Нынешним летом в двух старинных храмах в поселке Сокур и селе Урусово впервые за долгие десятилетия после их закрытия была совершена Божественная литургия. Каждому богослужению предшествовала немалая подготовительная миссионерская работа, в которой принимал участие Епархиальный отдел по работе с молодежью. С руководителем отдела иеромонахом Дорофеем (Барановым) наш сегодняшний разговор.
Отец Дорофей, можно начать с личных впечатлений? Деревенские улочки, домики, сараюшки какие-то... Люди, одетые в ядовитых расцветок китайский ширпотреб этот искусственный... И над всем этим как символ былого величия руины огромного храма. Под полуобрушенными сводами пролетают, сбивая крыльями "пыль веков", голуби. Стены темные, в разводах соляных, пол земляной а все равно такая красота там, такая мощь, такая... натуральность! Хор поет, дым от кадил в косых лучах света. Над всем этим, высоко купол. И мы поднимаем голову в сторону неба... В Интернете об Архиерейских службах в полуразрушенных храмах в других епархиях ничего не нашла. Откуда вообще пришла эта идея? И почему вектор миссии оказался направлен именно на село?
Как пришла эта идея? Предыстория такова. С 2006 года мы с ребятами из Молодежного православного общества совершаем так называемые "трудовые десанты". Едем в село, где есть старинный храм, устраиваем там субботник. Убираемся внутри, убираем территорию вокруг храма. Работы неимоверно много, но привести храм в порядок это задача минимум. Задача-максимум собственным примером вовлечь в эту работу местных жителей, привести их в храм в прямом и переносном смысле. Потому что если восстановить церковь в селе каким-то сторонним волевым усилием она будет пустовать. Храм это не просто "строительно-реставрационный объект". Восстановление храма в широком смысле включает в себя еще и работу по восстановлению души, а без усилий со стороны самого человека это невозможно. Начинается с малого: вот человек увидел, что в его село приехали ребята, пытаются в храме порядок навести, мусор выгребают. И если он присоединился, если хотя бы ведро мусора сам вынес он к этому храму начинает как к чему-то своему, родному, относиться. Ведь он вложил свой труд, а к своему труду в народе уважение еще осталось. Бывает, что мы приезжаем и как начали субботник одни, так его одни и заканчиваем. А где-то местные жители один, другой, третий, пятый присоединяются. Кто-то по ведру, по кирпичику мусор выносит; кто-то от полевых работ отвлекся и на своем "КамАЗе" приехал, чтобы его вывезти. И вот когда в одно и то же село мы возвращались во второй, в третий раз, в глазах этих людей мы видели вопрос: а что дальше, какое продолжение будет? Но если мы говорим о храме, то продолжение может быть только одно: богослужебное, и Архиерейское богослужение как его вершина. Почему мы едем именно в село? Потому что именно деревня сегодня находится в самом плачевном состоянии как по уровню жизни, так и по уровню воцерковления. Миссионерство в городе это прежде всего сама приходская жизнь. А мы направляемся туда, где пока еще никакой церковной жизни нет. Сегодня у села единственный шанс выжить это объединиться вокруг храма. Потому что всегда на селе жили общиной; разбить, разрушить общину это и была цель советской власти, и сегодня в деревне люди живут очень разобщенно. Так что объединение, восстановление общины вокруг храма это единственное, что может спасти село.
Знаете, интересно, а как вообще все это начинается? Ну вот вы, прежде чем субботник провести объявления расклеиваете, жителей приглашаете?
В деревне объявления развешивать не надо. Там проблемы распространения информации нет: если кто-то что-то делает, то в течение получаса это всем становится известно. Проблема в другом: в социальной инертности. Даже если человек пообещал прийти не факт, что он придет; не хватает воли сделать шаг за порог своего дома, чтобы что-то изменить. Изменений в лучшую сторону ждут но чтобы все произошло без их участия.
А как к храму люди относятся?
Я помню, как два года назад мы приехали в село Мордово, вошли в храм полуразрушенный. Там надпись: "Маша + Витя", прямо под куполом. С нами были местные жители, и вот одна женщина вспомнила, что это она, когда молодая была, написала. Там же зернохранилище сделали, зерно до самого верха насыпано было до купола рукой подать. Вот она свою "формулу любви" и вывела. Сколько лет уж прошло, а она до сих пор раскаивается, что сделала это. Потому что в народе на генетическом уровне уважение к храму, благоговейное к нему отношение сохранилось. Именно поэтому наши миссионерские усилия все же находят отклик.
Вот вы говорите: миссионерские усилия. А в чем именно они заключаются? Как это сейчас принято говорить, что составляет наполнение проекта?
Подготовительный этап это не только работа в храме. Это прежде всего общение с жителями села. Конечно, православная миссия не должна быть навязчивой, как сектантская, которая собирает большой урожай. Но этот урожай быстро гниет, потому что его негде хранить. Миссия же православная это зернышки человеческих душ, которые должны прорастать, погружаясь в церковную среду. Именно поэтому мы, приезжая, разговориваем с людьми, отвечаем на вопросы, привозим православную литературу. Очень много зависит от настроя местных жителей. Вот в Урусово учителя местной школы нам очень помогали не только своим участием в работе, но своим неравнодушным отношением, активной позицией. Самое трудное когда активность местного населения нулевая. Не в переносном, а в самом прямом смысле. В Сухом Карабулаке, куда мы за последние три года выезжали раза четыре, к нам никто из местного населения так и не присоединился ни во время работы, ни после, когда мы, по установившейся традиции, устраиваем "посиделки" с пением у костра. Очень тяжелая обстановка в селе какое-то ожесточение в людях чувствуется.
Ну, видимо, действительно село селу рознь потому что нельзя забыть, с каким воодушевлением сельчане воспринимали концерты духовных песнопений и народной музыки, которые были и в Сокуре, и в Урусово. Кстати говоря, что это были за замечательные песни? Сейчас такого плана народную музыку нечасто услышишь...
В Урусово мы в программу включили казачьи и военные песни времен Первой мировой. Песни действительно замечательные. Вообще пение это одна из ярких сторон жизни человеческого духа. И наши концерты потому так хорошо воспринимаются и запоминаются, что в людях жива еще генетическая память о том, что когда-то на селе люди пели и это составляло немалое утешение для их душ. А хором петь может только община.
По логике, если с восстановлением храма будет восстанавливаться и общинный уклад жизни на селе люди снова запоют?
А так и происходит. Возьмите Багаевку Саратовского района (отец Дорофей является настоятелем строящегося храма в честь Владимирской иконы Божией Матери в этом селе. Авт.). Когда-то там был народный хор, потом все распалось. Когда начали строить храм, начались службы в приспособленном помещении те, кто хотел петь, стали объединяться, появился приходской хор. Причем и молодежь туда подтягивается! Так что храм на селе это сегодня еще и культурный, и социальный, и образовательный центр, и центр по работе с молодежью...
Отец Дорофей, старинные храмы в Сокуре и в Урусово поражают своей величиной. Наверное, это один из критериев выбора адреса при планировании миссионерской акции? И будут ли подобные акции продолжены?
То, что храмы в этих селах большие, не исключение, а скорее правило. Из сохранившихся по районам области старинных сельских храмов большинство рассчитано человек на 500, не меньше. В Саратовской губернии до революции ведь были богатые хлебные села; здесь специально переселенцев селили, которые занимались зерновыми культурами. Пшеница с Узеня, балаковская пшеница по всей России известны были. В хлеборобных местах народ селился компактно, села были большие, и храмы большие строились. В Кутьино пока еще стоит огромный Свято-Никольский храм, замечательный по архитектуре. Рассказывают, когда его строили, десятки окрестных сел отказались от потребления яиц все шло на приготовление раствора (для крепости в раствор белок добавляли). Вот так люди на храм жертвовали. Потому что это были их земля, их храм, их жизнь. Помочь сегодняшним селянам осознать это одна из задач нашей миссии. А критерий выбора села для проведения миссионерской акции предельно прозаичен: храм там не должен находиться в аварийном состоянии. Вот в том же Кутьино, к сожалению, ни в самом храме, ни у его стен миссионерскую акцию провести нельзя может обвалиться кладка. И в селе Лох храм аварийный. Но в одном из старинных храмов Красноармейского и Новобурасского районов, где летом работали ребята из епархиального молодежного общества, миссионерская акция обязательно пройдет.
Источник: Православие и современность