ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Финанс.": Анна Ким. Калифы банковского бизнеса.(Как функционируют исламские банки)

20 января 2004

Религия. Согласно принципам ислама, ростовщичество является тяжким грехом. Но это не мешает динамичному развитию исламских банков. Каким же образом они зарабатывают?

Взимание ссудного процента (риба) с точки зрения ислама несправедливо по своей сути. Кредитор, дающий деньги в долг, получает доход, не прилагая никаких усилий. Поэтому за деньгами не признается право быть товаром, который можно продать, получив доход от такой сделки. Вот что говорит о проценте и ростовщиках Коран: "Те, которые берут лихву, восстанут [в Судный день], как восстанет тот, кого шайтан своим прикосновением обратил в безумца. Это им в наказание за то, что они говорили: "Воистину, торговля - то же, что и лихва". Но торговлю Аллах дозволил, а лихву запретил. Если к кому-либо [из ростовщиков] придет увещевание от Аллаха и если он поступит согласно этому увещеванию, то ему простятся прошлые его грехи. Его дела принадлежат Аллаху. А те, кто станет [вновь давать в рост], - обитатели адского пламени на вечные времена" (Коран, сура 2:275).

Ислам отрицательно относится не только к кредитору, получающему процент, но и к должнику, этот процент уплачивающему. Поэтому мусульманин, строго соблюдающий религиозные каноны, не может ни стать вкладчиком традиционного банка (если по вкладу начисляется процент), ни взять в нем ссуду. Предоставление финансовых услуг таким клиентам - задача исламских банков, руководствующихся в своей деятельности не только соображениями прибыли, но и нормами религиозной этики.

Главным принципом исламских банков является исключение из всех операций процентной ставки. Вместо выдачи бизнесмену платной ссуды банк может инвестировать в проект средства в обмен на участие в прибыли. Вкладчик же получает свой доход также не в виде процента, а путем участия в прибыли банка. Как правило, в банках существуют специальные советы, которые проверяют операции на предмет соответствия нормам шариата.

История и статистика. Первые финансовые институты, придерживающиеся подобных принципов, появились в Египте в 60-е годы прошлого столетия. Они не были крупными и открыто не позиционировали себя в качестве специализированных исламских банков. Начало развития банковского сектора, открыто заявляющего свою приверженность системе ценностей ислама, было положено в 1975 году, когда под эгидой Организации исламской конференции начал работать Исламский банк развития. Его появление послужило отправной точкой роста сети подобных банков, прежде всего в арабских странах: Dubai Islamic Bank, Islamic Bank of Egypt, Islamic Bank of Sudan, Bahrain Islamic Bank и многих других.

Поначалу международное финансовое сообщество отнеслось к новому виду банков скептически. Многие восприняли исламский банкинг как исключительно пропагандистскую акцию, финансировавшуюся за счет взвинченных цен на нефть. Действительно, трудно спорить с тем, что первая волна расширения сети исламских банков пришлась на годы "нефтяных шоков". Однако конъюнктура нефтяного рынка с тех пор менялась неоднократно, а прогнозы о скором крахе исламских банков не сбылись до сих пор. Сейчас суммарные активы исламских банков оцениваются в $230-260 млрд, а темпы роста индустрии достигают 10-15% в год. Около 260 банков работает в десятках стран мира и не только в тех, где ислам - основная религия. В некоторых странах - в Великобритании, Швейцарии, Австралии - традиционные банки предлагают "очищенные" от процентных выплат услуги клиентам, исповедующим ислам. Например, активны на рынке банковских услуг для мусульман такие гиганты, как Citibank и HSBC.

Можно выделить три основных механизма, на основе которых исламские банки совершают свои операции.

Мудараба. В широком смысле эта концепция предполагает заключение контракта, по которому одна из сторон предоставляет капитал, а другая - свои предпринимательские способности к использованию этого капитала. Прибыль делится между сторонами по взаимному соглашению. В английской деловой лексике эта концепция исламского банкинга часто обозначается как "Profit and Loss Sharing". Отметим, что такая трактовка не вполне верна. В случае если хозяйственная деятельность приносит убыток, потери ложатся на владельца капитала, а предприниматель не получает вознаграждения за свой труд. В рамках договора на основе мударабы функции сторон четко разделены: владелец капитала ограничивается предоставлением денежных средств и не принимает участия в производственной деятельности, которая целиком возлагается на предпринимателя. Разумеется, предприниматель не может вкладывать деньги в запрещенные шариатом виды деятельности, например в производство и продажу алкоголя или организацию игорных заведений.

В принципе банк в этой концепции может выступать и как владелец капитала, и как предприниматель. В этом случае часть дохода предпринимателей, реализующих проект на деньги банка, достается последнему, затем часть этих денег распределяется среди вкладчиков банка. Однако в реальной практике объем инвестирования банками проектов на основе мударабы невелик. Зато эта концепция широко применяется как правовое и моральное обоснование приема банком клиентских средств. Банк в этом случае выступает как трастовый управляющий. На основе мударабы работают также и исламские инвестиционные фонды. Мушарака - договор о совместной реализации партнерами проекта. Капитал должен предоставляться всеми сторонами сделки, но вложение партнерами равных долей не обязательно. Прибыли распределяются в соответствии с соглашением, убытки делятся в зависимости от долей партнеров в инвестированном капитале. В договоре типа мушарака оговариваются все детали проекта: вид бизнеса, условия, сроки, ответственность сторон, порядок распределения прибылей и убытков. Теоретически предполагается, что все стороны участвуют в реализации проекта. Но в действительности банк, предоставляя капитал, обычно передает финансируемой стороне право самостоятельно управлять бизнесом. Банк вмешивается в деятельность предпринимателя лишь в той степени, которая обеспечивает ему возможность контроля за ходом реализации проекта, соблюдением партнером условий договора, преодоления возникших проблем в целях защиты вложенного капитала.

Мушарака может быть постоянной и регрессирующей. Постоянная мушарака означает, что банк становится долевым собственником финансируемого бизнеса, причем его доля сохраняется неизменной до завершения проекта (на период существования компании либо на срок, оговоренный в соглашении). Например если речь идет об акционерной компании, то банк становится собственником доли акционерного капитала. Регрессирующая мушарака предполагает, что доля банка в проекте постепенно сокращается за счет выплаты ему доли прибыли, превышающей его долю во вложенном капитале. Эта практика широко применяется, когда предприниматель стремится избежать длительной опеки со стороны банка.

Мурабаха - финансирование торговых операций. Банк приобретает от своего имени и за свой счет товар по заказу клиента. Затем банк перепродает товар клиенту, причем последний платит банку с рассрочкой. Цена, которую платит клиент, включает в себя оговоренную в договоре наценку, которая становится прибылью банка. На операции мурабаха приходится, как правило, значительная доля дохода исламских банков (нередко до 80-90%). В то же время именно мурабаха является самым сомнительным видом деятельности с точки зрения мусульманской этики. Дело в том, что наценка, как правило, определяется банками исходя из существующих на мировых рынках процентных ставок (так, очень часто применяется ставка LIBOR). С точки зрения многих знатоков шариата, это недопустимо, хотя с практической точки зрения вполне объяснимо: исламским банкам приходится конкурировать с традиционными за привлечение клиентов. Сфера деятельности исламских финансовых институтов не ограничивается перечисленными основными видами операций. Уникальный препарат для продления полового акта Дапоксетин прилиджи с доставкой по всей России и полностью анонимно Большинство банков предлагают иджару - разрешенную форму лизинга, закат - фонды обязательного налога для состоятельных людей, кард-аль-хасан - беспроцентные ссуды. В последние годы получили развитие рынок такафул - приемлемой для мусульман формы страхования и даже сукук - исламские облигации. Банкиры постоянно разрабатывают новые продукты, но многие из них сталкиваются с проблемой несоответствия законам шариата.

50-е

Разработка исламской экономической школой теоретических моделей банкинга без процентной ставки (мудараба и мушарака)

60-е

Первые финансовые институты, работающие на принципах шариата (например, Mitghamr Egypt Savings Associations, 1961-1964 годы)

70-е

- "Первая волна" становления исламских банков: Dubai Islamic Bank (1971), Исламский банк развития (1975) и др.

- Активные научные исследования; разработка механизма мурабаха 80-е

- Число банков растет

- Первые "исламские окна" в традиционных банках

- Первые исламские фонды

- Отдельные страны (Пакистан, Иран, Судан) начинают перестраивать финансовые системы в соответствии с нормами религиозной этики

- Рост интереса к исламскому банкингу в финансовых кругах Запада

90-е

- Широкое распространение "исламских окон"

- Создание исламских фондовых индексов (Dow Jones, Financial Times) и др.

- Диверсификация исламских финансовых инструментов (в том числе ценных бумаг, страхования)

- Разработка универсальных стандартов для исламских финансовых услуг и инструментов Начало XXI века

- Создание финансовых рынков на локальном и международном уровне

- Создание Международного исламского рейтингового агентства (Бахрейн)

С КОНЦА 90-Х ГОДОВ рассчитывается несколько специальных фондовых индексов - Dow Jones Islamic Indices (мировой, американский, европейский, британский, технологический и индекс малых компаний). В состав индексов входят компании, не получающие дохода от запрещенных шариатом видов бизнеса. А сейчас самая "модная" тема, обсуждаемая финансистами мусульманских стран, - создание единого Исламского фондового рынка.

"Финанс.", N 2 2004 г.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама