В конце октября заканчивается первый этап эксперимента по преподаванию в школе курса "Основы религиозных культур и светской этики". Общественный совет при минобрнауки обсудил первые результаты апробации нового курса "Основы религиозных культур и светской этики", который состоял из шести модулей. Итак, что дальше?
Напомним, курс включает: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. В авральные сроки были написаны учебники по всем модулям, причем писали их представители разных конфессий.
Наибольшие споры разгорелись вокруг двух книг по основам православной культуры и основам светской этики. Авторов первого учебника упрекали в излишней религиозности текста. А что касается второго, то авторов для него вообще нашли с большим трудом. Книга не раз редактировалась. Тем не менее все регионы вовремя получили комплекты учебников, книг для учителя и электронное сопровождение к материалам.
Что касается содержания, то учебники написаны профессионально, говорит директор Института всеобщей истории РАН и член Общественного совета Александр Чубарьян. Но мне кажется, что они мало приспособлены для школ, потому что очень сложны для восприятия.
С ним полностью согласны практически все педагоги из экспериментальных регионов. Так, в департаменте образования Тверской области "РГ" рассказали, что учителям и ученикам очень не хватало еще и рабочих тетрадей по новому предмету. Разумеется, разработанных отдельно для каждого модуля. Зато порадовали тестовые задания в учебниках, которые требовали совместной работы учеников и родителей. Многие мамы и папы благодаря новому предмету впервые заглянули в учебники своих детей и попытались вместе найти ответы на вечные вопросы.
В Костромской области в малочисленных сельских школах, в школах с пятидневной рабочей неделей сложно было выделить часы на преподавание нового курса. Возникали трудности в решении финансовых вопросов.
Учителя Еврейской автономной области высказали претензии к графическому оформлению пособий курса и предложили не растягивать его на два учебных года, а уложиться в один. К примеру, в четвертом классе.
Что касается качества подготовки учителей, то тут, по единодушному мнению педагогического сообщества, лучше всего справились с новым курсом историки, обществоведы и литераторы. Хотя со "своими" учителями начальных классов, которых тоже привлекали к преподаванию, четвероклашкам было психологически комфортнее. Школьники выбирали в основном три модуля: основы светской этики, основы православной культуры и основы мировых религиозных культур.
Интересно, что в разных регионах процент учеников, которые выбрали одинаковые модули, очень сильно отличался. К примеру, в Тверской области подавляющее большинство детей выбрали основы православной культуры, а в Вологодской области основы светской этики. В департаменте образования Тверской области интерес к православию объяснили тем, что в школах в рамках факультатива читался подобный курс и дети хотели выбрать то, что им уже отчасти знакомо. Национальная среда, конечно, тоже сыграла свою огромную роль в выборе.
По материалам источников: Богослов.ру