ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Соотечественники": Александр Колчанов. Масло в огонь. Внешняя политика Вашингтона способствует росту религиозного экстремизма в странах Юго-Восточной Азии

12 января 2004

"Соотечественники": Александр Колчанов. Масло в огонь. Внешняя политика Вашингтона способствует росту религиозного экстремизма в странах Юго-Восточной Азии

Благодаря усилиям американской пропагандистской машины после терактов 11 сентября 2001 года исламский мир, непонятный западному обывателю, а потому пугающий, все чаще воспринимается в США как основной источник угрозы "свободному миру". Впрочем, и исламский мир в свою очередь платит Соединенным Штатам той же монетой.

Как показывают последние действия США, Вашингтон все чаще при реализации своей стратегии национальной безопасности прибегает к грубой военной силе и жесткому экономическому прессингу неугодных режимов, якобы спонсирующих международную террористическую сеть. Бесцеремонное вмешательство США во внутренние дела суверенных государств под прикрытием лозунгов о защите демократических ценностей и борьбы с международным терроризмом вызывает далеко не однозначную реакцию во всем мире, особенно в тех мусульманских странах, которые претендуют на свой, самобытный путь исторического развития.

Агрессивный внешнеполитический курс администрации Дж.Буша, навязывание ею другим народам своих "демократических ценностей" не только не способствует укреплению системы международной безопасности, но и дает серьезные пропагандистские козыри в руки исламских фундаменталистов и международных террористов. В последнее время на это все чаще указывают эксперты, изучающие ситуацию в Индонезии и Малайзии.

Именно в этих двух крупнейших мусульманских государствах Юго-Восточной Азии развернулась упорная борьба между двумя направлениями в исламе – консервативным и умеренным. Умеренные выступают за плюрализм и религиозную терпимость, поддерживают демократические ценности, протестуют против дискриминации женщин и преследования инакомыслящих. Консерваторы же требуют построения "чистого исламского государства" на основе законов шариата. Надо отметить, что за последние годы количество приверженцев подобных консервативных идей неуклонно растет по всему исламскому миру – от Южных Филиппин до Центральной Азии и Ближнего Востока.

Это противостояние, религиозно-идеологическое на первый взгляд, уже оказывает серьезное влияние не только на политическую, но и на экономическую ситуацию в Юго-Восточной Азии. Западные аналитики считают, что если приверженцы консервативных идей придут к власти в Индонезии, то это неизбежно спровоцирует конфликт между религиозными общинами в стране, внесет коррективы в отношения с Западом в сторону ужесточения, сделает ситуацию в экономике крайне неблагоприятной для инвестиций. Но главная угроза заключается в том, что подобное развитие обстановки может привести к росту влияния экстремистских мусульманских организаций подобных "Джамаат Ислами".

О том, что угроза исламизации в Индонезии реальна, говорят все – политики, бизнесмены, военные. Виной тому тяжелое положение большинства населения страны. С 1998 года, когда к власти пришло демократическое правительство, рост экономики составил всего около 4 процентов. Этот незначительный успех не смог остановить инфляцию, рост цен, коррупцию и обнищание населения. Кроме того, разрешенные официально демократические свободы помогли исламским радикалам открыто выйти на политическую арену с пропагандой своих консервативных взглядов.

Благодаря этому сегодня большинство граждан Индонезии видят религию, исламское государство в качестве главного инструмента для решения своих социальных проблем. Официальные индонезийские лица на страницах газет и журналов, с экранов телевизоров высказывают опасения, что такой подход находит самое широкое распространение и понимание в исламских школах – медресе, где наряду с местной молодежью обучается большое количество студентов из арабских стран – носителей подобных идей.

В такой неспокойной обстановке действия Вашингтона в Ираке, на Ближнем Востоке, ужесточение проверок в отношении выходцев из Индонезии, проживающих в Соединенных Штатах, вызвали гнев у политически активной части индонезийского населения. Дело дошло до того, что известный религиозный авторитет в мусульманском мире индонезиец Абдулла Джимнастияр отказался от встречи с президентом США Дж.Бушем во время его короткой остановки на острове Бали в октябре 2003 года. "Америке нечего бояться, кроме последствий своей собственной политики", – широко цитировала региональная пресса слова А.Джимнастияра. Однако, вряд ли они были услышаны в Вашингтоне.

Все более заметную роль в пропаганде антиамериканизма играет мусульманская пресса. В ней на постоянной основе появляются статьи, в которых прямо говорится о том, что США – это главный враг ислама, и что Коран благословляет борьбу против христиан и евреев, пытающихся нанести мусульманам вред. Тиражи подобных газет и журналов неуклонно растут. В частности, тираж крайне правого журнала "Сабили" превысил 145 тысяч экземпляров – это абсолютный рекорд для Индонезии.

В распространение экстремистских идей вносит свою лепту и Интернет. Так, сайт радикальной исламской группировки "Партия справедливости" провел социологический опрос среди пользователей о правилах поведения верующих в священный месяц Рамадан и широко его разрекламировал в сети. В соответствии с опросом почти 100 процентов респондентов высказалось за закрытие всех развлекательных учреждений и мест отдыха во время поста. По мнению независимых экспертов, такие результаты отражают истинные настроения большинства мусульманского населения Индонезии.

Влиятельный журнал "Фар Истерн Экономик Ревью" с тревогой отмечает, что пропаганда религиозных консервативных идей в средствах массовой информации стран Юго-Восточной Азии сопровождается публичной деятельностью политиков и религиозных авторитетов, на словах выступающих против любых форм исламского экстремизма, а на деле только подливающих масло в огонь религиозной нетерпимости. Так, в этом году по решению городских властей Джакарты на время Рамадана были закрыты все рестораны, клубы и бары, торгующие спиртным. Ранее это делалось на добровольной основе по решению собственников этих учреждений. Сегодня же за нарушение муниципального закона владельцы ресторанов и баров подвергаются штрафу в 12 тысяч долларов США.

Не отстают от исполнительной ветви власти и индонезийские законодатели. Ими уже принят закон об обязательном преподавании "закона божьего" во всех школах страны. На очереди принятие и других законодательных актов, в том числе изменений и дополнений в уголовный кодекс Индонезии, закон о здравоохранении, разрешающих мусульманам лечиться только у врачей-мусульман. Наибольшие опасения умеренных политиков Индонезии вызывают попытки правых протащить закон о "религиозной терпимости", запрещающий смешанные браки. Несмотря на все протесты со стороны умеренного крыла правящей элиты, основная часть мусульманского населения страны относится к этим инициативам фундаменталистов с пониманием.

Большинство обозревателей, внимательно отслеживающих ситуацию в Индонезии и Малайзии, приходят к выводу, что идеи построения "чистого исламского государства" достаточно органично вписываются в уклад жизни мусульманской общины этих стран. Впервые подобные лозунги исламскими партиями были озвучены в середине 1940-х годов, но тогда они не нашли широкой поддержки у населения.

Однако времена меняются, и сегодня этот вопрос вновь на повестке дня общественно-политической жизни стран региона. По статистике, 67 процентов мусульман Индонезии в настоящее время выступают за введение законов шариата, а более 50 процентов намерены голосовать за исламские партии на выборах. В такой ситуации дальнейший грубый нажим со стороны Вашингтона на исламский мир может привести только к дальнейшему усилению там религиозной нетерпимости и росту популярности праворадикальных политиков и экстремистских исламских групп.

"Соотечественники">, 12 января 2004 г.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама