8 октября – день преставления Сергия Радонежского. Образ преподобного и жизнь Троице-Сергиевой Лавры определяли отношение Павла Флоренского к России. Его внук, игумен Андроник (Трубачев) рассказал, чем Лавра была для Флоренского, что происходило с мощами преподобного Сергия после закрытия монастыря и какую роль в их почитании сыграла Московская духовная академия.
Значительная часть жизни отца Павла Флоренского связана с Лаврой. Он закончил семинарию и Академию, был редактором академического "Богсоловского вестника", жил в Сергиевом Посаде. будучи священником Сергиево-Посадской церкви Убежища сестер милосердия Красного Креста... Что значило для него проживание вблизи раки преподобного Сергия и основанного им монастыря?
Отец Павел родился в Евлахе, на Западе нынешнего Азербайджана, детство прожил на Кавказе, в Тифлисе, много ходил по горам. Собственно знакомство с Россией у него произошло в Сергиевом Посаде, близ Лавры. И Лавру он ощущал и как символический центр России, и как духовный центр, и как выразительницу подмосковной природы, которую писали Нестеров, Левитан и другие художники.
Лавра была для него зримым выражением души русского народа и русской географии. Конечно, Россия обширна, это и Дальний Восток, и Запад... Но Россия, которая пошла от Руси, это та природа., те деревья, воздух, трава, та освещенность дня и ночи, закаты, восходы, которые бывают именно здесь.
Как духовный центр Лавра воспринималась благодаря ее основателю, преподобному Сергию. Это раскрыто в работах "Троице-Сергиева Лавра", "Келейная икона преподобного Сергия", и ряде более мелких статей.
Что из написанного отцом Павлом Флоренским о Лавре и преподобном Сергии, на Ваш взгляд, наиболее важно?
Думаю, статья "Троице-Сергиева Лавра и Россия", написанная в самом конце декабря 1918 года.
Там можно найти ряд литургических и исторических неточностей, но главное духовный смысл. Флоренский ощущает преподобного Сергия как ангела-хранителя России. По мысли отца Павла, Лавра как бы конспект бытия России: то, что совершается в Лавре, как бы отражает то, что совершается в России, и это связано и с какими-то его внутренними ощущениями, с той ролью, которую Лавра стала играть с 14 века: участие в победе в Смутное время, в войне 1812 года.
Не случайно эта статья больше других публиковалась на русском языке в разных журналах и была переведена почти на 10 языков. Переводчики ощущают, что это важный текст для понимания России за границей.
С 1918 года отец Павел стал членом Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. Каким образом в революционное пытались сохранить сокровища Лавры? Можно ли сказать, что для него забота о сохранении сокровищ Лавры была символической попыткой спасти и сохранить прежнюю Россию?
Конечно. Что касается Комиссии, она была организована государством, но в нее вошли глубоко верующие люди: граф Олсуфьев (который основал музей на Куликовом поле), Михаил Шиф (который после принял священный сан) Мансуров (который тоже стал священником), Дурылин. Они взяли благословение у патриарха Тихона. К тому времени Лавра уже был национализирована и стоял вопрос о том, чтобы сохранить ее духовное и материальное богатство до того времени, когда оно может быть возвращено Церкви. Вместе с этим была вторая задача, без которой было бы не возможно воплотить первую дать грамотное искусствоведческое описание памятников Лавры.
История с сохранение главы преподобного Сергия известна, а что в связи с революцией происходило с мощами?
В 1918-19 годах существовало несколько проектов в отношении мощей преподобного Сергия: захоронить на местном кладбище, полностью уничтожить, перевести в Москву в один из антирелигиозных музеев (как сделали с мощами преподобного Серафима).
В 1919 году братия была выселена из Лавры и уже не имела доступа к мощам преподобного Сергия, которые продолжали находиться в Лавре. И когда приехал представитель наркомата юстиции Галкин, бывший священник, чтобы забрать мощи, отец Павел и граф Олсуфьев, боясь, что мощи могут пропасть, по благословению патриарха отсекли голову преподобного Сергия и заменили ее на голову одного из князей Трубецких, которые были погребены под Троицким собором.
Глава была перенесена в дом Олсуфьева, где находилась до 1926 года. Потом ее перевезли в Люберцы. Во время войны она находилась в храме Владимирской Божией Матери села Виноградово по городом Долгопрудный и оказалась в нескольких километрах от линии фронта.
Известно, что отец Павел Флоренский записал обстоятельства перемещения главы преподобного Сергия на древнегреческом языке. Это семейное предание? Вы сами видели листок. На котором все было записано?
Предание это то, в чем слишком нет уверенности. Об обстоятельствах перемещения главы преподобного известно из рассказа сына отца Павла, Кирилла Павловича. Он сам видел этот листок и спрашивал меня, не находил ли я его. Но сам я листок не видал.
Но могу предположить, кто его перевел. У отца Павла Флоренского была замечательная духовная дочь Елена Митрофановна Гливерова, из дворянского семейства Гливеровых. Она закончила классическую женскую гимназию госпожи Фишер в Москве и знала древнегреческий язык. После того, как отсидела в лагере, она жила какое-то время в доме отца Павла и, скорее всего, и перевела записи отца Павла.
А что происходило с мощами преподобного?
А мощи преподобного Сергия с головой князя Трубецкого оставались в Лавре. Распоряжение забрать мощи не было выполнено. Наркомат юстиции Галкин написал, что это невозможно и перенос мощей нужно отложить до другого времени по причине обстановки: он боялся, что произойдет крестьянское восстание.
Бунт действительно был возможен?
Сейчас трудно судить.
А потом религиозная кампания по вскрытию мощей затухла. В 1920 году на территории Лавры был организован историко-архитектурный музей, а в 1928 году он был переименован в антирелигиозный. Мощи преподобного Сергия должны были быть выставлены как экспонат один из главных культовых предметов, благодаря которому духовенство якобы эксплуатировало население.
Мощи были перенесены в Никоновский придел Троицкого собора и поставлены так, чтобы из можно было обходить.
В 1941 году, когда началась война, вместе со всеми экспонатами музея они были эвакуированы в Соликамск (Молотов) на специальном поезде, на котором эвакуировали и ценности Исторического музея.
В 1944 году они были возвращены в музей со всеми экспонатами, а в 1946-м передана в распоряжение Лавры, где начала возрождаться монашеская жизнь. Наместник Лавры, отец Гурий, и архимандрит Иларион вернули главу преподобного и внес ли мощи в Успенский собор в Великую субботу, 20 апреля. А 21 там была отслужена первая за неcкольrо лет литургия.
Первое время они находились там, где сейчас стоит рака преподобного XVI века, у правого клироса. А когда в 1948 году Лавре передали Троицкий собор, их переместили туда. Все это подробно описано в моей книге "История закрытия Троице-Сергиевой Лавры и судьба мощей преподобного Сергия в 1918-1946 годах" (издана в 2008 году).
Продолжало ли существовать почитание мощей преподобного Сергия в период с 1919 года по 1946, с закрытия Лавры до возрождения монашеской жизни?
Да. Все время шли экскурсии. И верующие приходили в музей, чтобы поклониться мощам. Наместник Лавры, архимандрит Кронид, даже был обвинен в том, что создал подпольный монастырь и привлекал верующих. Хотя, кончено, монастыря никакого не было. Но монахи продолжали жить вблизи монастыря и приезжали верующие. Есть описания того. Как люди старались оказать почтение святыни. Например, закрывали глаза, чтобы не смотреть на разоблаченные мощи преподобного.
Московская духовная академия возобновила деятельность в стенах Лавры в 1949 году. Это усилило почитание преподобного Сергия?
-Конечно! У нас же было всего две академии Московская и Петербургская. И значительная часть духовенства получала духовное образование именно в Лавре. Студенческие, юношеские годы для них были связаны с почитанием преподобного Сергия. В этом смысле духовенство как бы возрастало у мощей преподобного Сергия, и потом они разносили в традицию его почитания в разные концы страны.
Священнослужители приезжали в Лавру на праздники и это были те немногие массовые праздники, которые происходили в советское время. Выпускники МДА встречались в Лавре и недаром Академию стаи называть большой кельей преподобного Сергия.
Кто сейчас следит за мощами преподобного?
Этим занимается ризничий и хранитель Троицкого обора, которого назначает наместник Лавры. Как-то раз я спрашивал одного монаха о том, как переоблачают мощи. Он сказал, что при нем это делали только раз и других это не касается. Нечего вникать в то, до чего еще не дорос.
Источник: Татьянин день