В наступившем году едва ли не самым значительным юбилеем, о котором ещё много будут писать и рассказывать средства массовой информации, является 90-летие со дня начала Первой мировой войны. Косвенным образом на это событие одним из первых откликнулся Ватикан.
В канун Рождества в Риме состоялась пышная церемония по поводу причисления к лику блаженных последнего монарха Австро-Венгрии Карла I. На ней в присутствии Иоанна Павла II, старшего сына австрийского кайзера, эрцгерцога Отто фон Габсбурга (91), и представителей почти всех царствующих домов Европы было объявлено об этом решении Верховного Синода.
Курфюрсты, герцоги, князья и короли, носившие имя Карл и правившие почти во всех странах Европы, имели разные прозвища: Лысый и Толстый, Мудрый и Простоватый, Безумный и Великий, Злой, Красивый и Смелый. Но никого не называли несчастным. И ни у кого из них жизнь не была столь трагична, как у новоявленного блаженного.
Он получил прекрасное образование, интересовался литературой и музыкой, был строен и красив. Пожалуй, главными чертами его характера были доброта и вера в бога. На трон он не претендовал, наоборот, решил посвятить свою жизнь искусству, благотворительности и народному просвещению, начатому его бабкой Марией-Терезией. Но 28 июня 1914 года в Сараево сербский студент Гаврило Принцип, член националистической организации «Црна Рука», застрелил наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. Рассуждений по этому поводу было немало. Говорили, что убийство Франца Фердинанда не было случайностью, что в его организации принимали участие, с одной стороны, сербское правительство, с другой – русская агентура и штаб русской армии. Как бы там ни было, два года спустя 29-летний потомок Марии-Терезии стал императором Австрии под именем Карл I и императором Венгрии под именем Карл IV.
Авторитет молодого монарха был столь велик, что объявленная Австро-Венгрией война многими считалась справедливой. Может быть, поэтому на сербском фронте на стороне Австрии и Германии сражались люди многих национальностей, в том числе и евреи. Не думаю, чтобы Верховный Синод при своём решении принимал во внимание написанный бывшим солдатом, романистом и драматургом Арнольдом Цвейгом «Спор об унтере Грише», ставший в 1927 году мировым бестселлером, но в нём хорошо отражены настроения того времени и отношение людей к своему монарху.
В ходе австрийской революции Карл был вынужден отречься от престола в Австрии (11 ноября 1918 года), а два дня спустя – в Венгрии. Он считал, что народ не понял его благих намерений, и потому со всей своей семьей – женой Цитой, сыном Отто и дочерью Адельхайд уехал в изгнание на остров Мадейра. Там 1 апреля 1922 года, в возрасте 36 лет, он умер от воспаления легких.
С тех пор народная молва причислила его к лику святых. К его могиле в городе Фуншал ежегодно устремляются толпы паломников (и это является главной причиной, почему до сих пор останки монарха не удается перевезти на его родину). Считается, что упоминание в молитве имени безвременно погибшего Карла I приносит счастье. В 70-х годах прошлого века было оглашено очередное чудо. Смертельно больная Нонна в Бразилии молилась, прося Карла об исцелении, и неожиданно выздоровела. Три независимые обследования установили, что с медицинской точки зрения этот феномен объяснить невозможно.
Процесс причисления Карла I к лику блаженных был начат Ватиканом ещё в 1954 году. Так что наступивший год в этом смысле тоже является юбилейным. Отметим, что решение папы является первой ступенью для причисления умершего к лику святых. Для перехода на следующий уровень необходимо выявление дальнейших чудес. Однако уже сегодня верующим разрешено в церквях и соборах поклоняться этому «слуге господнему» и в молитвах просить блаженного Карла о ходатайстве у Бога.
Одновременно с объявлением о причислении Карла I к лику блаженных стало известно, что скоро такое же звание будет предпослано имени бывшего епископа Мюнстера, Клемента Августа графа Галена. Во времена нацизма этот человек, известный под именем «Лев Мюнстера», был одним из немногих католических священников, резко выступавших против шовинистической политики Гитлера. В 1941 году он в своих проповедях говорил о бережном отношении к больным и слабым и всеми доступными ему средствами препятствовал осуществлению гитлеровской программы принудительного умерщвления психически неполноценных людей и инвалидов. Его бросили в тюрьму, но он продолжал верить в своё правое дело. Умер он в 1946 году в звании кардинала.
"Русская Германия", 10 января 2003 г.