Восьмого сентября вечером начинается празднование Рош Ашана еврейского Нового года. Рош Ашана день небесного суда, подводящего нравственные итоги прошлого года и выносящего приговор на год будущий.
Мы раскаиваемся в том плохом, что совершили. Мы верим в справедливость и в то же время в милосердие этого приговора. Мы верим, что наша жизнь в прошлом году, соблюдение (или несоблюдение) заповедей влияют на нашу жизнь в году предстоящем.
Но вот приходит жара, горят торфяники, слепая стихия обрушивается без разбора на всех: соблюдавших и несоблюдавших, правых и виноватых. Трудно найти поколение, не испытавшее разрушительной силы природных или социальных катаклизмов. И как всем хорошо известно, грешники не всегда страдают, а праведники не всегда благоденствуют.
Проблема зла в мире неподъемна не только для газетной статьи. Исчерпывающе ответить на нее принципиально невозможно. Лучшие умы человечества пытались. И все равно остается тайна. Тем не менее я попробую высказать некоторые общие соображения достаточно схематично и ограничившись несколькими тезисами.
Б-г дает каждому из нас свободу. Со всеми вытекающими из этой свободы последствиями. Мы вольны делать глупости, но за эти глупости несет ответственность не Б-г, а мы сами, и если эти последствия болезненны и губительны, то виновный известен.
Если люди, зная об опасности торфяников, ничего заранее не предприняли, если поликлиники не были оснащены кондиционерами, напрасно винить Б-га. Если кто-то ожидает, что Б-г купит пожарные машины и кондиционеры, он ошибается.
Экстремальная ситуация, в которую мы поставлены, дает возможность понять, что в нашей личной и социальной жизни что-то не так. Б-г хочет, чтобы мы жили по-другому.
Б-г ожидает от нас, что мы в состоянии сделать правильные выводы и мужественно и ответственно ответить на брошенный нам вызов. И если мы пытаемся что-то сделать, Б-г помогает нам.
Правильная реакция на ситуацию беды, и это, конечно, касается не только бед прошедшего лета, задать себе вопрос: что я могу сделать здесь и сейчас?
Можно помочь деньгами, вещами, различными формами личного деятельного участия. Можно помочь просто добрым словом для страдающего человека это важно.
Мы верим, что наши поступки влияют на нашу жизнь, более того, они влияют на жизнь всего мира, но это сложный процесс, в нем нет никакой демонстративности.
Боль не означает, что Б-г от нас отвернулся. Богатство и то, что зачастую считается успехом, автоматически не означают, что Б-г одобряет нашу жизнь.
В день Рош Ашана принято пересмотреть свою жизнь, не тянуть в будущее балласт грехов и ошибок. Я всем этого желаю.
Доброго и сладкого вам Нового года!
Источник: Известия