ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Креста ради

Противостояние консерваторов и антиклерикалов на улицах Варшавы

Станислав Минин :: 15 сентября 2010

На Краковском предместье в Варшаве, неподалеку от Старого города, стоит президентский дворец. Перед дворцом – бронзовый конь. На коне – бронзовый князь Юзеф Понятовский. Перед Понятовским – деревянный крест. Перед крестом – полиция и металлические заграждения. На другой стороне улицы – группа людей. Четки, свечи, чтение молитв. Картинка из жизни современной Варшавы...

Деревянный крест у дворца установили в апреле харцеры (польский аналог бойскаутов) в знак памяти о жертвах авиакатастрофы под Смоленском, когда погибли президент Польши Лех Качиньский и еще 95 человек.

С тех пор в Польше кое-что изменилось. Новым президентом был избран Бронислав Коморовский. Он заявил, что крест следует перенести в более подобающее место. Ожидалось, что таким местом станет церковь Святой Анны возле Старого города. Канцелярия президента обо всем договорилась с курией архиепископа Варшавского. Торжественный перенос креста с участием духовенства должен был состояться 3 августа.

Должен был, но не состоялся. В дело вступили так называемые защитники креста. Они несли ночное дежурство у памятного знака и поутру окружили его, подняв транспаранты. Священникам, пришедшим забрать крест, они кричали: "Ты кто, священник или чекист?" Собравшаяся толпа начала напирать на установленные ночью ограждения, и полиция была вынуждена применить слезоточивый газ. Сделано это было неуклюже, в результате пострадала журналистка радио TOK FM. Одна женщина (вся Польша теперь знает ее как пани Иоанну) пыталась привязать себя к кресту, ее снимали сотрудники Бюро правительственной охраны.

Крест устоял. Канцелярия президента объявила, что церемония откладывается на неопределенный срок. Защитники креста молятся денно и нощно, прильнув к ограждению, и иногда вступают в диспут с антиклерикально настроенными горожанами, чья логика проста: "Президентский дворец – государственный символ, польское государство – светское, а у верующих есть храмы, пусть молятся там". Защитники креста руководствуются иной логикой. Почти все они считают, что катастрофа президентского самолета была не несчастным случаем, а запланированным убийством. Убили Качиньского и пассажиров президентского Ту-154, конечно, русские, а премьер Польши Дональд Туск и Бронислав Коморовский вступили с русскими в сговор и хотят "замять дело".

Более умеренные защитники готовы уйти с Краковского предместья, если на месте креста установят памятник жертвам катастрофы. Они даже предлагают проекты такого монумента. Например, гигантский обелиск, который никто в здравом уме не позволит установить в историческом центре Варшавы.

Защитники-ортодоксы (например, пани Иоанна) видят в Лехе Качиньском чуть ли не второго Христа. Христа бичевали – и Качиньского обливали грязью его противники. Евреи распяли Христа, а русские убили Качиньского.

Польские СМИ интересуются защитниками креста. Кто-то пишет о них с некоторой симпатией, как, например, Анита Чуприн из газеты Polska The Times. Кто-то не скрывает сарказма. Корреспонденту газеты Nie Малине Бланьской удалось внедриться в ряды защитников и даже отстоять ночную вахту. Позже она довольно иронично рассуждала о том, как и кого из защитников можно нейтрализовать.

Ночью у креста дежурит "дюжина смелых". Они готовы дать отпор полиции, "чекистам", студентам из Варшавского университета, "сатанистам" и пьяницам из местных кабаков, которых, по их мнению, специально науськивают масоны, либералы и евреи.

Днем их собирается около семи десятков – женщины, мужчины и даже дети. Они пользуются поддержкой. Во-первых, со стороны ультраконсервативных СМИ вроде Radio Maryja или Gazeta Polska. Во-вторых, со стороны партии "Закон и справедливость" Ярослава Качиньского – брата покойного президента. 10 сентября Ярослав Качиньский участвовал в митинге у президентского дворца и обещал подать в суд на власти города, установившие заграждения и не пускающие граждан к кресту. В-третьих, со стороны консервативной части епископата. Архиепископ Гданьска Славой Лешек Глудзь и архиепископ Пшемысля Юзеф Михалик уже высказались в защиту пикетчиков.

Официальная Церковь дистанцируется от решения проблемы. В заявлении президиума епископата говорится, что сам конфликт был спровоцирован политиками, желающими отвлечь внимание поляков от повышения налогов. О чрезмерной политизации самой Церкви говорят лишь некоторые "епископы-либералы" (и это остается их особым мнением). Многие журналисты и публицисты считают, что Церковь дискредитировала себя, не пожелав брать на себя ответственность за создавшуюся ситуацию, обнажив склоки в своей среде и продемонстрировав неспособность влиять на умонастроения верующих.

Епископат "переводит стрелки" на польские власти. Действительно, судьбу креста может (и должна) решить президентская канцелярия, которой принадлежит дворец. Но и Бронислав Коморовский колеблется. В Польше через год парламентские выборы, и превосходство партии Коморовского "Гражданская платформа" над оппонентами измеряется несколькими процентами. Один неосторожный шаг – и тебя заклеймят борцом с Церковью, католицизмом, а значит, и "польскостью" как таковой.

Впрочем, пока Коморовский осторожничает, общественно-политическая жизнь в Польше меняется. Слово берет городская молодежь. Именно она, организовавшись посредством сети Facebook, устроила в ночь с 9 на 10 августа на Краковском предместье многотысячный митинг с требованиями перенести крест. Молодежь выступает за светское государство. Она издевается над защитниками креста, рисуя на них карикатуры, провоцируя на откровенный обмен репликами. Она устраивает флешмобы. Она придумывает лозунги вроде "Надо убрать дворец – он не дает рассмотреть крест!"

Гжегож Наперальский, атеист и кандидат от социал-демократов на последних президентских выборах, пытается оседлать эту волну. Он организовал митинг сторонников светского государства. Впрочем, Наперальскому удалось собрать лишь несколько сотен человек. Время от времени молодой политик пытается делать то, чего от левых многие годы добивается их антиклерикально настроенный электорат. Но, по мнению критиков, Наперальскому решительно не хватает харизмы.

Левые публицисты радуются: по их мнению, Польши, в которой на религии можно делать политику, скоро не будет. Однако "скоро" еще не наступило. Пока левые политики ищут харизму, а Бронислав Коморовский пытается избежать ошибок, защитники креста приковывают к себе внимание всей страны. И готовы зимовать на Краковском предместье.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама