ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Патриарх своего времени

Александра Сопова :: 09 сентября 2010

9 сентября – день тезоименитства Святейшего Патриарха Пимена, возглавлявшего Русскую Православную Церковь с 1971 по 1990 год. В 2010 году исполняется 100 лет со дня его рождения и 20 лет со дня смерти. Мы беседуем с доктором исторических наук, специалистом по истории Церкви XX века Ольгой Васильевой о "белых пятнах" биографии Патриарха Пимена и его месте в церковной истории и в человеческой памяти.

– Ольга Юрьевна, в избрании Патриарха Пимена в 1971 году Вы видите исполнение желания Церкви, или оно было заранее предрешено советской властью?

– На такой прямо поставленный вопрос я отвечу так. Патриарх Алексий не оставлял преемника – это известный исторический факт. Но информация о том, что он разговаривал с архиереями, описаны, в том числе и в моей статье о Поместном Соборе 1971 года в журнале "Альфа и Омега". Говорил об этом и сам Патриарх, очевидцы вспоминали об этом. Например, во время встречи с Председателем Совета по делам религий при Совете Министров СССР В. А. Куроедовым в июле 1966 г., когда Патриарх Алексий еще был жив. На вопрос о том, кого бы он мог бы видеть на патриаршем престоле, он ответил, что митрополита Пимена, хотя некоторые считают, что у него недостаточно богословского образования, кандидатура подходящая. Этот разговор фиксировал заместитель Куроедова Фуров, и это документ известный.

Кроме того, так сложилась и политическая ситуация, так совпало. Среди кандидатур, которые обсуждались церковным сознанием, был и митрополит Алма-Атинский Иосиф (Чернов), и митрополит Никодим (Ротов). Но было понятно, хотя и не всем, что эти кандидатуры были непроходимы с точки зрения властей. Интеллигенция рассматривала как раз митрополита Никодима; в поддержку возможного избрания на патриарший престол митрополита Алма-Атинского Иосифа пришло огромное количество писем.

Когда предсоборная комиссия предложила всем архиереям в течение нескольких месяцев назвать кандидатуру будущего Патриарха, то большинство написали имя Патриарха Пимена. Оценки могут быть самыми разными. Но и Патриарх Алексий называл эту кандидатуру, и большая часть архиереев видели Пимена Патриархом, и власть, видимо, тоже считала, что это наиболее удачная для этого времени политическая кандидатура.

– Вы уже упомянули о митрополите Никодиме. Общее место работ светских историков – противопоставление митрополита и затем Патриарха Пимена и митрополита Никодима (Ротова). Что можно сказать об их личных отношениях? Было ли это противостоянием?

– Между Патриархом Пименом и митрополитом Никодимом не было никакого противостояния. Это были два достойных человека, и каждый занимался своим делом. Митрополит Никодим был "министр иностранных дел" Церкви и при этом потрясающий пастырь, а Патриарх Пимен известен как Патриарх-молитвенник, как архипастырь. У них не было разногласия именно потому, что каждый занимался своим делом.

Я как историк не встречала, читая письма обоих, никаких недовольных слов в адрес друг друга. Тем более, один был все же молод, другой уже почтенным старцем в сединах. Я не встречала никаких признаков конфликта между ними. Более того, Патриарх Пимен говорил однажды в Совете по делам религий, что митрополит Никодим очень много делает для Церкви и для страны, что он много ездит по миру, и что он надеется, поскольку митрополит Никодим еще молод, что его деятельность со временем может быть направлена и в другое русло. Он говорил это, отмечая его заслуги как дипломата и как архипастыря. Записка об этом тоже известна.

– В биографии патриарха Пимена, как мы ее знаем, есть очевидные пробелы. Мы знаем два отрезка: от юности до посвящения в иеромонахи, а затем видим его уже в конце войны в Муроме и затем в Одессе, Ростове, Псковских Печорах и так далее. О времени войны и предвоенных лет, когда в сведениях имеется разрыв, ходят разнообразные легенды: и героические (военные подвиги), и позитивные (исповедничество в лагерях), и негативные (сотрудничество с органами). Стало ли что-либо известно об этом периоде сейчас?

– В прошлом году вышел очень хороший сборник, который готовили Россия, Украина и Белоруссия – "Церковь в Великой Отечественной войне". Издание сборника благословил приснопоминаемый Святейший Патриарх Алексий Второй. Там были использованы многие архивы, в том числе и военные, и архивы Федеральной службы безопасности РФ. Очень многие вопросы касались реальной биографии Сергея Михайловича Извекова – Святейшего Патриарха Пимена. Сразу хочу сказать, что Патриарх Алексий принял очень мудрое решение: вряд ли стоит публиковать всю его военную биографию. Не потому, что она плохая – она очень хорошая. Сергей Михайлович воевал в 213-й стрелковой дивизии, в 7-ой армии Второго украинского флота, он воевал прекрасно, был отмечен боевыми наградами, был разведчиком. А потом произошли некие события, о которых сейчас говорить не стоит.

Патриарх Пимен – удивительный человек, и биография его удивительна. Когда в 1943 году произошел поворот, государство определило "новый курс" и стало освобождать тех, кто был близок Церкви, из лагерей и отзывать с фронтов, в их число попал и отец Пимен – Сергей Михайлович Извеков. Его поручителем, как известно, был генерал Ватутин, один из очень уважаемых боевых генералов, Герой Советского Союза. Но по какой-то странной причине, пока не вполне известной для нас, Сергей Извеков был арестован в Москве как самовольно покинувший часть. Понятно, что никаким дезертиром он не был. Он был отпущен согласно тому списку, который подготовил Патриарх Сергий. Не имея документов, он просто не мог бы в военное время добраться с Украины в Москву. Конечно, эту ситуацию удалось разрешить, и участие в этом принимал Патриарх Сергий. Его отправили служить в Муром, а потом он был в Троице-Сергиевой Лавре.

Эту ситуацию нужно долго и подробно объяснять, шаг за шагом. Мы знаем, что Сергей Извеков был осужден в 1937 году с отбыванием срока в Средней Азии (Андижане), был освобожден досрочно, призван в армию в 1941 году, прекрасно служил в составе 213-й стрелковой дивизии, командовал батальоном, занимался разведкой, потом был адъютантом командира дивизии.

– С Вашей точки зрения как историка, было ли патриаршество Пимена скорее благом или тормозом для развития церковной жизни, особенно в эпоху начинавшихся перемен, при подготовке к празднованию тысячелетия Крещения Руси?

– Вот уж чем-чем, а тормозом он никогда не был. Он всегда сторонился общения с властью, и за все годы я знаю только одно письмо, которое он адресовал власти, – очень горькое, о том, что Церковь собирает большие средства в Фонд Мира, а голоса Церкви не слышно. Это единственное, что он себе позволил, – некий крик души. От прочего же он устранился и занимался своим пастырским делом, и делал это хорошо, что признают все.

В 70-80-е годы, годы внутреннего и душевного застоя в стране, он как раз был лучшим Патриархом своего времени. Его все и всегда вспоминают как молитвенника, и никто никогда не разбирает как государственного деятеля. Таких оценок вообще нет. Его боевое прошлое действительно загадочно, но оно вызывает большое уважение.

– Что на сегодня мы знаем о Патриархе Пимене как о человеке?

– Если бы у нас была возможность написать его полную развернутую биографию, он предстал бы еще более ярким человеком, чем мы знаем его сейчас. Это талантливый человек – у него был музыкальный, певческий дар, он был известен всей Москве как талантливый регент. У него были золотые руки, во время ссылки в Средней Азии он выполнял роль инженера, причем выполнял хорошо.

Он был очень талантливым человеком. В последние годы, когда он уже тяжело болел и не мог ходить или что бы то ни было делать, люди, заходившие к нему, видели, как он что-то быстро прятал. Это видели неоднократно, а потом выяснилось, что он вышивал иконы на пяльцах.

Еще недавно можно было поговорить с теми, кто знал его лично, и ни от кого из них я не слышала о нем плохого слова. Одна деталь: он никогда не говорил о своем азиатском периоде, но иногда мог сказать несколько слов на азиатских языках. Он, видимо, владел узбекским и другими языками, потому что люди, которые об этом вспоминали, не могли это перевести. Но когда его спрашивали: "Ваше Святейшество, что это за слово? Откуда Вы его знаете?" – он отвечал: "Случайно сказал, сам не знаю. Откуда-то навеялось".

Человеком он был в высшей степени достойным. Все документы, которые я читала, утверждают, что его уважали и любили все. Талантливый человек, хороший офицер-воин, Патриарх-молитвенник

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама