ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Хотим научить школьников религии, а учим ненависти. Бог один – провайдеры разные

Евгений Ямбург :: 22 октября 2010

Двойной крах (коммунистической утопии и советской империи) до крайности обострил проблему идентичности. Мы уже давно не "новая историческая общность людей – советский народ". Вопрос: "кто мы и откуда, когда от всех тех лет остались пересуды, а нас на свете нет?" (Б. Пастернак) – породил стремление обратиться к своим национальным и религиозным корням. Стремление тем более понятное, что очень быстро выяснилось: ни один прикладной вопрос, будь то техническая модернизация или построение цивилизованного рынка, не может быть решен в условиях, когда разрушена шкала нравственных ценностей – "ценностей незыблемая скала" (О. Мандельштам).

Как показал опыт тысячелетий, ценности не могут быть удержаны, если они не опираются на святыни. ХХ век с его потоками пролившейся крови выявил кризис автономной безрелигиозной морали. Это серьезный аргумент в пользу знакомства вступающих в жизнь поколений с мировыми религиями. Но весь вопрос в том, кто и как это делает. Мы слишком часто путаем духовность и клерикализм, веру наших отцов и вражду наших отцов друг к другу. В нашей многонациональной и поликонфессиональной стране опасно не ощущать разницы между глубокими религиозными поисками мыслящих, совестливых людей и модой на религиозность, принимающей порой дикие, одиозные формы. Вот лишь несколько примеров.

В Москве появились школы с этнонациональным компонентом: корейские, армянские, татарские и другие, в том числе еврейские. Случай привел меня в последнюю, и там на доске объявлений я прочел приказ, запрещающий педагогам начальной школы изучать с малышами сказку "Три поросенка". В силу некошерности ее персонажей. Я не удержался и заметил коллеге-директору, что таким приказом он загоняет себя и детей в культурное гетто. "Вы – не настоящий еврей", – прозвучал холодный ответ. На том и расстались. А ведь я знал этого человека раньше как вполне вменяемого педагога без фанатического блеска в глазах.

В другой раз ненастоящий еврей попал в православную гимназию на семинар православных физиков (!). Главная идея семинара заключалась в том, что каждый урок физики должен приводить к идее бытия Божьего (вероятно, чтобы детей стошнило – как раньше от марксизма-ленинизма, применимого ко всем наукам). Когда в ходе семинара я процитировал библейское изречение "Не поминай Господа всуе", мне живо напомнили о том, кто я по национальности.

И последний пример.

Почувствовав, наконец, необходимость нравственного воспитания детей, государственные мужи приняли решение в порядке эксперимента ввести в программы четвероклассников основы православной, мусульманской, иудейской культуры по выбору родителей учеников. Желающим предоставляется право посещать занятия по светской этике. Внешне все выглядит пристойно, если, конечно, не задумываться о том, кто и что там конкретно будет преподавать. Так вот.

Привели родители в нашу школу девочку. Они недавно переехали в Москву из другого региона, где по приказу губернатора (!) уже пару лет внедряется подобный курс. Причем, по словам родителей, этот самый курс явился одной из причин перемены места жительства. Я выразил удивление, а они попросили меня поговорить с ребенком. Состоявшийся разговор мгновенно выявил причину родительской тревоги.

– Какое счастье, что мы православные!

– Наверное.

– Но если бы вы знали, как я ненавижу католиков!

– Чем же они тебе так насолили?

– Как вы не понимаете! Они же молятся Примадонне!

– Деточка, Примадонна – это Алла Борисовна Пугачева, а католики молятся Деве Марии, тогда как православные – Матери Божией. Дева Мария и Божия Матерь – это одна и та же женщина.

– Разве?

Кто-то уже успел отравить ее сознание ненавистью, причем к одной из христианских конфессий. Прикажете разъяснять десятилетнему ребенку теологические тонкости, отличающие молитвенную практику католиков и православных?

Впрочем, ничего нового мы не узнаем. В "Записных книжках" князя Петра Андреевича Вяземского читаем: "У многих любовь к Отечеству заключается в ненависти ко всему иноземному. У этих людей и набожность, и религиозность, и Православие заключаются в одной бессознательной и бесцельной ненависти к власти Папы". Написано еще в позапрошлом веке.

Представляю себе отношение детей, прошедших такой курс "обучения", к исламу, с учетом нашего преимущественно евроцентрического образования и эксцессов на Северном Кавказе...

Не скрою, меня больше порадовало недавнее высказывание одного юноши, увлеченного компьютерами, который глубокомысленно изрек: "Я догадался: Бог один – провайдеры разные!"

Почему нельзя продолжать любить свое и при этом не стремиться увидеть в другом ад? Школа – это место, где мы должны усиливать то, что объединяет, а не разделяет людей. Вот почему я против расселения детей по разным конфессиональным квартирам в одном школьном доме.

Почему же так трудно дается признание того, что все мировые религии содержат общие сердцевинные ценности? Потому что в основе обращения людей к религии лежат две причины: поиск идентичности и стремление обрести прочную нравственную опору в жизни. По большому счету две эти задачи не противоречат друг другу. Но у людей, не имеющих достаточной подготовки, на первый план выходит поиск идентичности. Религия превращается для них в средство опознания в примитивной схеме: свой – чужой. На первый план выдвигается известный вопрос: против кого дружим? Он и становится основой сплочения.

Прагматичные политики стремятся максимально использовать это испытанное средство объединения электората, не слишком задумываясь о последствиях и глубоких корнях, питающих подлинные религиозные чувства людей. В предельно откровенной форме свою идентичность не так давно обнажил суверенный Батька: "Я, конечно, атеист, но атеист православный". Ну что тут скажешь?

Между тем, коль скоро мы всерьез, а не в конъюнктурных политических целях встаем на путь религиозного просвещения детей и юношества, нам самим предстоит научиться различать подлинную религиозность и ее искажение, имя которому – ненависть. Для этого необходимо иметь некий метод. Его предлагал своим слушателям православный священник Александр Мень:

"Альтернативой Иисусу Христу является антихрист. Это дух, дух, который действует в истории.

Христос – это свобода, антихрист есть порабощение. Христос – это любовь, антихрист есть ненависть. Христос – это вселенскость, антихрист замыкается в групповом, клановом, национальном и так далее. Христос есть ненасилие, антихрист – насилие. Христос – истина, антихрист – ложь.

Пользуясь этим методом, мы всегда можем угадать дух антихриста и его носителей".

Митрополит Киевский Платон (Городецкий) (1803-1891) остался в истории Русской православной церкви как выдающийся миссионер, много, в частности, сделавший для укрепления православия в Прибалтике. Это, однако, не помешало ему, человеку, всем сердцем любившему православие, сказать при встрече с инославными, что религиозные перегородки не доходят до небес.

Да, как бы говорит он, перегородки есть, и мы их не можем не замечать. Но если наше духовное зрение будет более острым, то мы не сможем не увидеть, что Небеса над всеми одни – без перегородок. И что, осознавая свою ответственность перед вступающими в жизнь поколениями, можно противопоставить такому мировосприятию?

Русский философ В. Соловьев был убежден в том, что "мировая задача состоит не в создании солидарности между каждым и всеми – она уже и так существует по природе вещей, а в полном сознании и затем духовном усвоении этой солидарности со стороны всех и каждого".

Пока до такого духовного усвоения очень далеко. Но с чего-то ведь надо начинать. С чего? С раннего детства, пока ребенка не успели заразить племенной ненавистью и свирепой религиозностью.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама