливость, прилежность, честность. Следование именно этим идеалам и повышает экономические показатели верующего населения.

Впрочем, простой констатации этих фактов Барро и МакКлири показалось мало, и они попробовали оценить рыночную эффективность религиозного сектора. Для этого религиозные убеждения они расценили как конечный продукт, а посещаемость церквей — как исходные данные. При фиксированном объеме религиозных убеждений повышение посещаемости церквей будет означать снижение производительности религиозного сектора. И наоборот, при фиксированной посещаемости изменение объема религиозных убеждений также покажет динамику религиозной эффективности. Вот только получить окончательные значения этой самой эффективности исследователи надеются после того, как проведут полную обработку индивидуальных параметров всех опрошенных. Учитывая, что в каждой из 59 стран опросам подвергались 1—2 тыс. человек, ждать результатов этой работы придется еще долго.

"Зеркало недели", 10 января 2004 г.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама