ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Принять на веру. К преподаванию основ религиозных культур и светской этики подключаются новые регионы

Ирина Ивойлова :: 26 октября 2010

В конце октября заканчивается первый этап эксперимента по преподаванию в школе курса "Основы религиозных культур и светской этики". Общественный совет при Минобрнауки обсудил первые результаты апробации нового курса "Основы религиозных культур и светской этики", который состоял из шести модулей. Итак, что дальше?

Напомним, курс включает: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. В авральные сроки были написаны учебники по всем модулям, причем писали их представители разных конфессий.

Наибольшие споры разгорелись вокруг двух книг – по основам православной культуры и основам светской этики. Авторов первого учебника упрекали в излишней религиозности текста. А что касается второго, то авторов для него вообще нашли с большим трудом. Книга не раз редактировалась. Тем не менее все регионы вовремя получили комплекты учебников, книг для учителя и электронное сопровождение к материалам.

– Что касается содержания, то учебники написаны профессионально, – говорит директор Института всеобщей истории РАН и член Общественного совета Александр Чубарьян. – Но мне кажется, что они мало приспособлены для школ, потому что очень сложны для восприятия.

С ним полностью согласны практически все педагоги из экспериментальных регионов. Так, в департаменте образования Тверской области "РГ" рассказали, что учителям и ученикам очень не хватало еще и рабочих тетрадей по новому предмету. Разумеется, разработанных отдельно для каждого модуля. Зато порадовали тестовые задания в учебниках, которые требовали совместной работы учеников и родителей. Многие мамы и папы благодаря новому предмету впервые заглянули в учебники своих детей и попытались вместе найти ответы на вечные вопросы.

В Костромской области в малочисленных сельских школах, в школах с пятидневной рабочей неделей сложно было выделить часы на преподавание нового курса. Возникали трудности в решении финансовых вопросов.

Учителя Еврейской автономной области высказали претензии к графическому оформлению пособий курса и предложили не растягивать его на два учебных года, а уложиться в один. К примеру, в четвертом классе.

Что касается качества подготовки учителей, то тут, по единодушному мнению педагогического сообщества, лучше всего справились с новым курсом историки, обществоведы и литераторы. Хотя со "своими" учителями начальных классов, которых тоже привлекали к преподаванию, четвероклашкам было психологически комфортнее. Школьники выбирали в основном три модуля: основы светской этики, основы православной культуры и основы мировых религиозных культур.

Интересно, что в разных регионах процент учеников, которые выбрали одинаковые модули, очень сильно отличался. К примеру, в Тверской области подавляющее большинство детей выбрали основы православной культуры, а в Вологодской области – основы светской этики. В департаменте образования Тверской области интерес к православию объяснили тем, что в школах в рамках факультатива читался подобный курс и дети хотели выбрать то, что им уже отчасти знакомо. Национальная среда, конечно, тоже сыграла свою огромную роль в выборе.

Эксперимент показал – школьники, как правило, не выбирают модули для того, чтобы узнать что-то о другой культуре и религии. Большинство останавливают выбор на "своей". В Чечне, тоже участвовавшей в эксперименте, 99 процентов выбрали основы исламской культуры.

КОММЕНТАРИИ

Михаил Бураков, вице-президент "Общества духовной культуры", Екатеринбург:

– Краеугольным камнем духовности является толерантность, терпимость к чужим мировоззрениям. Преподавание ребенку культуры одной религии перекрывает путь к воспитанию такой толерантности. Нельзя разделять младших школьников по конфессиям в зависимости от желания родителей.

Знакомство с пособиями по религиозными культурам подтверждает, что изучение одной отдельно взятой религиозной культуры невозможно без приобщения учащихся хотя бы к некоторым догматам соответствующей религии. А это противоречит Конституции РФ как светского государства. В России, где традиционными определены четыре религии, следует обучать детей, сравнивая культуры хотя бы этих религий. Это и делается в пособии по "Основам мировых религиозных культур".

Светская этика "пристегнута" к курсу явно для того, чтобы удовлетворить родителей-атеистов. Хотя она в действительности необходима всем маленьким гражданам нашего светского общества.

Для воспитания духовно ориентированного и толерантно настроенного гражданина России необходимо преподавать всем школьникам без разделения на группы сначала светскую этику, а потом основы мировых, а не только традиционных для России религиозных культур. Ход эксперимента следует корректировать, не дожидаясь его окончания.

Татьяна Брославская, завуч школы N 25, Томск:

– У нас во всех трех пятых классах ребята изучают "Основы светской этики". Хотя некоторые родители хотели, чтобы ребенок изучал два модуля: допустим, православие и светскую этику или ислам и светскую этику. Нравится ли новый предмет? Отношение в целом позитивное. Есть пожелание – в регионы отправлять комплекты с запасом. Курс рассчитан на два года, и за лето численность классов иногда меняется. У нас, например, три новых ученика остались без книг. Пришлось выходить из положения.

Иван Никифоров, ученик 4-го класса, Алапаевск:

– Мне и моим родителям очень нравится урок "Основы православной культуры". Мы узнаем очень много нового и интересного. Спорим – существует ли Бог? Нужно ли верить в него? Мы узнали, что такое добро и зло. Кто управляет совестью. Узнали, кто такой "православный человек".

Д. Рахимова, родительница:

– Наша семья придерживается мусульманских традиций, но мы посчитали нужным для сына изучение модуля "Основы православной культуры". А причины две: весь класс выбрал этот модуль, а кроме того, интересны обычаи и традиции православного народа. Наш сын с удовольствием рассказывает о том, что узнал на уроке. Читаем вместе учебник и отвечаем на вопросы. Многие традиции совпадают.

Какие ожидаются изменения

В 2010-2011 годах к эксперименту подключаются Марий Эл, Ярославская область. Занятия для четвероклашек, которые только приступят к изучению нового предмета, начнутся не в четвертой четверти, как это было прежде, а в третьей. Количество часов при этом не изменится, только занятия будут проходить не два раза в неделю, а один.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама